Как Святой Дух помогает нам молиться. Молиться духом


3. Что значит молиться духом, молиться и умом. Избранное

3. Что значит молиться духом, молиться и умом

Апостол проводит четкую грань между молитвой духом и молитвой умом; поэтому, когда он говорит: «стану молиться духом», то прибавляет: «стану молиться и умом». Необходимость в таком различении возникла оттого, что коринфяне не осознавали своего долга — молиться для назидания себя и других, и делали это ради самовосхваления. Многие из них, обладая великими дарами (например, говорением на иных языках), должны были заботиться об этих дарах и использовать их для назидания своих братьев; вот потому-то Павел и написал эту главу, чтобы они поняли, что более превосходными, чем их дары, являются дела для назидания церкви. Ибо «когда я молюсь на незнакомом языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода», однако ум тоже должен назидаться пониманием того, что исповедуют уста (1 Кор. 14:3,4,12,14,19,24,25). Поэтому «стану молиться духом, стану молиться и умом».

Очень важно, чтобы это понимание присутствовало в молитве, как и в сердце и на устах: «Стану молиться духом, стану молиться и умом». Что делается с пониманием, осознанно, УМОМ, то более эффективно, чем то, что делается формально; поэтому Апостол просил Бога в своих молитвах за колоссян, чтобы они «исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном» (Кол. 1:9). Он молился за ефесян, чтобы Бог дал им «Духа премудрости и откровения к познанию Его» (Еф. 1:17). Также за филиппийцев, чтобы их «любовь еще более и более возрастала в познании и всяком чувстве» (Флп. 1:9). Во всяком деле, будь то мирское или духовное, человеку необходимо понимание, а потому все молящиеся должны желать себе такого осознанного подхода. Далее я покажу вам, что значит молиться с пониманием, то есть умом. Понимание должно присутствовать как в речи на родном языке, так и в разного рода делах. Я не буду говорить о языке, но остановлюсь на втором вопросе. Чтобы верно молиться, молящемуся нужно иметь духовное понимание молитвы:

1. Молиться умом — значит молиться так, как назидает Дух Святой в осознании тех нужд, о которых душа молится. Ибо если человек не имеет понимания, то он никогда не испытает потребности в прощении грехов и освобождении от грядущего суда, а значит, не будет желать этого, или же будет так прохладен в своем прошении, что Бог возненавидит даже тот дух, в котором человек просит об этом. Так произошло с церковью Лаодикийской. Им недоставало духовного понимания: они не осознавали, что бедны, жалки, слепы и наги. По этой причине и они сами, и их молитвы стали ненавистны Христу настолько, что Он грозил исторгнуть их из уст Своих (Отк. 3:16,17). Люди могут повторять в своих молитвах одни и те же слова, но если в одном духовное понимание присутствует, а в другом нет, то между их одинаковыми словами возникает огромная разница! Один говорит от духовного осознания того, о чем он просит, а у другого это одни лишь слова и все.

2. Духовное осознание поселяет в сердце Бога готовность и желание дать то, в чем нуждается душа. Давид духовным видением угадывал сами мысли Бога по отношению к себе (Пс. 39:7). То же произошло с женщиной-хананеянкой; своей верой и глубоким пониманием за внешним отказом она угадала в сердце Христа милосердие и готовность спасти, что заставило ее настаивать и просить, не отступая; и она просила до тех пор, пока не получила той милости, в которой нуждалась (Мф. 15:22-28). Душа только тогда станет искать Бога, молить Его о прощении, когда поймет, что Бог готов простить грешника.

Если человек увидит в канаве жемчужину, стоящую больших денег и не будет знать, что это очень ценная вещь, он легко пройдет мимо; но если он знает ей цену, то сделает все возможное, чтобы заполучить ее. Точно так и в духовном мире: если человек понимает ценность духовного и Божьего, тогда его сердце и душа со всей силой будут устремляться к ним, и он не перестанет молить и просить о них до тех пор, пока не получит желаемое. Двое слепых из Евангелия знали наверняка, что Иисус, проходивший мимо, может и хочет исцелить их от болезни; потому они кричали, и чем больше их укоряли, тем настойчивее они кричали (Мф. 20:29-31).

3. Духовно просвещенное понимание является, таким образом, тем путем, которым душа может прийти к Богу, и оно дает ей мужество идти этим путем. Бедную душу можно сравнить с человеком, которого ждет беда, если он не выполнит порученное дело, или большая награда, если дело будет выполнено. Однако человек, не зная, с чего и как начать, несмотря на страхи и смятение, все же берется за дело.

4. Просвещенное понимание видит большие возможности в обетованиях Божьих, и это тоже воодушевляет молитву, что, в свою очередь, придает ей еще большие силы. Когда людям обещают что-то, особенно если известно, что обещанное будет исполнено, то такое обетование дает смелость идти и просить.

5. Просвещенное понимание является путем, которым человек приходит к Богу с разными нуждами, иногда с увещеванием, как Иаков (Быт. 32:9). Иногда с прошением, и не только выраженным словами, но и исторгнутым из сердца Самим Духом благодаря осознанию человеком этой потребности, и такие прошения не оставляют сердце Бога равнодушным. Когда Ефрем получает верное понимание своего нечестивого поведения пред Господом, тогда он начинает оплакивать себя (Иер. 31:18-20). Но, оплакивая себя, он использует такие слова, которые трогают сердце Господа, рождая в Нем готовность, простить, и делают самого Ефрема через Иисуса Христа приятным в глазах Бога: «Слышу Ефрема, плачущего», — говорит Бог. «Ты наказал меня, — и я наказан, как телец неукротимый; обрати меня, — и обращусь, ибо Ты — Господь Бог мой. Когда я был обращен, я каялся, и когда был вразумлен [то есть получил правильное понимание своего состояния], бил себя по бедрам; я был постыжен, я был смущен, потому что нес бесславие юности моей». Способными растопить любое сердце: «Не дорогой ли у Меня сын Ефрем? Не любимое ли дитя? Ибо, как только заговорю о нем, всегда с любовью вспоминаю о нем; внутренность Моя возмущается за него; умилосержусь над ним, говорит Господь». Вот так, как видите, следует молиться духом, ибо именно такая молитва является молением и умом.

