Фантом (призрак). Фантом дух


чем призрак отличается от фантома?

Экстрасенсы утверждают, что энергетика человека способна на многое. Например, с ее помощью можно создать собственную копию, которую можно использовать для самосовершенствования. Для этой цели необходимо регулярно тренироваться. Выполняя простые упражнения.

Что это такое фантом?

Невидимая копия человека, животного и любого предмета называется фантомом. Его можно создать и на всю жизнь привязать к себе. Многие считают, что фантом – призрак, но между этими понятиями есть отличия. При использовании первого термина понимается определенный сгусток энергии, который полностью копирует своего создателя. Важно заметить, что бывают фантомы умерших людей, но они через время ослабевают и исчезают. Фантом не имеет возможности что-либо ощущать, чувствовать эмоции и так далее. Он связан с человеком, но при этом может существовать отдельно от него.

Как выглядит фантом?

Многие ошибочно полагают, что фантом представляет собой светящийся объект, но на самом деле он является копией живого существа или предмета, но при этом он лишен косвенных признаков, например, он передвигается невесомо, может проходить через предметы, ничего не ощущает и так далее. Фантом умершего человека имеет такое же описание. Стоит заметить, что энергетические копии могут или полностью повторять движения оригинала, или действовать независимо от него.

Фантом и призрак – в чем разница?

Хоть с французского языка фантом и переводится, как призрак, между этими понятиями есть отличия. Первый является неким макетом какого-то реального предмета или живого существа, а второй – дух человека, который ушел из жизни, и он имеет определенную энергию, а вот у фантома ее нет. Разбираясь в том, чем призрак отличается от фантома, стоит сказать о том, что он обладает способностью оказывать физическое воздействие на все предметы реального мира.

Как увидеть фантом?

В большинстве случаев энергетические сущности попадают в поле бокового зрения. Согласно отзывам они представляют некую бесформенную облачность белого или серого цвета, но некоторые очевидцы говорят о том, что видели вполне материального человека. Видеть фантомы могут все, главное, развивать визуальное восприятие. Согласно отзывам чаще других замечали энергетические копии люди с функциональными нарушениями зрения. Часто появляются фантомы в моменты, когда человек эмоционально возбужден или находится в стрессовом состоянии.

Фантом может быть полезным для человека, но только если учиться с ним связываться. Для этого нужно регулярно практиковаться его вызывать. Если человек духовно не развит, то энергетические копии могут причинить вред. При помощи фантома можно получать определенные бонусы:

  1. Развиваться, обучаться и получать новые знания.
  2. Выполнять разную работу, например, если нужно провести переговоры, то сначала стоит договориться с фантомом партнера и тогда сделка пройдет на ура.
  3. Провести чистку собственной кармы и изменить энергетический настрой.

Фантом - экстрасенсорика

Чтобы взаимодействовать с энергетической копией, необходимо учиться ее формировать и привязывать к себе. Есть некая инструкция, как вызвать фантома:

  1. Необходимо в спокойной обстановке расслабиться и полностью сконцентрироваться на себе. Задача заключается в том, чтобы максимально сильно ощущать собственное «Я».
  2. Фантом – это призрак, который находится под контролем человека, поэтому нужно дать ему приказ выйти из тела. Делать это рекомендуется на выдохе.
  3. После этого нужно сделать шаг назад и резко провести рукой сверху вниз, двигаясь параллельно телу. Это делается для того, чтобы отделить фантом. Представляйте образ в мельчайших подробностях.
  4. Вызов фантома предполагает постановку перед своей энергетической оболочкой конкретной задачи и ее важно произнести вслух. Сразу после этого обязательно мысленно прорисуйте его действия.
  5. Когда фантом выполнит поставленную задачу, необходимо представить, как он вернулся, вошел в тело и совместился с ним.
  6. В дальнейшем можно представлять, как фантом получает какие-то знания и выполняет разные полезные действия, например, привлекает удачу. Такая визуализация поможет внести изменения жизнь.

