Урок литературы в 10 классе «Особенности языка М. Ю. Лермонтова (на примере изучения поэмы «Демон»). К каким средствам прибегает автор рисуя образ духа изгнанья


Образ Демона в поэме "Демон" Лермонтова

Образ Демона в поэме «Демон» – это одинокий герой, преступивший законы добра. Он испытывает презрение к ограниченности человеческого существования. М.Ю.Лермонтов долгое время работал над своим творением. А данная тема волновала его на протяжении всей жизни.

образ демона в поэме демон

Образ Демона в искусстве

Образы нечистой силы, потустороннего мира издавна волновали сердца деятелей искусств. Множество имен у исчадья Ада: Демон, Дьявол, Люцифер, Сатана. Каждый человек должен помнить, что зло многолико, поэтому всегда нужно быть предельно осторожным. Ведь коварные искусители постоянно провоцируют людей на совершение греховных дел, чтобы их души попадали в ад. А вот силы добра, которые защищают и оберегают человека от лукавого, – это Бог и Ангелы.

образ демона в литературе

Образ Демона в литературе начала 19 века - это не только злодеи, но и «тираноборцы», выступающие против Бога. Такие персонажи встречались в творчестве многих писателей и поэтов той эпохи.

Если говорить о данном образе в музыке, то в 1871-1872 гг. А.Г.Рубинштейн написал оперу «Демон».

М.А.Врубель создал превосходные полотна, изображающие исчадье ада. Это картины «Демон летящий», «Демон сидящий», «Демон поверженный».

Лермонтовский герой

Образ Демона в поэме «Демон» почерпнут из библейского мифа про изгнанника из рая. Лермонтов по-своему переработал содержание. Кара главного героя заключается в том, что он вынужден вечно скитаться в полном одиночестве. Образ Демона в поэме «Демон» - это источник зла, разрушающий все на своем пути. Однако он находится в тесном взаимодействии с противоположным началом. Так как Демон – это превращенный ангел, он хорошо помнит былые времена. Он словно мстит всему миру за свое наказание. Важно обратить внимание на тот факт, что образ Демона в поэме Лермонтова отличается от Сатаны или Люцифера. Это субъективное видение русского поэта.

Характеристика Демона

образ демона в поэме лермонтова

В основе поэмы заложена идея о стремлении Демона к перевоплощению. Он недоволен тем, что ему отведена участь сеять зло. Неожиданно он влюбляется в грузинку Тамару – земную женщину. Он стремится таким образом преодолеть Божью кару.

Образ Демона в поэме Лермонтова характеризуется двумя основными чертами. Это небесное обаяние и манящая загадочность. Перед ними не в силах устоять земной женщине. Демон - это не просто плод воображения. В восприятии Тамары он материализуется в видимых и осязаемых формах. Он приходит к ней во снах.

Он подобен стихии воздуха и воодушевляется через голос и дыхание. Отсутствует описание внешности Демона. В восприятии Тамары он «похож на вечер ясный», «сияет тихо, как звезда», «скользит без звука и следа». Девушку волнует его чарующий голос, он манит ее. После того как Демон убил жениха Тамары, он является к ней и навевает «сны золотые», освобождая ее от земных переживаний. Образ Демона в поэме «Демон» воплощается через колыбельную песню. В ней прослеживается поэтизация ночного мира, столь характерная для романтической традиции.

Его песни заражают ее душу и постепенно отравляют сердце Тамары тоской по тому миру, который не существует. Все земное ей становится постылым. Поверив своему обольстителю, она умирает. Но эта смерть только усугубляет положение Демона. Он понимает свою несостоятельность, что приводит его к наивысшей точке отчаяния.

Авторское отношение к герою

Позиция Лермонтова к образу Демона неоднозначна. С одной стороны, в поэме присутствует автор-рассказчик, который излагает «восточную легенду» былых времен. Его точка зрения расходится с мнениями героев и характеризуется объективностью. В тексте есть авторский комментарий к судьбе Демона.

С другой стороны, Демон – это сугубо личностный образ поэта. Большинство медитаций главного персонажа поэмы тесно связаны с лирикой автора и проникнуты его интонациями. Образ Демона в творчестве Лермонтова оказался созвучным не только самому автору, но и молодому поколению 30-х годов. В главном герое отразились чувства и стремления, присущие людям искусства: философские сомнения в правильности бытия, огромная тоска за потерянными идеалами, вечный поиск абсолютной свободы. Лермонтов тонко ощутил и даже пережил многие стороны зла как некого типа поведения личности и мировосприятия. Он распознал демоническую природу мятежного отношения к вселенной при нравственной невозможности принять ее неполноценность. Лермонтов смог понять опасности, скрывающиеся в творчестве, из-за которого человек может погрузиться в выдуманный мир, заплатив за это равнодушием ко всему земному. Многие исследователи отмечают, что Демон в поэме Лермонтова навсегда останется загадкой.