Сказанное можно проиллюстрировать следующим сравнением: представьте, что к вашим дверям подошли двое нищих: один бедный, хромой, избитый, умирающий от голода, другой здоровый и крепкий человек; оба говорят одни и те же слова, прося у вас милостыни; один говорит, что умирает с голоду, другой говорит то же; но нищий и увечный говорит с большей убедительностью, с большим чувством и пониманием своего несчастья, чем другой, и это видно из самой его манеры говорить и оплакивать себя. Боль и нищета заставляют его изъясняться в духе плача, чего не хватает другому, и его скорее, чем другого, пожалеют те, в ком есть сострадание или жалость. Так же и с Богом: есть люди, которые просто по привычке и по форме идут и молятся; есть другие, которые идут молиться, гонимые духом горечи; один молится из чувства долга и понимания своих обязанностей, а из другого слова изливаются, гонимые жестокой болью его души. Конечно, именно на такого человека посмотрит Бог, «на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом» Его (Ис. 66:2).

6. Просвещенное понимание чудесным образом находит слова для молитвы и помогает произнести их. Человек, обладающий таким пониманием, умеющий различать добро и зло, чувствовать и нищету человеческую и милосердие Божье, такой человек не нуждается в писаниях других людей, которые станут учить его форме молитвы. Как человека, чувствующего боль, не нужно учить кричать, так же и того, кому понимание было открыто Духом, не нужно учить молитвам, придуманным другими людьми, ибо он может молиться без их помощи. Его настоящее положение, его чувства и понимание, а также боль, которую терпит душа этого человека, приводят к слезным мольбам и стенаниям в его прошениях пред Господом. Когда Давида настигли адские муки и горести преисподней, ему не нужен был епископ со стихарем в руках, который научил бы его сказать: «Господь, избавь душу мою!» (Пс. 114:3,4). Ему не пришлось искать в книгах ту форму, в которую он мог бы облечь перед Богом боль своего исстрадавшегося сердца. Сердце скорбящего в своей боли и тесноте само найдет выход, чтобы облегчить муки в стонах и жалобах. Так было и с Давидом, как сказано в Пс. 37:1-12. То же самое, благословен Господь, происходит со всеми, на ком почиет благодать Божья.

7. Необходимо, чтобы до самого конца в человеке пребывало это просвещенное понимание, чтобы душа непрестанно взывала к Богу в молитве и прошении. Божьи люди не подозревают, сколько обмана, соблазна и коварства использует сатана по отношению к той бедной душе, которая искренне стремится к Господу Иисусу Христу. И это допускает Христос, поскольку именно так душа испытывается в своем стремлении искать лица Божьего; сатана же пытается внушить ей мысль о бесплодности таких попыток и убедить ее, что Бог не хочет быть милосердным к ней. «А, — говорит сатана, — можешь молиться, но у тебя ничего не выйдет. Твое сердце холодно, ожесточено и омертвело; ты не молишься духом, ты не молишься искренне, твои мысли постоянно разбегаются, ты лишь притворяешься в своих молитвах к Богу. Прочь, лицемер, больше и не пытайся, все равно у тебя ничего не получится!» И если душа не обладает духовным пониманием, то она вскоре воскликнет: «Оставил меня Господь, и Бог мой забыл меня.» (Ис. 49:14). В то же время просвещенная пониманием Душа говорит: «Ну что ж, я буду и дальше искать Господа и БУДУ ждать; я не оставлю своих попыток, хоть Господь и хранит молчание, и не произносит в мой адрес слов утешения»(Ис. 40:27). Бог очень любил Иакова, однако Он заставил его бороться, прежде чем дал ему благословение (Быт. 32:25-27) Кажущаяся отсрочка у Бога не является признаком Его неудовольствия; Он может скрывать Свое лице от самых дорогих Своих святых (Ис. 8:17). Он любит, когда Его народ молится и когда он стучит в ворота Царства Небесного. «Может быть, — говорит душа, — Господь испытывает меня, либо Он хочет, чтобы я выплакал свою боль пред Ним».

Женщина-хананеянка не приняла отказа, ибо знала что Господь милосерден и что Он спасает Своих избранных хотя может и медлить (Лк. 18:1-6). Господь ждал меня дольше, чем мне приходится ждать; так же было с Давидом. «Твердо уповал я на Господа», — говорит (он есть ему долго пришлось ждать, прежде чем Господь ответил), — но, наконец «Он приклонился ко мне и услышал вопль мой» (Пс. 39:2). Просвещенное понимание — вот что необходимо человеку.

Увы, как много на свете бедных душ, истинно боящихся Бога, но не имеющих духовного понимания Божьего характера и готовых мгновенно сдаться при первой же атаке и искушении сатаны! Господь жалеет их и помогает им «молиться духом, молиться и умом». Я мог бы поделиться и собственным опытом. Когда мой дух был в тисках агонии, я испытал страстное желание бросить все и больше не искать Господа. Но вспомнив, каких великих грешников простил Господь и оказал им милость и как велики были Его обетования грешникам, что Свою благодать и милосердие Он ниспосылает не всем, а только больным, не праведным, а грешникам, не исполненным духа, а опустошенным, — осознание всего этого позволило мне с помощью Святого Духа прильнуть к Нему, положиться на Него и вопиять к Нему, хотя в тот момент Он и не давал ответа. Господь помогает всем обездоленным, искушаемым и несчастным людям одинаково, помогает всегда, хотя может и медлить, как сказано у пророка (Ав. 2:3). Господь до конца помогает людям молиться не изобретенными человеком молитвами в их жестко установленной форме, но «молиться духом, молиться и умом».