 

womanadvice.ru

Призрак | RPG | FANDOM powered by Wikia

Призрак, или привидение (англ. ghost, phantom, spectre, geist, wraith) в традиционных представлениях является душой или духом умершего человека, проявляющимся в видимой форме или других проявлениях в реальной жизни. Представления о призраках широко варьируются: от невидимого и неосязаемого присутствия до практически реалистичных наблюдений. Преднамеренные попытки связаться с духом умершего называются спиритическим сеансом или, в более узком смысле, некромантией.

Вера в привидения широко распространена среди человечества, начиная с поклонения духам умерших предков в культуре большинства народов. Также во многих религиях существуют специальные обряды и традиции погребения, проводимые с целью успокоения душ умерших. Хотя в большинстве случаев привидениями называют души умерших людей, существует множество поверий и легенд о призраках животных, кораблей, самолётов, целых армий и городов.

    В различных редакциях и сеттингах D&D существует большое количество призрачных монстров, для которых используются разные слова английского языка. В русском языке выбор терминов менее богат, поэтому сложно дать адекватные переводы для всех «ghost», «geist», «phantom», «spectre», «wraith» и других подобных существ. Всех призрачных существ D&D объединяют бестелесность и, как правило, неприязнь к живым, вплоть до нападения на них. За редкими исключениями, призрачные существа относятся к нежити.

    Наиболее распространённые монстры D&D, которых можно отнести к призракам:

    • banshee — как правило, призрак злой эльфийки, убивающий криком;
    • ghost — призрак разумного существа, не упокоившегося после смерти. В третьей редакции шаблон, который можно применить к гуманоидам, великанам, драконам и другим существам. Постоянно пребывает на Эфирном плане, но может воплощаться на Прайме и взаимодействовать с материальным миром;
    • haunt — призрак существа, умершего до завершения какой-либо критически важного для него дела;
    • phantom — привидение умершего, запечатлённое в момент смерти. Не является нежитью;
    • revenant — призрак убитого, преследующий своего убийцу;
    • spectre — призрачная форма мёртвого злодея или же существа, убитого другим spectre. Крайне агрессивен по отношению к живым. В «белой коробке» spectre отождествлялись с толкиновскими назгулами;
    • wraith — порождение зла и тьмы, отличающающееся наибольшей бесформенностью по сравнению с другими призраками.

    Ghostwalk Править

    Призраки (ghosts) являются одной из основных игровых рас в сеттинге Ghostwalk. Они обладают телом из полупрозрачной эктоплазмы. Призраки в Ghostwalk не являются нежитью.

    Forgotten Realms Править

    В Forgotten Realms есть несколько уникальных видов призраков, например призрачный Арфист (Spectral Harpist), член организации Арфистов, погибший во время выполнения задания, оставшегося незавершённым, или жентаримский дух (Zhentarim Spirit), волшебник Жентарима, охотящийся за виновниками своей гибели.

    Ravenloft Править

    Особенно «богатым на призраков» среди сеттингов D&D является Ravenloft. Так, призраками является ряд тёмных владык (Уилфред Годфрой, Тристан АпБланк, Питер ван Ризе, Хаки Синпи и другие). Призракам в сеттинге посвящены две книги: «Van Richten’s Guide to Ghosts» и «Children of the Night: Ghosts». В последней приведено большое количество примеров различных призраков и описаны обстоятельства, при которых они стали таковыми.

    Oriental Adventures Править

    В дальневосточной атмосфере «Oriental Adventures» водятся свои призраки: акикаге (Akikage), дух ниндзя; бхут (Bhut), голодный дух самоубийцы; чу-у (Chu-u), дух человека, отвергнутого в загробной жизни как раем, так и адом; убуме (Ubume), дух женщины, умершей родами, и другие.

