Фестиваль огней Дивали в Индии. Духи дивали


Интересное о мире

ДивалиВ новолуние месяца карттика (октябрь-ноябрь) Индия утопает в море иллюминации. Сияющие гирлянды украшают крыши домов, очерчивают контуры зданий, ниши, окна дворцов и храмов, обвивают деревья.

Зажжённые фонарики и светильники выставляют на подоконниках и вешают на воротах, плошки с горящими фитильками пускают по воде. И повсюду взрывают хлопушки, ракеты, зажигают бенгальские огни, устраивают фейерверки. Для индийцев огонь — очищающая, исцеляющая, сверхъестественная сила. Подобное отношение к этой стихии издавна присуще всем народам. Ритуальные огни горят почти на каждом празднике. Но индийский Дивали (буквально «ряд светильников») или Дипавали (буквально «огненная гроздь») целиком посвящён огню и свету.

В разных районах Индии свои традиции празднования Дивали, есть и собственные версии его происхождения. Самая распространённая связывает возникновение Дивали с богиней счастья, богатства и процветания Лакшми — супругой бога Вишну, хранителя мира. По древнему мифу прекрасная богиня появилась на свет в незапамятные времена, когда боги и демоны пахтали молочный океан, чтобы добыть напиток бессмертия — амриту. Лакшми вышла из океана в белоснежных одеждах, с сияющими, словно солнце, глазами и с тех пор повсюду сопровождает своего возлюбленного супруга. Один из наиболее благоприятных её обликов — в магическом отношении — Дипалакшми (буквально «Лакшми со светильником»).

Богиня Лакшми со светильником

Как говорят поверья, в дни Дивали богиня вновь спускается с небес и обходит Землю. Появления прекрасной Лакшми ждут в каждом доме. Однако она В Индии, стране неумирающих мифов и легенд, боги и люди уже не одно тысячелетие живут вместе, встречаясь в праздничные дни. Особенно много праздников осенью. Почти во всей стране к осеннему равноденствию заканчивается сезон дождей, когда, согласно поверьям, индийские боги пробуждаются ото сна и возобновляют вечную борьбу с демонами, а люди, вероятно, из солидарности с богами возвращаются к своим прерванным хозяйственным делам Но в первые десять дней светлой половины месяца ашвина (сентябрь-октябрь) всех охватывает ликование: наступает величайший праздник Дасера, или Дашара, или Дашахра посвящённый Дэви — Божественной Матери.Древние мифы рассказывают, что когда -то богов жестоко угнетал злой демон Махиша. И те стали молить Божественную Мать о помощи. Дэви обернулась десятирукой богиней-воительницей Дургой.Девять дней и девять ночей сражалась она с демоном и его войском. К вечеру десятого дня Дурга одолела всех асуров (демонов). Этой победе и посвящен праздник. Обычно Дасера распадается на 9 ночей — Наваратри и священную десятую ночь — Дашаратри, Виджая Дашами, давшую название празднику . В одних районах Индии девять дней праздника посвящены трем самым почитаемым проявлениям Дэви: беспощадной к злу Дурге (первые три ночи), дарующей счастье Лакшми (последующие три) и покровительнице искусств и наук Сарасвати (последние три).

Лакшими со своим супругом Вишну, летящие на священной птице Гаруде. Древнеиндийская миниатюра.

В северной Индии, где распространён культ легендарного Рамы, одного из воплощений Вишну, праздник устраивается в честь победы героя над царём демонов Раваной. Накануне решающей битвы Рама умилостивил богиню Дургу, и та даровала ему победу. В дни Дасеры исполняется рамлила, мистериальная драм на темы «Рамаяны», в которой участвуют все местные жители. Завершается мистерия сожжением трех гигантских чучел демонов, что символически означает полную победу Рамы.

На полу перед входом в дом, во дворе и возле домашнего алтаря женщины наносят мукой, зерном, цветным порошком магические узоры: ступни ног Лакшми, свастику — древний благопожелательный знак, цветы лотоса, геометрический орнамент. Этому сложному искусству женщин обучают с самых ранних лет. Считается, что, наступая на магические узоры, становишься счастливее, и потому добродетельные хозяйки обновляют их каждое утро. Но перед праздником Дивали это делают обязательно.