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

religion.wikireading.ru

Как Святой Дух помогает нам молиться

Святой Дух Божий помогает нам молиться. Иисус называл Святого Духа Утешителем и Духом Истины. Он учил учеников, что Утешитель пребудет с ними вовек (смотри: Иоанна 14:16). Постоянное присутствие Святого Духа в наших жизнях дает нам возможность как “жить в духе”, так и “поступать по духу” (Галатам 5:25). Ты можешь жить в духе только тогда, когда постоянно питаешься Словом Божьим, учишься более глубоко и близко познавать Бога, в своей жизни следуешь Его наставлениям. Жить в духе и поступать, по духу — близкие по смыслу выражения, которые означают полностью подчинить себя и свою жизнь Божьей воле и направлению. Это означает, что бы Бог ни сказал мне сделать, я исполню. Под этим подразумевается, что я, прежде всего, забочусь о том, чтобы угодить Ему. Это означает, что я ищу водительства Духа Святого, завишу от Его помощи и хочу, чтобы Он руководил моей жизнью. Один из путей, как действует Святой Дух в молитвенной жизни верующего, описан в Послании к Римлянам 8:26: “Также и Дух подкрепляет (нас) в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными”. “Дух подкрепляет (нас) в немощах наших”. Он подкрепляет нас, потому что часто мы не знаем, как молиться об определенных ситуациях. Мы можем не совсем понимать, в чем нужда и каков Божий совершенный план. Именно в таких случаях Дух Святой ходатайствует за нас. “Воздыханиями неизреченными”. Часто, молясь, мы можем быть так сильно озабочены и обременены нуждой, что наши сердца вопиют к Богу до такой степени, что нельзя выразить даже словами. Дух Святой в нас переводит такие “воздыхания”, нечленораздельную мольбу в слова, которые понимает Бог. Также мы читаем о помощи Святого Духа в послании к Ефесянам: “Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом, со всяким постоянством и молением о всех святых”. Молитва всегда означает обращение к Богу всем сердцем, желание каждым вздохом соприкасаться с Богом. Молитва до такой степени должна стать частью нас, что, хотя для нее будет отводиться время, мы часто будем шептать молитву, даже не осознавая этого. Дух Святой совершит это, служа нашим душам. “Всякою молитвою и прошением молитесь... и старайтесь о сем самом, со всяким постоянством и молением о всех святых”.Нерегулярная молитва — неэффективна. Молитва — это могущественная сила. Она способна изменить человека и целые народы. Это означает, что молящийся должен серьезно и ревностно относиться к молитве, если хочет, чтобы она достигла предназначенной цели. К тому же Дух помогает нам молиться таким образом. Наша молитва становится особенно ценной, более победоносной и эффективной, если совершается в сотрудничестве с Духом Божьим. Когда мы научимся этому, она станет такой же естественной для нас, как еда или сон.

Почему нам нужно молиться в Духе?

Настоящая молитва должна исходить от духа человеческого, а не просто лишь из его разума. Твой разум состоит из мышления, эмоций, способности принимать решения и воли. Все эти части составляют твою душу и находятся под воздействием греха до тех пор, пока ты не рождаешься свыше, и тогда твой дух оживает. Когда жизнь приходит в твой человеческий дух, тогда Божий Дух (Святой Дух) может стать Царем и управлять твоим разумом, эмоциями и волей. Именно тогда молитва оживает. Молитва начинается в твоем духе, затем проникает в разум, направляется через эмоции в твою волю. Таким образом, она оказывает влияние на всю душу. Это одна из причин, почему молитва так важна для человека, пребывающего в ней. Поэтому, если ты родился свыше и научился жить в Духе, значит, пребывающий в тебе Дух Божий получил доступ в твой разум и волю через возрожденный человеческий дух, таким образом, оказывая влияние на всего человека. Тогда молитва в Духе служит признаком того, что слова, произносимые твоими устами, исходят не только из разума, а из человеческого духа, управляемого и руководимого Духом. Как ты видишь, очень важно научиться молиться в Духе. Поскольку ты молишься так, как ведет Дух Святой (смотри: Римлянам 8:26), ты заключен в источник всей силы самого Всемогущего Бога. Когда дух и душа находятся под руководством Святого Духа, тело также подчинится. Это означает, что пять органов чувств будут функционировать в соответствии с желанием Святого Духа Божьего. В результате эта победоносная жизнь принесет взамен торжествующую, эффективную, сильную молитву. Когда человек достигнет таких вершин в своем духовном росте, его ноги пойдут туда, куда укажет Дух, его руки будут делать то, что Дух желает, его уста будут произносить только слова, прославляющие живого Бога.

Молитва Духом соответствует Библии

Слово Божье является для нас руководством и критерием. Мы никогда не собьемся с пути, если всегда будем соизмерять все со Словом Божьим. Заблуждения и культы начинаются, когда кто-либо не принимает правильное учение Слова Божьего и говорит: “Бог сказал мне что-то особенное. Он дал мне особенное откровение” или вместо того, чтобы основывать теологию, мышление или поступки на Слове, сообщают: “Я думаю так или так...” Божье Слово всегда право и мы должны строить свою жизнь на нем. Неважно, чему может учить человек. Если его учение противоречит Слову Божьему, тогда заблуждается он, а не Библия. Если церковь или деноминация учит тому, что противоречит вечному Слову Божьему, она находится в заблуждении, а не Библия. Приведем примеры молитвы в Духе. Если мы равняемся на Слово Божье, наша молитва Духом Божьим будет ясной, правильной, сильной и эффективной. Ты можешь полностью положиться на эту истину: Божье Слово и Дух Божий всегда находятся в согласии между собой — всегда. Они никогда не будут противоречить друг другу, потому что Слово Божье и Дух Божий — одно. Они действуют вместе и неразделимы. Святой Дух описывается в Евангелии отИоанна 14:17 как “Дух истины, которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет”. Они оба являются орудиями любви, благословения и силы. Поэтому молясь духом, мы молимся в Слове Божьем, через Слово Божье и исполняем Слово Божье. Недавно кто-то спросил меня: “Как ты оцениваешь новую доктрину?” Я ответил: “Очень просто. Я откладываю этот стих из Слова Божьего и делаю выводы, руководствуясь Библией, — не одним стихом, но всей Библией. Если это точно соответствует Библии, тогда все в порядке и Дух подтвердит это твоему духу. Но если это оказывается, чьим, то собственным истолкованием или личным откровением — в каком-нибудь вопросе будет расхождение с Библией. Это означает заблуждение, и Святой Дух ясно засвидетельствует об этом. Поэтому не следуй за этим!” Если кто-нибудь говорит мне: “Ты идешь против Бога, если не принимаешь мое откровение”. Я не соглашаюсь с этим. Но я принимаю Слово Божье полностью. Это самое главное. Молитва в Духе — неотъемлемая часть Слова Божьего, поэтому я соглашаюсь с этим, так как молитва в Духе всегда прославляет Бога. Всегда. Почему нужно молиться в Духе? “Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия” (1 Коринфянам 2:11). Вот ответ. Нам нужна информация о том, как молиться, но мы можем узнать ее только при помощи Духа Божьего. Дух Божий — божественный Посыльный самого Божьего мышления. Когда мы знаем Божьи намерения о чем-нибудь — в частности, о Его воле для наших жизней — тогда мы можем радостно, с ожиданием, счастливо жить и расти в единстве с Ним. Можем молиться за других, обладая таким знанием, которым никогда не располагали раньше. Мой друг, если ты никогда не переживал освобождение, знание, силу, потрясающий мир, который приходит при сотрудничестве с Духом Святым в молитве, я настоятельно советую тебе открыться Ему и попросить Его овладеть твоей жизнью и молитвой. Когда ты послушаешься моего совета, ты будешь удивляться тому, как вообще раньше мог обходиться без этого.