    Wraith: The Oblivion Править

    В старом Мире Тьмы имеется линейка Wraith: The Oblivion, в которой персонажи являются духами недавно умерших людей.

    Персонаж большую часть времени проводит в Подземном Мире — темной стороне мира духов, иначе называемой Тёмная Умбра. Она разделена на несколько государств мертвых, которые отделены друг от друга Бурей — ужасным явлением, которое не дает призракам свободно путешествовать по своему царству. Буря порождена Забвением — особой силой, которая в данной линейке является наиболее антагоничной. Забвение олицетворяет во всем разрушение, старение и увядание, то, что рано или поздно время уничтожит все, что было.

    Из Подземного Мира призраки могут перемещаться в Земли Теней — призрачное отражение Мира Плоти, то есть нашей Земли, где обитают живые существа, особенно люди. Земли Теней отделены от Мира Плоти Саваном — тонкой, незримой, абстрактной мембраной, но тем не менее очень прочной в определенных местах. Прежде чем призрак сможет оказать хоть какое-то воздействие на материальный мир с помощью сверхъестественных способностей призраков, именуемых Арканои (ед.ч. Арканос), он должен преодолеть сопротивление Савана.

    В Землях Теней и Подземном Мире все сущее, включая тела призраков, именуемые Корпора (Корпус в ед.ч.), состоит из эктоплазмы (или просто плазмы), которая сформирована из энергии воспоминаний. Все строения, разрушенные в физическом мире, имеют свои призрачные отражения в Землях Теней — и существуют до тех пор, пока о них помнят живые люди. все предметы в Темной Умбре называются Реликвиями.

    Существует особый вид предметов, называемых Артефактами. Они обладают уникальными свойствами и всегда создаются руками призраков, известных как кузнецы душ. Они имеют такое название потому, что их работа самая ужасная во вселенной старого Мира Тьмы — перековывать Корпора попавших в рабство призраков в различные полезные вещи. Также из Корпора духов изготавливается валюта Подземного Мира — монеты, называемые оболы. Каждый кузнец душ проходит посвящение, в котором он кузнечным молотом изготавливает из части своей руки один обол — память о том, что на самом деле представляет его кошмарный труд.

    Спектр проявляется перед Быстрым (смертным).

    Каждый призрак обладает темной стороной души, именуемой Тенью. Она обладает своей собственной личностью и постоянно толкает персонажа на поступки, которые могут привести его к беде или пороку. Она настороженно следит за каждым шагом призрака — и каждая его ошибка делает ее сильнее. Если Тень окончательно захватит контроль над призраком, то он переродится в Спектра — омерзительное создание, которое служит Забвению. Спектр стремится уничтожать других призраков либо спровоцировать их превращение в других Спектров — в этом заключается его служение Забвению. Эта сила постепенно разрушает Корпус Спектра, причиняя ему невыносимые страдания и ввергая в пучины безумия — и рано или поздно Корпус разрушается окончательно. Забвение пожирает своего слугу — такова судьба всех Спектров, но они жаждут ее — как избавление от страданий.

    Персонаж и его Тень — главный личный конфликт в игре. Любое противостояние с силами Забвения играет основную роль в линейке Wraith: the Oblivion. Это противостояние многим игрокам показалось слишком сложным — во всем мире ролевых игр это одна из самых жестоких и мрачных линеек, где персонаж видит лишь отчаяние и обреченность.

    Вследствие этого линейка имела низкую популярность и была закрыта намного раньше всех остальных.

    Это незавершённый раздел. Вы очень поможете проекту, если дополните и расширите его.

    Geist: The Sin-Eaters Править

    В новом Мире Тьмы имеется линейка Geist: The Sin-Eaters.

    Это незавершённый раздел. Вы очень поможете проекту, если дополните и расширите его.