Но в большинстве мест, особенно в Бенгалии, Дасера посвящена пробуждению многорукой Дурги борьбе богини с демонами. К празднику изготовляют десятки тысяч статуй воительницы, запечатлевших момент её победы над Махишей. Фигурки чаще лепят из глины с берегов священной Ганги. Изображения Дурги украшают цветами, тканями, драгоценностями или их имитацией. В течение всего праздника перед этими идолами совершают богослужения, а в последнюю, десятую, священную ночь, когда богиня после захода солнца возвращается в свою небесную обитель, люди относят фигурки Дурги к реке и опускают в воду. Под шум праздничной толпы, под звуки религиозных гимнов и песнопений изображения уплывают вместе с их молитвами.

заглядывает только в чистые и ярко освещённые жилища, где царят мир и согласие. Поэтому главная подготовка к празднику состоит в уборке домов и улиц, приобретении новой одежды, украшений, посуды.По сути, Дивали — целый праздничный цикл, продолжающийся до пяти дней. Первый из них, Дхана-Трайодаши (буквально «поклонение богатству»), приходится на 13-й день тёмной половины месяца ашвин (сентябрь-октябрь), когда богиню почитают как дарующую богатство. Люди совершают определённые пуджи (богослужения) с использованием и драгоценностей. Сельские жители нередко проводят необходимые ритуалы с участием домашнего скота, поскольку именно он в прежние времена считался главным богатством.

Второй день посвящается победе бога Кришны над коварным царем Наракой. Последний похищал у богов дочерей, в чём так преуспел, что довел число своих пленниц до 16 тысяч. Иногда вторая ночь праздника совпадает с Каларатри (буквально «чёрная ночь»), когда господствуют тёмные силы, злые духи.

Час Годхоли. Индийская миниатюра. 1780 г.

В этот день важно рано утром, до восхода солнца, совершить очистительное омовение. Обязательно почитают духов предков — питри. В деревнях зажигают светильники — мерайя, из стеблей сахарного тростника и половинок скорлупок кокосового ореха. Верят, что мерайя освещает путь предков в счастливое царство бога Индры.В последний день Дивали — Бхратри двития (буквально «второй день братьев») — сёстры желают своим братьям удачи и счастья, а братья преподносят им подарки и сладости. Обычно вся семья собирается вместе, и вечером устраивают праздничный салют или фейерверк.

Готовясь к празднику Дивали, женщины наносят на стены домов благопожелательные знаки и символы.

Мужчины в праздник Дивали играют в карты или кости, а по результатам игры судят о счастье либо несчастье в будущем год)’. Молодые матери с детьми навещают родственников и обмениваются подарками; праздник вообще хороший повод для семейных встреч. Больше всех радуются дети: они прыгают через костры, ходят по домам со светильниками, куда хозяева подливают масло, чтобы магически обеспечить благополучие. А вот для торговцев и финансистов это горячие деньки. В некоторых районах Индии Дивали завершает финансовый год, и потому нужно спешить распродать товары, подвести итоги, а главное — расплатиться до праздника с долгами.

Огонь праздничного хавана (традиционная огненная церемония) считается в Индии священным.

Праздник Дивали, соединяя события космические с делами земными, повседневными, знаменует победу света над тьмой, богатства над бедностью, преуспевания над неудачами.

mirxenia.com

Индийский новый год - Дивали, торжество огня и света.: публикации и мастер-классы – Ярмарка Мастеров

Хочу рассказать о замечательном индийском празднике под названием Дивали (ударение на второй слог).

Дивали отмечается он как "Фестиваль огней", символизирует победу добра над злом и знак этой победы повсеместно зажигаются свечи и фонарики. В переводе с санскрита означает "Огненная гроздь". Главная тематика декораций фестиваля — светящиеся фонарики, огни, фейерверки и зажжённые свечи, украшающие статуи животных и богов. 

Празднуется он в начале месяца Картик (октябре-ноябре). Отмечают Дивали 5 дней. Первый день называется Дханвантари-трайодаши. Второй – Нарака-чатурдаши (в этот день празднуют победу Кришны над демоном Наракасурой). Третий день – собственно Дивали. В этот день поклоняются богине процветания Лакшми и вспоминают о возвращении Рамы в Айодхью. В четвертый день проводится поклонение священной горе Говардхан и царю Бали Махарадже, а в пятый день – Бхратри дудж – братья чествуют сестер.