literator.org

Стану молиться духом. «Избранное» | Буньян Джон

 

2. Что значит молиться духом

«Стану молиться духом». Молиться Духом означает (речь идет о молящемся, которого принимает Бог), как уже было сказано, искренне и осознанно, с любовью и доверием прийти к Богу через Христа, и это искреннее, осознанное и доверительное приближение должно явиться действием самого Духа Божьего.

Нет в целом мире ни церкви, ни человека, которые могли бы прийти к Богу с молитвой, минуя помощь Святого Духа. «Потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе» (Еф. 2:18). Затем Павел говорит:

«… ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Испытующий же сердца знает, какая мысль у духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией» (Рим. 8:26,27). Поскольку в этом месте Писания наиболее полно отражено откровение о духе молитвы и неспособности человека молиться без этого духа, я в нескольких словах прокомментирую данное утверждение.

«Ибо мы». Прежде всего, вспомним, кто писал эти строки. Павел, а в его лице все Апостолы. Павел говорит: «Мы, Апостолы; мы, особо поставленные служители, мудрые строители, из которых некоторые уже были восхищены в рай (Рим. 15:16; 1 Кор. 3:10; 2 Кор. 12:4). Мы не знаем, о чем молиться». Хотя нет ни единого человека, который бы усомнился в том, что Павел и его братья-апостолы могли выполнить любую Божью работу не хуже любого папы или любого гордого прелата римской церкви. Он мог бы составить «Книгу общих молитв» точно также, как и первые ее составители, будучи одаренным благодатью или духовными дарами не меньше чем они.

«Ибо мы не знаем, о чем молиться». Мы не знаем, о чем мы можем молиться, мы не знаем Того, Кому мы молимся, мы не знаем, с помощью чего мы молимся; мы не можем знать ничего без помощи и посреднического участия Духа. Следует ли нам молиться об общении с Богом через Христа? Следует ли нам молиться и просить о вере, об оправдании благодатью и об истинно освященном сердце? Мы ничего этого не знаем. «Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» (1 Кор. 2:11). Но, увы! Апостолы говорят о внутренних и духовных вещах, о которых мир не имеет понятия (Ис. 29:11).

И опять, поскольку они без помощи Духа не знают, о чем молиться, точно так же они не знают без Его же помощи, как молиться; и потому он добавляет: «Ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно»; но здесь Дух подкрепляет нас в немощах наших и ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Отметьте, сами Апостолы не могли успешно справиться с этой обязанностью, но сегодня есть христиане, абсолютно уверенные в своих способностях! Апостолы в самые высокие моменты своего служения, то есть когда Святой Дух определенным образом помогал им, были вынуждены полагаться на Его ходатайства воздыханиями неизреченными, сами не умея должным образом выразить свои нужды.

«Ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно». Обратите внимание: «как должно». Невнимание к этой фразе или, по меньшей мере непонимание ее в духе и истине привело некоторых людей к тому, что они стали, как Иеровоам, изобретать новые пути поклонения, новые как по сути, так и по форме, что совершенно не соответствует тому, что открыто в Слове Божьем (3 Цар. 12:28,29). Но, говорит Павел, мы должны молиться, как должно, а этого невозможно достичь ни мастерством, ни умением, ни хитростью, ни изобретениями людей или ангелов. «Ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух», то есть Сам Дух подкрепляет нас в немощах наших, но не дух и вожделения человеческие. То, что человек может изобрести своим умом и воображением, — это одно, а то, что людям заповедано и что им следует исполнять, — другое дело.

Многие просят и не получают, потому что просят не на добро, и потому никогда ни на йоту не приближаются к тому, о чем просят (Иак. 4:3). Случайные прошения в молитвах не приведут к Божьему ответу. Когда произносится молитва, Бог испытывает сердце молящегося: из какого корня и духа происходит та молитва (1 Ин. 5:14). «Испытующий же сердца знает», что Дух имеет, потому что Он [Дух] ходатайствует за святых по воле Божией». Ибо Бог слышит только то, что находится в соответствии с Его волей, и ничего иного. И только Дух Божий может научить нас просить как должно; и только Он имеет познание обо всем и может знать самые сокровенные помыслы Божьи. И без Духа Святого, имей мы хоть тысячу «Книг общих молитв», мы никогда не сможем знать, о чем молиться, как должно, и при нас останутся все наши немощи, которые делают нас несостоятельными и неспособными к истинной молитве. Немощи же наши, хотя их весьма сложно все перечислить, состоят в следующем:

1. Без Духа Святого человек настолько немощен, что не в состоянии иметь спасительные мысли о Боге, о Христе и о благословенном, а потому Бог говорит о нечестивом так: «… во всех помыслах его: нет Бога!» (Пс. 9:25). Более того, люди начинают представлять Бога таким же, какими являются они сами (Пс. 49:20,21). Ибо «мысли и помышления сердца их были зло», и было их зло «во всякое время» (Быт. 6:5; 8:21). Будучи не в состоянии познать Бога, Которому молятся, или Христа, через Которого они молятся, не зная, о чем молиться, как было показано ранее, как же они могут обратиться к Богу без посредства Духа, одного лишь и способного помочь им в их немощах? Сам Дух открывает эти вопросы бедным душам и помогает нам понять их, потому Христос говорит Своим ученикам, обещая послать им духа Утешителя: «… от Моего возьмет и возвестит вам», словно бы говоря: «Я знаю, вы истинно не понимаете того, что Я делаю, пытаетесь объяснить это так или иначе, но ваше непонимание останется при вас, и сердце ваше будет прикрыто завесой; никто не сможет снять эту завесу и дать вам духовного прозрения, кроме Духа». Истинная молитва как во внешнем выражении, так и во внутренних переживаниях должна проистекать в озарении Духом, в противном случае такая молитва есть тщета и скверна, потому что сердце и язык не действуют, да и не могут действовать заодно, если только Дух не подкрепит нас в наших немощах (Мк. 7; Прит. 28:9; Ис. 29:13). Давид прекрасно осознавал это, и именно это заставило его возопить: «Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою» (Пс. 50:17). Я полагаю, Давид прекрасно говорил и мог выразить себя, как и многие другие и как любой из нас, что видно из его псалмов и дел. И тем не менее, когда этот человек, этот пророк приходит поклониться Богу, тогда Сам Бог приходит ему на помощь, иначе у человека ничего не получится. «Господи! отверзи уста мои», и только тогда «уста мои возвестят хвалу Твою». Сам он не мог произнести ни единого правильного слова, если только Дух не давал ему сказать. «Ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух подкрепляет нас в немощах наших».