    Другие ролевые игры Править

    Это незавершённый раздел. Вы очень поможете проекту, если дополните и расширите его.

    ru.rpg.wikia.com

    Фантом (призрак) Википедия

    Фотография мужчины с якобы духом его умершей жены

    Привиде́ние или при́зрак — в традиционных представлениях душа или дух умершего человека, или мифического существа, проявляющиеся в видимой или другой форме в реальной жизни (от невидимого и неосязаемого присутствия до практически реалистичных наблюдений)[1][2]. Преднамеренные попытки связаться с духом умершего называются спиритическим сеансом или, в более узком смысле, некромантией.

    Вера в духов и привидения (анимизм) широко распространена среди человечества: она присутствует в культуре практически всех народов[3] и восходит, очевидно, к поклонению духам умерших предков[4][5]. Также во многих религиях существуют специальные обряды и традиции погребения, проводимые с целью успокоения душ умерших. Понятие также связано с культом предков.

    Хотя в большинстве случаев привидениями называют души умерших людей, существует множество поверий и легенд о призраках животных, кораблей, самолётов, целых армий и городов[6][7].

    Характеристики явления

    Понятие «привидение» обобщает целый класс явлений, имеющих, по всей видимости, различное происхождение. Его употребляют в случаях наблюдения следующих феноменов:

    • Фигуры человека, возможно, напоминающей умершего, способной летать, проходить сквозь стены, внезапно появляться и исчезать на глазах очевидца. (см. также: Люди-тени)
    • Некоторых неопознанных существ (см. статью «Криптозоология»), имеющих сходство с человеком, но по анатомическому строению или по возможностям от него отличных (Джек-прыгун, Человек-мотылёк).
    • Наблюдаемых в воздухе человеческих лиц или других частей тела (феномен чёрных рук).
    • Призрачных зверей (мангуст Джеф[8], призрачные собаки) или призрачных транспортных средств (автобусы, самолёты, поезда, «Летучий голландец»).
    • Небольших неопознанных летающих объектов в виде огоньков либо маленьких облачков, наблюдаемых поблизости от очевидца.
    • Появляющихся на фото при его проявке объектов, которых не было в момент фотографирования. На фото могут проявиться человеческие лица, непонятные тени, светящиеся облачка, огоньки, нити, висящие в воздухе, и т. п.

    Помимо прочего с призраками связывают свидетельства о странных звуках и явление полтергейста, а также необъяснимое воздействие, осязаемое свидетелем. Иногда сообщения утверждают, что появление призрака сопровождается резким изменением температуры воздуха (внезапный беспричинный холод), неприятными запахами (сера, миазмы), беспокойством животных, нарушениями в работе электронного оборудования.

    Описывались многократные явления привидения одному и тому же человеку, где бы он ни находился, или появления в одном и том же месте. Возможна привязка появления привидения к определённым событиям (коронации очередного монарха, полнолунию, определённой календарной дате). Часто рассказывают о «проклятых домах», где поселяется призрак того человека, который погиб в этом доме при зловещих обстоятельствах.

    Привидениям, имеющим сходство с человеком, свидетельства часто приписывают способность говорить с очевидцами, иногда даже предвещать будущее. Можно встретить сообщения о привидениях, оставляющих следы, в том числе отпечатки конечностей, рисунки или надписи на предметах, а иногда даже способных нападать на людей, наносить им физические повреждения или даже убивать.

    Существует множество свидетельств наблюдения призраков, в том числе легенды различных времён и мест происхождения, фотографии, кино и видеоматериалы, однако те из них, которые подвергались экспертизе, в абсолютном большинстве признаны сфабрикованными, либо получили естественное объяснение. Систематическим исследованием феномена занимаются, в основном, парапсихологи[9]