Образ Кавказа в поэме «Демон»

образ кавказа в поэме демон

Тема Кавказа занимает особое место в творчестве Михаила Лермонтова. Изначально действие поэмы «Демон» должно было происходить в Испании. Однако поэт переносит его на Кавказ после того, как он вернулся из кавказской ссылки. Благодаря пейзажным зарисовкам писателю удалось воссоздать определенную философскую мысль в разнообразных поэтических образах.

Мир, над которым пролетает Демон, описан весьма удивительным образом. Казбек сравнивается с гранью алмаза, который сиял вечными снегами. «Глубоко внизу» чернеющий Дарьял характеризуется как жилище змея. Зеленые берега Арагвы, Кайшаурская долина, угрюмая Гуд-гора являются прекрасной обстановкой для поэмы Лермонтова. Тщательно подобранные эпитеты подчеркивают необузданность и силу природы.

Затем изображены земные красоты великолепной Грузии. Поэт концентрирует внимание читателя на увиденном Демоном с высоты его полета «земном крае». Именно в этом фрагменте текста строки наполняются жизнью. Здесь появляются различные звуки и голоса. Далее из мира поднебесных сфер читатель переносится в мир людей. Смена ракурсов происходит постепенно. Общий план сменяется крупным.

Во второй части картины природы передаются глазами Тамары. Контраст двух частей подчеркивает многоликость природы Кавказа. Она может быть как буйной, так и безмятежной и спокойной.

Характеристика Тамары

образ тамары в поэме демон

Трудно сказать, что образ Тамары в поэме «Демон» намного реалистичнее самого Демона. Ее внешний облик описывается обобщенными понятиями: глубокий взор, божественная ножка и прочие. В поэме акцент сделан на бесплотности проявлений ее образа: улыбка «неуловима», ножка «плывет». Тамара характеризуется как наивная девушка, в чем прослеживаются мотивы детской незащищенности. Описывается и ее душа – чистая и прекрасная. Все качества Тамары (женское очарование, душевная гармония, неискушенность) рисуют образ романтической натуры.

Итак, образ Демона занимает особое место в творчестве Лермонтова. Данная тема интересовала не только его, но и других деятелей искусства: А.Г.Рубинштейна (композитора), М.А.Врубеля (художника) и многих других.

fb.ru

Анализ поэмы М.Ю. Лермонтова "Демон" » Сочинения, ЕГЭ по литературе 2017

Поэма М.Ю.Лермонтова «Демон» по праву считается вершиной русской романтической поэзии. Замысел ее воз­ник еще в 1829 году. Поэт работал над ним почти всю свою творческую жизнь, создав восемь вариантов поэмы. Лер­монтов нарисовал яркий образ — портрет Кавказа — из совокупности экзотических пейзажей, зарисовок патриар­хального быта и оригинальных персонажей, на фоне кото­рых предстал главный герой. Но более всего оригинальный авторский подход виден в понимании конфликта и в рас­крытии образа Демона: здесь сказались отзвуки новейших для того времени воззрений на проблему личности.

Демон Лермонтова — образ человечный и возвышен­ный, вызывает не ужас и отвращение, а сочувствие и сожаление. Он воплощение абсолютного одиночества. Демон одинок поневоле, он страдает от своего тяжкого одиночества и преисполнен тоски по духовной близости. Демон существует как бы на грани разных миров, и пото­му-то Тамара представила его следующим образом:

То не был ангел-небожитель,

Ее божественный хранитель:

Венок из радужных лучей

Не украшал его кудрей.

То не был ада дух ужасный,

Порочный мученик — о нет!

Он был похож на вечер ясный:

Ни день, ни ночь — ни мрак, ни свет!..

В поэме Лермонтова предстает не дерзкий претендент на власть небесного владыки, не возмутитель спокойствия и порядка во вселенной, не враг человечества. Лермонтов создал образ жертвы несправедливого мироустройства.

Демон тоскует по гармонии. Он страдает от противо­речий, раздирающих все вокруг него. Демон тоскует по справедливости, но и она недоступна для него, потому что не может быть справедливым мир, основанный на борьбе противоположностей. Демон не только сам страдает, но и обязан мучить людей.

Ничтожной властвуя землей,

Он сеял зло без наслажденья,

Нигде искусству своему

Он не встречал сопротивленья —

И зло наскучило ему.

 И он искал примирения с извечным противником, жаждал возрождения к новой участи, искал общения с чистой душой, пытался полюбить с «неземной страстью» — бескорыстно и самозабвенно. В этом смысле его встреча с Тамарой не случайна, а подготовлена всеми предыдущими нравственными исканиями. Демон не намеревался иску­шать ее: он искренне полюбил, а такая любовь предпола­гает готовность приносить добро. И столь же искренним он был, когда явился на необычное свидание:

И входит он, любить готовый,

С душой, открытой для добра,

 И мыслит он, что жизни новой

Пришла желанная пора.