2. Наша молитва должна быть в Духе, то есть должна быть эффективной, потому что без Духа люди не могут творить молитву осознанно; они лицемерны, холодны и непристойны в своих молитвах, а потому они со своими молитвами скверна в глазах Бога (Мф. 23:14; Мк. 12:40; Лк. 18:11,12; Ис. 58:2,3). В молитве моление происходит не от звучности голоса, не от показного благочиния и благолепия, ибо не на это смотрит Бог. Человек, будучи всего лишь человеком, настолько порочен, что не может сохранить свое слово или помысел, а уж тем более молитву или часть молитвы в чистоте и праведности, чтобы Бог мог принять ее через Христа; по этой причине фарисеи со всеми их молитвами были отвергнуты. Нет сомнений в том, что они отлично могли выразить себя в словах, причем в цветистых и многословных выражениях; но у них не было помощи Духа Иисуса Христа, а потому говорили то, что говорили, оставаясь со всеми своими немощами и пороками и не умея искренне, осознанно и доверительно излить свои души Богу с помощью силы Духа. Молитва, достигающая небес, — это молитва, посылаемая туда в силе Духа.

3. Только лишь Дух может показать человеку ясно и отчетливо его природное ничтожество и таким образом поставить его перед необходимостью излить свое сердце в молитве. Слова — это лишь слова, как говорится, и молитва превращается в богослужение празднословию, если в ней отсутствует ощущение своего ничтожества. О, проклятое лицемерие, царящее во множестве сердец, сопровождающее многие тысячи молитв людей, подлежащих суду за то, что не осознали своего ничтожества! Но когда в человеке действует Дух, Он мягко указывает душе на ее жалкое состояние, на то, где она окажется и что станется с нею в ее теперешнем состоянии, а также на недопустимость такого состояния. Именно Дух настойчиво убеждает человека в его греховности и ничтожестве его жизни без Иисуса Христа, ставя душу перед необходимостью обратиться к Богу в сладкой, искренней, осознанной и доверительной молитве в согласии с Его Словом (Ин. 16:7-9).

4. Даже если люди увидят свою греховность, без помощи Духа Святого они не смогут молиться. Они будут бежать от Бога вместе с Каином и Иудой, будут полностью лишены милости Божьей, если не будет помощи от Духа. Когда человек воистину осознает свой грех и Божье проклятие за грех, то трудно убедить его молиться Богу, ибо его сердце говорит: «Не надейся, нет!» Напрасно искать Бога (Иер. 2:25; 18:12). Во мне столько зла, столько нечестия, я проклятое создание, и не будет мне прощения! Но вот появляется Дух и нисходит на грешную душу, помогает ей поднять лицо ее к Богу, ниспосылая на отчаявшееся сердце Свое милосердие, чтобы воодушевить ее на обращение к Богу. Поэтому-то Дух назван Утешителем (Ин. 14:26).

5. Обращение должно быть в Духе, или с Духом; без Него человек не может знать, как правильно подойти к Богу. Люди легко ответят, что к Богу можно прийти через Сына, но это невероятно трудная задача — прийти к Богу собственным путем, минуя Духа. Ведь именно «Дух все проницает, и глубины Божий» (1 Кор. 2:10). Именно Дух показывает нам путь к Богу и то, что есть для нас желанного в Боге. «Молю, — говорит Моисей, — открой мне путь Твой, дабы я познал Тебя» (Исх. 33:13). И: «… от Моего возьмет и возвестит вам» (Ин. 16:14).

6. Без Духа Святого, даже если человек увидит, все свое ничтожество и узнает верный путь к Богу, он все же никогда не сможет претендовать на изволение Божье в получении своей доли в Боге, Христе и Его милосердии. О, как тяжела такая задача! Бедной душе, которая осознает свою греховность и понимает неотвратимость гнева и праведного суда Божьего, так трудно с верой сказать одно это слово: «Отче!» Скажу вам, что, вопреки утверждениям лицемеров, христианину действительно трудно произнести это слово; он не может сказать, что Бог есть его Отец. «О! — говорит он, — я не осмеливаюсь назвать Его Отцом»; и по этой причине в сердца Божьих людей ниспослан Дух, чтобы чада Божьи могли воскликнуть: «Авва, Отче». Сказать это без помощи Духа с верой и пониманием — слишком непосильная задача для любого человека (Гал. 4:6). Когда я говорю «с пониманием», я имею в виду способность осознавать, что значит родиться свыше и быть чадом Божьим. Когда я говорю «с верой», я имею в виду верующую душу, вера которой проистекает из действующей в ней благодати. Это дает право называть Бога Отцом; право произносить от сердца Господню молитву так, как она передана нам в Писании, а не так, как делают многие, произнося эти слова формально. Нет, в молитве только тогда присутствует жизнь, когда в ней или с ней Дух, когда человек осознает свой грех и понимает, как нужно прийти к Господу за милосердием. И он приходит, скажу я, в силе Духа и вопиет к Отцу. Одно это слово, сказанное в вере, лучше тысяч молитв, написанных, а затем прочитанных человеком формально, холодно и безразлично.