    Примеры сообщений о привидениях

    • Романтическая история любви и яркая фигура Барбары Радзивилл послужила материалом нескольких прозаических, стихотворных и драматических произведений на польском и литовском языках. По одному из преданий, чародей пан Твардовский вызвал по просьбе короля призрак его возлюбленной. Сюжет лёг в основу картины польского художника Войцеха Герсона (хранится в Национальном музее в Познани).
    • Сообщалось о том, что Лондонское метро очень часто посещают призраки. Имеется много разных свидетельств и историй о подобных посещениях. Одна из самых известных историй рассказывает о призраке тринадцатилетней ученицы шляпника Энн Нейлор, убитой в 1758 году своим учителем, который якобы посещает станцию Фаррингдон по ночам. Люди утверждают, что слышали её крики, отзывающиеся эхом по всей станции.[10]
    • Существует множество историй о привидениях, появляющихся в подземельях, подземных инженерных сооружениях.[11]
    • В парапсихологической литературе многократно описывался «случай леди Харрис», в доме у которой появился призрак: бородатая фигура, что-то искавшая в спальне. Наведя справки, хозяйка выяснила, что прежний владелец дома носил длинную бороду и, отправляясь спать, сжимал её резиновым колечком у подбородка. Леди Харрис нашла у себя такую резиночку и вечером положила её на комод. К утру выяснилось, что резиночка исчезла, и с этих пор призрак не появлялся.
    • Профессор Огастес Хэйр в книге «История моей жизни» описал случай ирландки миссис Батлер, которая часто видела во сне дом, который позже ей встретился в Гемпшире. Дойдя до парадного, она узнала одну за другой мельчайшие детали — кроме одной только «лишней» двери. Последняя, как оказалось, была встроена в стену полгода назад — как раз после того, как сновидения женщины прекратились. Дом продавался по низкой цене, и позже агент признал, что причиной скидки стало появление здесь призрака. Вскоре и очевидцы признали в миссис Батлер то самое «привидение».[12]
    • Известны сообщения о том, что на старом францисканском кладбище в Эдинбурге в тёмное время суток появляются призраки. Если верить преданию, первые призраки появились здесь в 1858 году, после захоронения человека по имени Джон Грей; здесь же стал появляться и призрак его собаки по кличке Бобби, который в течение четырнадцати лет приходил на могилу хозяина. Кладбищенский служитель утверждает, что призраки Джона Грея и его пса ведут себя вполне миролюбиво — в отличие от привидений узников тюрьмы «Черный мавзолей», стоявшей на месте кладбища в конце XVII столетия. По договоренности с католическим приходом Эдинбурга, на кладбище планируется обряд экзорцизма, призванный покончить с «дьявольскими наваждениями»[13].
    • Инцидент с A330 в Бангкоке (2013): В аэропорту Суварнабхуми (Бангкок, Таиланд) 8 сентября 2013 г. при посадке Airbus A330-321 компании Thai Airways International выкатился за посадочную полосу. Среди пассажиров началась паника, что затрудняло эвакуацию. По словам некоторых свидетелей, при этом в салоне появилась стюардесса, одетая в национальный костюм, отличавший её от других стюардесс, которая смогла усмирить людей. После успешно проведённой эвакуации никто из пассажиров не смог её обнаружить. Затем в средствах массовой информации муссировалась версия, что эта стюардесса на самом деле погибла в 1998 году в авиакатастрофе близ Сураттхани[14].
    • Многие люди утверждают, что привидения можно встретить в различных заброшенных местах, которые малопосещаемы людьми. Обычно эти места окутаны какими-то страшными историями и легендами. Наиболее яркий пример этого — заброшенный город Припять.