Первоначальное название Дивали – Дипавали: "дипа" - значит "светильник", а "бали" - "много". Когда зажигают много светильников – это и называется Дипавали. Этот праздник – символ торжества света над тьмой, истины над ложью, жизни над смертью. Огни Дивали освещают не только улицы городов, но и людские умы и сердца...

Хоть в праздновании Дивали со временем появилось множество других традиций, основа сохранилась неизменной – люди украшают свои чисто вымытые дома цветами и огнями, а на улице перед порогом рисуют ранголи – орнаменты, выполненные с помощью цветных порошков и рисовой муки. 

Дивали – это праздник огней. Говорится, что в огне светильника - свет Солнца, Луны, молнии и звезд. Свет – черта божественного, тогда как тьма – знак отсутствия Бога. В ночь Дивали зажигаются миллионы лампад. Их свет освещает дома и сердца людей, пробуждая в них стремление к божественному.

В Ведах говорится: "Не оставайся во тьме, иди к свету". Этот путь – из ночи в день – это путь духовного восхождения человека, путь к торжеству Бога в нашей душе. Наверное, поэтому во всех религиях огромную роль играют свечи и лампады. Это праздник умножения света и непрекращающегося присутствия Бога в жизни человека, а зажигание свечей – это символ готовности приносить свет в мир: сегодня больше, чем вчера, завтра – больше, чем сегодня…

Традиционные лампадки, которые зажигают в Дивали, называются дийя. Чаще всего это небольшая глиняная чашка с маслом гхи и хлопковым фитильком. Иногда масло наливают в стеклянный стакан с цветной водой – масло всплывает на поверхность и подпитывает горящий фитиль. Дети делают свои дийи из пористой глины или из теста, хотя им не дают ни фитилей, ни масла – из соображений безопасности.

Однако сейчас дийи  стали делать и керамическими; а вместо гхи используют воск. А в каком-нибудь дорогом бутике можно купить роскошную дийю, украшенную драгоценными камнями…

В большинстве штатов Индии проводят Лакшмипуджу – поклонение Матери Лакшми. Такие же церемонии, правда, менее пышные, проводятся и, например, в московском храме Кришны. В ходе церемонии богине Лакшми подносят разнообразный махапрасад от алтарных Божеств Шри-Шри Даял Нитая - Шачисуты. А во время Гаура-арати вайшнавы подносят Божествам самые разнообразные светитильники. 

Легенда появления праздника

Праздника Дивали (Дивапали) стал праздноваться несколько веков назад,. С обычаем этого праздника связано много различных легенд. Существует поверье, что Дивали тесно связан с победой бога Кришны над демоническим существом Наракасурой, грешившим похищением царевн Индии.

 

Кришна одолел этого демона и народ встречал его зажженными светильниками и факелами — отсюда и пришел обычай в этот день зажигать повсеместно факелы, свечи, масляные фонарики (дипа), фейерверки, находящиеся вблизи статуй и изображений божеств, священных животных.

Некоторые связывают праздник огней с богиней Лакшми — в ее честь накануне торжества расписывают стены, закупают ритуальные принадлежности, золото, продукты для того, чтобы богиня наградила их изобилием и богатством.

Многие считают, что Дивали — это прославление божества Рамы (седьмого воплощения бога Вишну), празднование его возведения на трон и мудрого, справедливого правления.

Для каждой отдельной территории Индии фестиваль огней имеет свои особенности. Например, в Западной Индии в день праздника принято наводить порядок дома и на рабочих местах, а по вечерам витрины магазинов и частных домов светятся гирляндами, светильниками и различными электрическими приборами. Те люди, которые верят в связь Дивали с богиней плодородия и богатства Лакшми, в день торжества делают генеральную уборку, зажигают огни, делают подношения богине из молока и опущенных в него монет, читают молитвы, а ночью не закрывают окна и двери — чтобы не чинить препятствия для Лакшми, если та решит зайти в их дом. На южных территориях Индии считают Дивали — празднованием победы Кришны над демоном по имени Наракасура. Все индусы в этот день смазывают свое тело маслом кокоса, приравнивая это действие к омовению в священном Ганге и избавлению от имеющихся грехов. Восток Индии поклоняется в этот день богине Кали, выступающей олицетворением культа силы.

Изображения Кали служат местом преклонения и молитв в течение 10 дней, после чего их погружают в реки и пруды.

Как празднуют Дивали в различных штахах Индии

Кумаон: В день Дивали говоятся блюда из риса. Ночью проводятся пуджи с камфорой и цветами. Устанавливается изображение Лакшми из сандалового дерева, которое почитают.