О, как далеки люди от понимания этого, когда они считают вполне достаточным выучить самим и научить детей читать Господню молитву, символ веры и различные высказывания из Писания, тогда как Бог знает, что они не осознают своего положения, своей нищеты и не понимают, что значит прийти к Богу через Христа! О, бедные души! Изучите свое положение и взывайте к Богу, моля показать вам ваши заблуждения и невежество прежде, чем вы решитесь назвать Бога своим Отцом, и научите своих детей тому же. И знайте, что называть Бога Отцом в молитвах и общении, не имея действия благодати в душах своих, — значит называть себя евреем, будучи неевреем, то есть лгать. Вы евреи, то есть истинные христиане; Бог говорит: вы лжете! «Вот, Я сделаю что из сатанинского сборища, из тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, но не суть таковы, а лгут, — вот, Я сделаю то, что они придут и поклонятся пред ногами твоими» (Отк. 3:9). «Знаю твои дела… и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но — сборище сатанинское» (Отк. 2:9). И тем больший грех, когда грешники хвалятся этим с притворным благочестием, как хвалились иудеи пред Христом (Ин. 8), что заставило Христа недвусмысленно предсказать то, что предуготовлено им за все их лицемерное притворство (ст. 41-45). Проклятый блудник, вор и пьяница, ругатель и клятвопреступник — таковыми были люди не только в прошлом, таковыми они остаются и сейчас — некоторыми почитаются единственно честными, и все потому, что они приходят в церковь и говорят своими богохульными устами и лицемерными сердцами: «Отче наш!» На самом же деле каждый раз, когда такие люди взывают к Богу, называя Его Отцом, они совершают мерзкое богохульство. А поскольку другие, более смиренного расположения, сомневаются в истинности таких традиций, их рассматривают как единственных врагов Божьих и Его народа: тогда как суеверия лицемеров поставили великого Бога в положение их противника и заставили Вседержителя считать их Своими врагами (Ис. 63:10). И они хвалятся, я имею в виду этих несчастных, — хотя нет ничего плохого в том, что они соблюдают свои традиции, — тем, что являются хорошими прихожанами и честными гражданами, в то время как Божьи люди, как всегда, считаются мятежниками, бунтарями и раскольниками (Езд. 4:12-16).

А потому, дай мне немного порассуждать с тобой, бедный, слепой, невежественный глупец.

(1) Возможно, твоей главной молитвой является «Отче наш, Сущий на небесах» и т.д. Ты понимаешь значение самых первых слов этой молитвы? Можешь ли ты вместе с другими святыми воззвать: «Отче наш»? Воистину ли ты рожден свыше? Получил ли ты Духа усыновления? Видишь ли ты себя во Христе и можешь ли предстать пред Богом как член Христов? Или ты не понимаешь этих вещей и все же осмеливаешься говорить Богу «Отче»? Не дьявол ли тебе отец? (Ин. 8:44). Не исполняешь ли ты похоти плоти своей? И ты осмеливаешься называть Бога своим Отцом? А разве не ты являешься безрассудным гонителем детей Божьих? Разве не ты клял их в сердце своем множество раз? И все же ты выдавливаешь из своей богохульной глотки эти слова и относишь их к Отцу нашему? Он является Отцом тех, кого ты ненавидишь и преследуешь. Но как сатана поставил себя среди сынов Божьих (Иов. 1:6-7), когда они предстали пред Отцом, нашим Отцом Небесным, так и теперь. И если чадам Божьим разрешено говорить «Отец наш», то разве всякая слепая и невежественная толпа в миру должна повторять эти слова: «Отче наш»?

(2) И неужто ты повторяешь «да святится имя Твое» от сердца? Стремишься ли ты к тому, чтобы провозглашать имя, святость и славу Божью всеми честными и законными способами? Соответствуют ли этой фразе из молитвы состояние твоего сердца и содержание твоих речей? Стремишься ли ты подражать Христу во всех делах праведности по заповедям Божьим и по воле Его? Ты ответишь «да», если ты один из тех, кому Бог дал право называть Его Отцом. Или подобные размышления никогда не приходят тебе в голову в течение целого дня? И разве ты не показываешь ясно, что являешься отъявленным лицемером, подтверждая свое лицемерие лживой молитвой притворного языка своего?

(3) Действительно ли ты хочешь, чтобы Царство Божье пришло и чтобы воля Божья была и на земле, как на небе? Нет, чисто формально ты повторяешь: «Да приидет Царствие Твое», но эти слова не заставляют тебя волноваться и быть готовым бежать, чтобы услышать звук трубы и увидеть мертвых воскрешаемыми и самому явиться пред лице Божье, чтобы дать отчет Ему во всех делах твоих, которые ты делал, пребывая в теле. Не является ли сама мысль об этом неприятной для тебя? А если воля Божья будет и на земле, как на небе, не будет ли это для тебя твоим сокрушением? На небесах никогда не бывает мятежа против Бога, а если то же будет на земле, не полетишь ли ты сразу в преисподнюю? То же относится ко всем остальным твоим прошениям в молитве. Ах, как печально стали бы выглядеть такие люди и с каким ужасом они стали бы метаться взад и вперед, если бы только знали, сколько лжи и богохульства исходит из их уст в самой их лицемерной святости! Господь пробуждает вас, бедные души, и со смирением учит не торопиться и давать отчет помыслам сердца своего и тем более словам языка! Когда предстанешь пред Богом, как говорит мудрец, «не торопись языком твоим, и сердце твое да не спешит произнести слово пред Богом» (Екк. 5:2).

7. Если вы хотите, чтобы молитва была принята, следует молиться Духом, потому что ничто кроме Духа не может вознести в молитве душу к Богу: «Человеку принадлежат предположения сердца, но от Господа ответ языка» (Прит. 16:1). То есть, в каждом действии для Бога, и особенно в молитве, только Дух Божий может подготовить сердце так, чтобы оно говорило в один голос с языком. И действительно, язык сам по себе весьма расположен к тому, чтобы действовать без страха и мудрости, но когда язык произносит ответ сердца, да к тому же сердца, подготовленного Духом Божьим, тогда язык говорит так, как велит и желает Бог.

Есть сильные слова Давида о том, что он возносит свое сердце и душу к Богу (Пс. 24). Без силы Духа Божьего это слишком сложная работа для любого человека, и, я считаю, именно поэтому Духа Божьего называют еще Духом благодати (Зах. 12:10), когда Он помогает сердцу, если оно действительно того просит; и потому говорит Павел: «Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом»(ЕФ 6:18). Так говорю и я: «Стану молиться духом». Молитва, пока в ней не будет сердца, подобна безжизненному звуку; а сердце, пока оно не возвышено Духом, никогда не станет молиться Богу.