    Объяснения

    Естественные

    Наука не признаёт существование сверхъестественных явлений, к числу которых относят и «классических» привидений. Конкретные случаи объясняются, в зависимости от конкретных особенностей, теми или иными естественными причинами, наиболее часто — одной или несколькими из следующих:

    • Галлюцинации. О людях, утверждающих, что видят мёртвых, упоминает ещё Гиппократ. Существует достаточно большое количество психических отклонений и болезненных состояний, при которых люди могут видеть галлюцинации: людей, животных, даже мифологических существ. Такое возможно, например, при алкогольном делирии, более известном как «белая горячка», или под воздействием психоактивных веществ. В определённых условиях галлюцинировать могут даже совершенно здоровые и трезвые люди; так, у спелеологов, длительное время находящихся в подземных пещерах, бывают галлюцинации в виде предметов, лиц, существ, появляющихся из каменных стен, спровоцированные окружающей обстановкой (ограниченное пространство, однообразные стены, отсутствие привычных звуков).
    • Иллюзии, связанные с особенностями освещения, непривычными сочетаниями визуальных образов, наблюдением объектов, ранее не виденных в данном ракурсе и так далее. Хорошо известно, что в облаках, клубах дыма, кляксах на бумаге, трещинах в камне человек может увидеть изображения предметов. Характерной особенностью подобных иллюзий является то, что при неизменности наблюдаемой картины иллюзия, однажды возникнув, впоследствии возникает гораздо легче. Человек, увидевший на потрескавшейся штукатурке стены лик божества, впоследствии будет видеть его совершенно отчётливо. В отличие от галлюцинаций, оптические иллюзии могут фиксироваться техническими средствами.
    • Миражи — их можно рассматривать как частный случай иллюзий, с той разницей, что наблюдаемый очевидцем объект реален, но его изображение за счёт тех или иных оптических эффектов «транслируется» туда, где наблюдение самого объекта в обычных условиях невозможно. Мираж также можно зафиксировать техническими средствами, как таковой он вполне реален, хотя изображение реального объекта может быть искажено, что создаёт трудности в идентификации миража и изображаемого им объекта.
    • Дефекты фотоплёнки, аппаратуры, блики и тому подобные артефакты. Большинство «документально зафиксированных» фотографическим или видеоспособом привидений легко трактуются как блики от направленных в объектив, но находящихся вне поля зрения источников света и дефекты эмульсионного слоя фотоплёнки. Полупрозрачные образы объектов могут получаться при съёмке в темноте с большой выдержкой (когда объект за время экспозиции успевает появиться в кадре и покинуть его, на фотографии остаётся его полупрозрачное изображение), при случайном или намеренном повторном экспонировании одного и того же кадра, при съёмке через стекло (в кадр может попасть отражение в стекле того, что находится позади оператора).
    • Сознательные мистификации. По меньшей мере часть имеющихся сообщений и документальных свидетельств о привидениях является обыкновенными подделками, изготовленными с целью рекламы определённых мест или привлечения внимания к конкретным лицам (обычно — изготовителям, выдающим себя за очевидцев). Можно отметить, что абсолютное большинство материалов на данную тему никогда не проходило профессиональной экспертизы.
    • Легенды. Сообщение о привидении может сложиться в социуме самопроизвольно. Механизмы появления устойчивых легенд, слухов, сказок исследовались психологами многократно. Например, легенда о появлении призрака может стать результатом многократной передачи сообщения о каком-либо реальном, зачастую вовсе не загадочном событии, от человека к человеку по механизму «испорченного телефона». Вскоре после того, как версия о привидении сформируется и начнёт циркулировать в социуме, вполне может сложиться парадоксальная ситуация, когда никто лично привидения не видел, но все уверены в его реальности, поскольку «слышали от достойного доверия человека, которому рассказывал очевидец».

    Сверхъестественные и паранаучные

    Парапсихология считает привидения продуктом (как сознательной, так и бессознательной) деятельности человеческого разума, индивидуального или коллективного. При этом она проводит чёткое разграничение между понятиями «привидение» и «видение».