Раджастхан: В Рааджастхане тоже почитается Лакшми. Готовят восхитительный блюда, которыми угощают и котов. Если кот съест все блюдо, то считается очень благоприятным.

Гуджарат: Дивали называются Бадхавсар. Готовят блюда из риса. Покупка соли в этот день считается благоприятной.

Бихар: В штате Бихар в этот день почитают Кали. Еда из кокосового ореха считается хорошей. В Чхота-Нагпуре люди ходят вокруг села с корзиной риса.

Майсур: Дивали празднуется и в Майсуре. Женщины надевают украшения и затем рассказывают детем историю Наркасура. Делается священное купание.

Андхра: В Хайдарабаде есть традиция купать буйволов в день Дивали. Есть также традиция делать украшения из бумаги.

Махараштра: Почитается Йама.

Бенгалия: Празднество Дивали известно как Маханиша в Бенгалии. Полагается, что Маха-Кали появилась в этот день, сопровождаемая 64'000 йогинов.

Обмен подарками на Дивали

Дивали – фестиваль не только огней, но и подарков. В Индии ни в один другой день года не дарят столько подарков, как в Дивали. Торговцы устраивают распродажу, и полки магазинов пустеют в мгновение ока. Говорят, причина такой коммерческой активности в том, что Дивали посвящен богине процветания Лакшми и потому ассоциируется у людей с богатством и достатком. В этот день принято кутить, проматывать деньги. Однако тратиться на себя считается дурным тоном – поэтому нужно покупать подарки и задаривать всех знакомых. На Дивали принято угощать друг друга (в том числе и соседей, а то и каждого встречного) сладостями, и таким образом выражать свою любовь и расположение. Таким образом, Дивали превращается в праздник радости и любовного взаимообмена. В дни фестиваля популярны некоторые особые подарки: монетки с изображением Лакшми и Ганеши, Божества и предметы для поклонения. 

В наши дни, конечно, характер подарков в Индии изменился по сравнению с ведическими временами. Сегодня это все чаще технические диковины, предметы искусства, драгоценности, часы и т.п. А сладости и сухофрукты для угощения продаются в особых стилизованных упаковках-корзиночках «а-ля Дивали».

В день новолуния следует посетить храм, чтобы взглянуть на украшенный огнями алтарь, а на следующий день – раздать родным, близким, да и просто знакомым прасад – в честь Говардханапуджи.

Богиня удачи Лакшми непостоянна по отношению к материалистам. Сегодня он – принц, а  завтра – попрошайка. Но Лакшми не может уйти из того места, где пребывает Господь Нараяна. 

Так что Дивали – это еще и хороший повод делать подарки и щедрые пожертвования Божествам!

Нарака-чатурдаши называют пиком праздника Дивали. В этот день Дивали в Индии празднуют буквально все. Весь день посвящен веселью, настроение у всех праздничное, люди надевают новые одежды и посещают храмы. А по ночам устраивают фейерверки.

Вся территория страны в этот день превращается в яркое, незабываемое шоу с огнями и фейерверками. Но огни праздника озаряют людские сердца не только яркими красками, но и добром, ведь в этот праздник принято оказывать всем внимание, дарить подарки, помогать нуждающимся. Нет такого праздника в Индии, в который было бы подарено столько подарков! Владельцы продуктовых лавочек устраивают распродажи для всех, кто в другой день не мог себе позволить дорогостоящую покупку, принято угощать соседей различными сладостями.

Приятными сюрпризами принято проявлять любовь и уважение к своим самым близким и дорогим людям. Никто в этот праздник не должен остаться голодным и обделенным вниманием.

www.livemaster.ru

Фестиваль огней Дивали в Индии

Этот репортаж доступен в высоком разрешении.

Вчера в Индии начался 5-дневный фестиваль огней Дивали, который приходится на начало месяца Картик (октябрь—ноябрь). Дивали на санскрите означает «огненная гроздь». В эти дни улицы городов озаряются тысячами огней, символизирующими победу света над тьмой, добра над злом, а воздух сотрясается от фейерверков, взрывов ракет и петард, чтобы отогнать злых духов.