8. Сердцу не только следует вознестись Духом, чтобы молитва была верной, но и оставаться в возвышенном состоянии с помощью Духа, чтобы молитва была истинной. Не знаю, как обстоят дела с другими сердцами, возвышены ли они Духом Божьим и пребывают ли там, но я уверен, во-первых, что все молитвословы в мире, написанные людьми не могут подготовить и вознести сердце, ибо это является действием Самого Бога. Во-вторых, я уверен, что они не в силах сохранить возвышенное состояние сердца, даже если оно и вознесется. А в этом и заключается жизненная функция молитвы — поддерживать постоянное общение сердца с Богом. Для Моисея было чрезвычайно важным держать руки вознесенными в молитве к Богу; так насколько же важнее сохранить сердце вознесенным! (Исх. 17:12).

Потребность в этом возникает от того, что, как на это жалуется Бог, люди находятся рядом с Ним своими устами и знают Его на словах, но сердца их далеки от Него (Ис. 29:13; Иез. 33:31), и исполняют в основном заповеди и предания человеческие, как говорится о них в Евангелии от Матфея 15:8,9. Позвольте же мне, исходя из собственного опыта, сказать о том, как трудно молиться Богу так, как должно. Это свидетельство вызовет в бедных, слепых, плотских людях нелестные мысли обо мне. Когда я иду молиться, мое сердце весьма неохотно идет к Богу, а когда оно с Богом, то неохотно остается с Ним, и потому так много раз в своих молитвах я вынужден вначале молить Бога, чтобы Он взял мое сердце и приблизил бы его к Себе во Христе, а когда оно там, чтобы Он сохранил его у Себя. И много раз я не знал, о чем молиться, я так слеп, я так невежествен, я не знаю, как молиться; и только ради благословенной благодати Дух помогает мне в моих немощах (Пс. 85:11).

О, сколько путей бегства изобретает сердце во время молитвы! Никто не знает, сколько у сердца затемненных аллеи и уводящих в сторону дорожек, на которых оно может спрятаться от присутствия Божьего. А сколько гордости, если выразить это словами! Сколько лицемерия перед другими! И как мало (если только Дух прошения не поможет) понимают они в том, как сделать молитву тайным общением между душой и Богом. Когда Дух проникает в сердце, тогда рождается настоящая молитва, и никак не раньше.

9. Душа, молящаяся верно, должна молиться в Духе и с помощью силы Духа; человеку невозможно выразить себя в молитве без Него. Я имею в виду, что сердце не в состоянии без Духа искренним и доверительным образом излить себя пред Богом с теми воздыханиями и стонами, которые исходят из истинно молящегося сердца. Не уста являются главным действующим лицом в молитве; если сердце в молитве к Богу исполнено глубоких и серьезных чувств, ему невозможно выразить себя во всей полноте и искренности, ибо когда человек истинно любит, когда его чувства сильны, глубоки и неотступны, тогда становятся невозможны никакие слова, никакие слезы и стоны сердца не могут быть произнесены: «Дух подкрепляет нас в немощах наших и ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Рим. 8:26). Насколько молитва бедна, когда состоит из одних слов! Искренне молящийся человек не может выразить словами уст своих невыразимые желания, ощущения, любовь и томление, которые в молитве обращены к Богу. Самые лучшие молитвенники в молитвах больше стонут, чем говорят, а те слова, что они произносят, являются лишь тусклым отражением состояния их сердца, жизни и духа молитвы. Вы не найдете слов молитвы, произнесенной Моисеем, когда он вышел из Египта, а за ним следом шел фараон; тогда он заставил своим криком звенеть небеса (Исх. 14:15). Но то были невыразимые и необъяснимые стоны и плач его души в Духе и с Духом. Бог есть Бог духов, и Его глаза видят дальше внешней стороны наших обязанностей (Чис. 16:22). Однако об этом мало думают многие из тех, которых считают большими молитвенниками (1 Цар. 16:7). Чем точнее хочет человек выполнять то, что заповедано Богом и согласуется с Его волей, тем труднее и сложнее ему это исполнить; причина же заключается в том, что человек вообще не в состоянии сделать это. Но молитва, как уже было сказано, не только долг человека, но одна из главных его обязанностей и, следовательно, — особенно трудная работа; поэтому Павел знал, что говорил, когда писал: 'Стану молиться духом». Он хорошо осознавал, что на молитву его вдохновляли не слова и писания других людей; ничто, кроме Духа, не могло помочь исполнить ее.

10. Молитва должна быть в Духе, иначе, поскольку сам акт молитвы будет безуспешным, безуспешным будет и ожидание ответа на молитвы. Молитва есть повеление Божье, которое душа должна исполнять во все дни пребывания по эту сторону славы Божьей. Но как было сказано ранее, самому человеку невозможно вознести свое сердце к Богу в молитве' также сложно без помощи Духа сохранить сердце вознесенным. А если так, то для молитвы к Богу совершенно необходимо присутствие Духа.

Христос говорит, что человеку всегда должно молиться и не унывать (Лк. 18:1). И вновь Он говорит нам, что лицемер определяется по тому, что-либо не молится постоянно, либо в молении не пребывает в силе духа, то есть в духе молитвы, но молится лишь формально, в притворстве (Иов. 27:10; Мф, 23:14). Легче всего людям отпасть, отойдя от силы Духа к соблюдению формы, но очень трудно в любом деле, а особенно в молитве, уметь сохранить жизнь, дух и силу; молитва является таким делом, где без помощи Духа человек может помолиться лишь раз, но продолжать постоянное глубокое и искреннее общение он уже будет не в состоянии; и лишь с Духом его молитвы достигнут слуха Господа Саваофа. Иаков не только начал, но и продолжал дело молитвы: «Не отпущу Тебя, пока не благословишь меня» (Быт. 32:26). Так же поступали и остальные благочестивые Божьи люди (Ос. 12:4). Но это было невозможно без духа молитвы. Только через Духа мы имеем доступ к Отцу (Еф. 2:18).