    Видение (англ. apparition) не привязано к месту и является обычно с определённой целью: сообщить о смерти близкого человека, предупредить об опасности, доставить сигнальную просьбу о помощи. Видение всегда «человечно», оно неспособно нас испугать. Привидение (ghost) — нечто не от мира сего. При встрече с ним мы ощущаем замогильный холод, сердце нам сковывает ужас: если видение несёт в себе искорку жизни, то привидение — движущаяся оболочка… Самое страшное в призраке — это его подчиненность какой-то неясной цели: не частица отколовшейся человеческой психики оживляет его, но некая безжизненная идея-фикс. — Нандор Фодор, «Меж двух миров» (1964)

    Варианты объяснений феномена привидений с этой точки зрения многочисленны, хотя ни одно из них не делает даже попытки обосновать физическую природу привидений и описать механизм их появления и существования:

    • Умершие. С этой точки зрения привидение — это человек, который после смерти всё ещё остаётся привлечённым материальным миром и держится поблизости от него в своём, как считается, эфирном теле. Причины такого состояния различны. Очень часто человек просто отказывается признавать факт собственной смерти (или действительно даже не подозревает об этом — при внезапных смертях) и продолжает жить в обычной для него обстановке, будто бы ничего не случилось. В других случаях он не может свыкнуться с мыслью о расставании с предметом, событиями и привычками, сопровождавшими его при жизни. В редких случаях покойник понимает, что произошло, и хочет изменить ситуацию, но совершенно не знает, как это сделать, поэтому он решает «подождать» в ожидании чего-то или кого-то.
    • Послание от умирающих. Есть гипотеза, что в экстремальных ситуациях человек испускает телепатический сигнал. Этот сигнал воспринимается очевидцем как зрительный образ. Эта гипотеза, как и предыдущая, не объясняет, каким образом привидения запечатлеваются на фотографиях.
    • Пришельцы из космоса или из параллельного мира, «энергетические субстанции» и прочее. Предполагается, что наблюдаются реальные, не сверхъестественные, объекты, природа которых неизвестна науке, либо образы реальных людей, животных, предметов, находящихся в параллельной реальности, в прошлом или в будущем.
    • В православной традиции призраки чаще всего отождествляются с демонами, то есть, злыми духами, притворяющимися душами умерших.
    • It/Id (в терминологии Гроддека и Фрейда соответственно). Осколок психики, обретающий самосознание, вырывающийся за пределы оболочки и наказывающий за что-то её носителя. Привидение-It нередко принимает форму животного (в частности, тигра, как в неоднократно описывавшемся случае с миссис Форбс), иногда вызывает на теле жертвы царапины, раны и стигматы; может толкать жертву — либо к убийству (лица, виновного в изначальной психической травме), либо к самоубийству.
    • Элемент наследственности (Family Gestalt). Призрак, порожденный родовым или семейным самовнушением: психическая формация, выстроенная многими поколениями, отделяется от основного массива и, обретая жизнь, поселяется в особняке или замке. Чем древнее род, тем «телеснее» призрак. Последний постоянно требует к себе внимания, подпитываясь им: в противном случае, чахнет и исчезает.
    • Шизофреническая психопроекция. Может проявлять себя как разновидность полтергейста. Психопроекция мазохистского типа проявляется в приступах удушья, акрофагии (вздутии тела), появлении на коже стигматических знаков. Особый пример психопроекции — дух-посредник (spirit-guide), помогающий медиумам-спиритам общаться с потусторонним миром.
    • Астральный двойник. Самый известный случай такого рода — страдания Г. Р. С. Миэда: учёный-гностик постоянно пребывал в состоянии жестокой борьбы на астральном уровне с двойниками своих живых недругов.
    • Элемент дежавю — по некоторым сообщениям, состояние дежавю, испытываемое человеком, может сопровождаться появлением его призрака в местах, которые он якобы вспоминает (см. ниже случай миссис Батлер).[12]

    Привидения в верованиях народов мира

    В большинстве верований в образе привидений людям являются духи людей (чаще умерших) и сверхъестественных сущностей. Часто появление призрака предвещает беду, некоторых относят к нечистой силе, в частности блуждающие огни.