21 фото

Здесь художник заканчивает изготовление глиняных фигур богини Кали, которая символизирует разрушение невежества и поддержания мирового порядка. Обычно изображается в виде худой четырехрукой длинноволосой женщины с голубой кожей. Четыре руки символизируют 4 стороны света и 4 основных чакры. Ее темно-синий цвет — цвет бесконечного космического, вечного времени, а также смерти. Калькутта, 8 ноября 2012. (Фото Dibyangshu Sarkar | AFP | Getty Images):

В каждом районе Индии празднование фестиваля огней Дивали имеет свои особенности. Для некоторых частей страны Дивали совпадает с началом Нового года. В этот день торговцы наводят порядок в своих лавках и счетоводных книгах, а магазины и дома иллюминируют масляными светильниками или гирляндами. Аллахабад, Индия, 13 ноября 2012. (Фото Rajesh Kumar Singh | AP):

Петарды и фейерверки являются неотъемлемыми атрибутами фестиваля огней Дивали, ведь нужно как-то отгонять злых духов! Производство световой и грохочущей продукции идет полным ходом, Калькутта, 8 ноября 2012. (Фото Dibyangshu Sarkar | AFP | Getty Images):

Перед началом фестиваля огней все стараются вернуться домой. Плацкартный вагон по-индийски, 11 ноября 2012. (Фото Arun Sankar K | AP):

Хануман — божественная обезьяна, сын бога ветра Ваю. Xануман может летать по воздуху, менять свой облик и размеры, обладает силой, позволяющей ему вырывать из земли холмы и горы. Аллахабад, Индия, 12 ноября 2012. (Фото Rajesh Kumar Singh | AP):

Лавка по продаже браслетов к празднику, Нью-Дели, Индия, 9 ноября 2012. (Фото Altaf Qadri) | AP):

Продавщица в цветочной лавке ждет своих покупателей, Катманду, Непал, 12 ноября 2012. (Фото Niranjan Shrestha | AP):

На большей части территории Индии фестиваль огней Дивали посвящается Богине богатства и плодородия Лакшми, супруге Бога Вишну. Дома тщательно убирают, зажигают все огни, так как Богиня очень не любит темноту.

Море свечей и ламп в Аллахабаде, Индия, 12 ноября 2012. (Фото Rajesh Kumar Singh | AP):

На улицах Мумбаи, Индия, 11 ноября 2012. (Фото Rafiq Maqbool | AP):

Торговец разноцветными порошками, Катманду, Непал, 12 ноября 2012. (Фото Niranjan Shrestha | AP):

Непальские полицейские собаки, Катманду, 13 ноября 2012. Раскрашенные и с бусами из цветов на шее. Согласно индуистской традиции, собаки являются посланниками Ямараджи — бога смерти. (Фото Prakash Mathema | AFP | Getty Images):

Световое послание из ламп на языке хинди гласит: «Счастливого Дивали». Чандигарх, 12 ноября 2012. (Фото Ajay Verma | Reuters):

Магазин по продаже светильников к фестивалю огней Дивали, Мумбаи. 12 ноября 2012. (Фото Vivek Prakash | Reuters):

Ритуал, связанный с Хануманом — божественной обезьяной. Про него уже говорили чуть выше. Аллахабад, Индия, 12 ноября 2012. (Фото Rajesh Kumar Singh | AP):

Фонари, лампочки, свечи — самый ходовой товар на рынках в эти дни. Катманду, Непал, 12 ноября 2012. (Фото Niranjan Shrestha | AP):

Иллюминированный Золотой храм в Амритсаре — священном городе сикхов. 12 ноября 2012. (Фото Narinder Nanu | AFP | Getty Images):

Корова традиционно почитается в индуизме как священное животное. Она олицетворяет изобилие, чистоту, святость. А священную корову не грех и с рук покормить. Катманду, Непал, 13 ноября 2012. (Фото Niranjan Shrestha | AP):

Ритуал с собаками во время фестиваля огней Дивали в Катманду, Непал, 13 ноября 2012. Похоже, ему этот ритуал не очень по душе. (Фото Niranjan Shrestha | AP):

Продавцы фруктов в Катманду, 12 ноября 2012. (Фото Prakash Mathema | AFP | Getty Images):

Фестиваль огней Дивали начался 13 ноября и продлится 5 дней. (Фото Bazuki Muhammad | Reuters):

За это время свет должен победить тьму, добро должно победить зло, а злые духи будут надолго изгнаны. (Фото Ajay Verma | Reuters):

loveopium.ru


Смотрите также