У Иуды есть замечательное место, где он говорит о грядущем суде Божьем над неправедными и призывает утвердиться и сохранить евангельскую веру как единственное средство спасения, без которого, как он знал, невозможна крепость верующего. Он говорит о твердости в вере, «назидая себя на святейшей вере… молясь Духом Святым» (Иуд- 20). Он словно говорит: братья, поскольку вечная жизнь уготована для тех, кто держится исповедания, вы не сможете получить ее, если не станете постоянно молиться в Духе. Величайшим обманом, которым дьявол и антихрист увлекают мир, является совращение людей на путь строгого соблюдения формы, на формальную проповедь и молитву. Именно таковы люди, «имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся» (2 Тим. 3:5).

litresp.ru

Как понять "молиться духом и умом"? - Мои статьи - Каталог статей

Церковь в Коринфе имела много проблем, которые апостол Павел адресует в своих посланиях. Одна из проблем заключалась в том, что некоторые верующие использовали дар языков не по назначению. Это приводило в замешательство церковь, способствовало появлению ложных даров, а у других вырабатывалось противление к дарам Святого Духа вообще. По этой причине апостол уделил значительную часть своего послания детальному обсуждению даров Святого Духа в целом и дара языков в частности. В виду того, что многие христиане сегодня также уделяют значительное внимание языкам, нам следует понять все те наставления, которые дает Господь через Своего апостола для того, чтобы и нам не стать жертвой ложных даров, чтобы не стать камнем преткновения для церкви, и чтобы не согрешить в неверном использовании тех даров, которыми наделил нас Святой Дух.

В прошлых выпусках, в ответах на вопросы мы уже детально рассматривали эти важные главы - 1Кор 12-14 гл., которые должны в первую очередь рассмотрены теми, кто сталкивается в своей жизни с дарами Святого Духа. Говоря о молитве духом и умом апостол писал: "Ибо когда я молюсь на незнакомом языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода. Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом. Ибо если ты будешь благословлять духом, то стоящий на месте простолюдина как скажет: `аминь' при твоем благодарении? Ибо он не понимает, что ты говоришь. Ты хорошо благодаришь, но другой не назидается. Благодарю Бога моего: я более всех вас говорю языками; но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке" (1Кор 14:14-19).

В христианском мире выражение "молиться духом" стало почти что синонимом "молиться на иных языках". При этом, молящиеся таким образом прибегают к процитированному тексту как к позволению, или даже предписанию совершать подобные молитвы на незнакомом языке. В некоторых церквах практикуются общие молитвы вслух, во время которых все собрание одновременно молится, причем многие молятся на языках. Насколько такие молитвы оправданы Священным Писанием? Давайте внимательно рассмотрим слова апостола Павла по этому поводу. При этом я рекомендовал бы иметь в виду, что этот текст - только часть обширного обсуждения вопроса об иных языках, как даре Святого Духа (см Выпуск 24, вопрос 3.73).

Во первых, апостол Павел обозначает проблему: при молитве на незнакомом языке молится только дух, но ум молящегося не получает от этой молитвы ничего. Хорошо это или плохо? Если бы это было хорошо, то вопрос и не затрагивался бы. При этом хотелось бы обратить внимание на одну деталь: поначалу может показаться, что молящийся духом молится на языке, который сам он не понимает, равно как и другие, стоящие рядом с ним, не понимают. Действительно, в церквах имеется довольно много случаев, когда получивший дар языков сам не понимает того языка, которым он обладает. Но прочитав следующие слова, мы видим, что плод ума, о котором беспокоится апостол, есть назидание других, а не себя. При этом текст предполагает, что сам молящийся понимает, что он говорит: "Ты хорошо благодаришь, но другой не назидается". Это очень важный момент, так как Священное Писание повелевает нам все наше служение держать под контролем разума: "представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего" (Рим 12:1). Известны случаи ложных проявлений дара языков, когда молящийся говорил на незнакомом для себя языке, но этот язык был знаком находящемуся рядом человеку; при этом молящийся полагал, что он прославляет Бога духом, но на самом деле он хулил Бога на языке, который сам не знал, но стоящий возле него это понимал. Сатана часто пользуется подделками для своей цели, "И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды" (2Кор 11:14,15).

Итак, плод ума заключается не в понимании самим молящимся того, что он говорит в молитве, потому что это должно быть само собой разующимся, что молящийся должен понимать свою речь и контролировать молитву своим разумом. Плод ума молящегося приходит извне, то есть от ближних, которые в этот момент слушают его молитву, или пение, или иную речь. Если мой ум никого не назидал, то мой ум не имеет плода. Мой ум и я - неразделимы. А что за дух имеет в виду апостол при этом? Это тот же ум, вернее та часть его, которая отвечает за нашу духовную жизнь: "обновиться духом ума вашего" (Еф 4:23). Так что повеление апостола Павла можно высказать по другому, более понятно для нас: Станем молиться так, чтобы наш ум духовно насыщался, станем молиться и так, чтобы наш ум насыщал и других.

Апостол Павел - весьма образованный и вежливый человек. Некоторые не понимали его обращения с заблуждающимися, и потому говорили о нем: "в посланиях он строг и силен, а в личном присутствии слаб, и речь его незначительна" (2Кор 10:10). Но апостол обличал заблуждения не резко, а как бы постепенно подводя человека к пониманию его заблуждения. Так и здесь, Павел прямо не говорит, что молитва на незнакомых языках в церкви не уместна, если только нет истолкователя, или переводчика. Он постепенно подводит читателя к тому, что тот сам прийдет к такому выводу. Но, к сожалению, некоторые христиане все еще настаивают на "молитве духом", не понимая сами, что они произносят, и не позволяя другим понять этого. Как же в таком случае он сам осмеливается говорить "аминь!" в конце своей молитвы, которую сам же и не понял? Как же он ожидает слов "аминь!" от стоящих рядом?

А неужели это "аминь!" так важно? - спросите вы. Да, это слово означает согдасие, подпись под словами другого, если хотите. А об этом то же Божье Слово предостерегает нас: "Сын мой! если ты поручился за ближнего твоего и дал руку твою за другого, - ты опутал себя словами уст твоих, пойман словами уст твоих" (Прит 6:1,2). Другими словами, такой чаловек становится соучастником молитвы и ее результатов. Потому о таком Соломон продолжает: "Возьми платье его, так как он поручился за чужого; и за стороннего возьми от него залог" (Прит 20:16). И если случится, что молящийся осознанно или неосознанно произнесет хулу в своей молитве, то сказавший "аминь!" виновен в этой хуле, как если бы он сам ее произнес.

В заключение этого размышления хотелось бы продолжить слова апостола Павла: "Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни" (1Кор 14:20).

peacemaker.ucoz.ru


Смотрите также