    К примеру, для древнегреческой мифологии характерна вера в то, что души умерших попадают в подземное царство Аида. В этом тёмном царстве снуют привидения, и повсюду слышны их стоны. Их наблюдали мифические герои, спускавшиеся туда: Орфей, Одиссей, Геракл. Кроме того, сохранилась легенда о философе Афинодоре, которому продали дом, во дворе которого, оказалось, был зарыт закованный в цепи труп. Безмолвное привидение гремело этими цепями, чтобы труп перезахоронили.

    У индейцев навахо известны легенды о чинди. В японской мифологии — Икирё

    Привидения в литературе и кино

    В китайской литературе с III в. н. э. существует жанр, посвящённый загадочным случаям и историям, т. н. «рассказы о чудесах» (кит. чжи и). Наиболее известным литературным произведением о привидениях в Китае является сборник Пу Сунлина «Рассказы Ляо Чжая». В японском фольклоре и литературе имеется аналогичный китайскому жанр, повествующий о призраках — кайдан. Его истоки, видимо, следует искать в синтоистких преданиях.

    В «Одиссее» Гомера главный герой Одиссей приманивает кровью жертвенных животных души умерших, явившиеся ему как привидения. Он спрашивает совета у духа прорицателя Тиресия. Также ему явились: Эльпенор, моливший о погребении, умершая мать Одиссея Антиклея, царь Агамемнон, Ахилл, Патрокл, Сизиф, Тантал, даже Геракл.

    В «Гамлете» Шекспира фигурирует призрак отца Гамлета, просящий сына отомстить за смерть отца. Призрак, очевидно, мог являться только ночью («Но тише! Ветром утренним пахнуло. Потороплюсь…») и только тем, с кем он хотел связаться (Гертруда — Гамлету: «Нет, что с тобой? Ты смотришь в пустоту, // Толкуешь громко с воздухом бесплотным // И дикостью горят твои глаза»).

    На заре эпохи романтизма в английской литературе возникла мода на готические романы, где часто фигурируют привидения. Тогда же появились пародии на «страшные романы» наподобие «Нортенгерского аббатства» Джейн Остин (1803).

    В 1797—1799 гг. в моду входят «страшные» баллады о пришельцах с того света. В эти годы Гёте создаёт «Коринфскую невесту», Вальтер Скотт — «Гленфинлас» и «Иванов вечер» (переведённый на русский язык В. А. Жуковским), С. Т. Кольридж — «Кристабель» и «Сказание о старом мореходе».

    Значительный массив европейской новеллистики XIX века составляют рассказы о привидениях, которые принимали в России форму быличек[15]. К примеру, отдельные элементы былички прослеживаются в «Пиковой даме» Пушкина, где главному герою является призрак умершей старухи, чем сводит его с ума. В викторианскую эпоху на рассказах о привидениях специализировались, в частности, Ш. Ле Фаню и М. Р. Джеймс. Многие из таких рассказов журналы публиковали на святки или под Рождество (т. н. святочная литература).

    Существует большой массив жанрового кино о привидениях. Так, в классических британских фильмах о привидениях «Невинные» (1961) и «Призрак дома на холме» (1963) практически нет крови, а эффекты сводятся к нагнетанию атмосферы смутной тревоги, причём сохраняется возможность объяснения мистических происшествий психическими отклонениями главного героя.

    Многие повествования (как в литературе, так и в кино) строятся вокруг объектов, случайно принятых или специально выдаваемых за призраков, привидений. Классические образцы этой категории — «Переулок госпожи Лукреции» П. Мериме (1846), «Собака Баскервилей» А. Конан-Дойла, «Призрак Оперы» Гастона Леру и «Дикая охота короля Стаха» В. Короткевича.

    Примечания

    Литература

    Ссылки

    wikiredia.ru


    Смотрите также