Демон готов отказаться от свободы в одиночестве, чтобы обрести расцвет души в общении. Однако его наме­рениям не дано сбыться. Примирение с небесами не состо­ялось: Демона оттолкнули. Чистая любовь не осуществи­лась- его опять заставили сыграть роль искусителя. В келье Тамары его уже поджидает Ангел: «И вместо сладкого привета Раздался тягостный укор». Посланец небесного владыки назвал его духом беспокойным и порочным, а в посещении Тамары увидел злой умысел. Не стерпев уни­жения, Демон вступает в борьбу за душу Тамары, но теперь не ради ее любви, а чтобы доказать свое могущество и превосходство над Ангелом. Так на пути нравственных исканий Демон совершил поворот вспять. «И вновь в душе его проснулся Старинной ненависти яд» — эта психологи­ческая мотивировка объясняет срыв намечавшегося пере­рождения Демона.

У современников Лермонтова постоянно возникали вопросы о том, почему в основе мироустройства лежит трагичная дисгармония. У реалистов и романтиков ответы были разными по выражению, но почти одинаковыми по существу.

Так, например, и у Пушкина в поэме «Медный всад­ник» возникал вопрос: кто виноват в трагедии «бедного Евгения», чье счастье разбито наводнением? И Пушкин помогал читателю понять: не император-преобразователь, не «разъяренная Нева», не случай и слепые стихии вино­ваты, а историческая необходимость всему причиной.

Лермонтов же обратился к древнему мифу, чтобы в духе романтических воззрений представить извечно траге­дийную основу мира.

В поэме Лермонтова «Демон» особенным образом преломились настроения и духовные искания 1830-х годов. Однако ее значение шире тех исторических рамок: поэма увлекла своим содержанием и эстетическими достоинства­ми многие поколения русских читателей.

5litra.ru

Система образов, сюжет, художественное своеобразие поэмы «Демон». Темы сочинений

Поэма «Демон» — произведение всей творческой жизни Лермонтова. Она имеет 8 редакций. Первая изних начата в 1829 г., последняя завершена в начале 1839 г. В основу сюжета поэмы положен библейский миф о падшем ангеле, восставшем против Бога, изгнанном за это из рая и превратившемся в духа зла. В художественной разработке образа «духа отрицанья и сомненья» Лермонтов имел немало предшественников. Это Сатана из поэмы Мильтона «Потерянный рай», Мефистофель из гетевского «Фауста», Люцифер из мистерии Байрона «Каин», падший дух из поэмы Виньи «Элоа», демон из стихотворений Пушкина «Демон» и «Ангел» и др. Вступая в творческое соревнование с литературными корифеями, Лермонтов поразительно рано наметил свою трактовку этого мирового образа, от редакции к редакции углубляя и совершенствуя его раскрытие.

Образно-смысловая структура «Демона» содержит в себе различные пласты и уровни. Их переплетение и взаимодействие обусловлено прежде всего смысловым богатством образа главного героя. Одним из отличий Демона от его литературных собратьев является многосторонность этого образа. Демон мятежен, непримирим, как мильтоновский Сатана. Он знающ и мудр, как байроновский Люцифер.

По мощи отрицания он превосходит гетевского Мефистофеля. Он еще более соблазнительно прекрасен и вместе с тем коварен, чем герой Виньи. Но в нем есть к тому же неведомая этим героям неудовлетворенность — не только миром, но и самим собой. Вместе с отрицанием и навязанным ему злом в нем живет жажда идеала. Лермонтовский Демон воплощает в себе и мощь свободного разума, и другую созидательную и разрушительную силу — страсть. Противоречивое единство этих начал, напряженная жизнь духа, неискоренимое стремление к восстановлению гармонии, связи с миром, природой, людьми — и невозможность его осуществления сообщают этому образу не только трагизм, но и необыкновенную динамичность.

Сложен и образ героини. Прежде всего образ Тамары воплощает в себе черты национального характера, отражая во многом драматизм положения и судьбы женщины в феодальной Грузии. В то же время он выступает как воплощение земной человеческой красоты в ее хрупкости и неповторимости. Это и символ всепоглощающей любви, преступающей все запреты; отражение духовного роста личности, перехода от полудетской гармонии неведения к познанию мира в его противоречивости. Образ Тамары имеет свое конкретное нравственно-психологическое и социально-философское содержание, которое, как и в случае с Демоном, раскрывается в сюжетно-композиционной структуре поэмы.

Сюжетно-фабульный конфликт поэмы складывается из отношений Демона и Тамары. Однако в его развитие властно вмешивается третья сила в лице Бога. Как персонаж Бог не появляется в поэме ни разу. Но его присутствие сказывается в раздумьях героев, в действиях выполняющего его волю Ангела, наконец, в законах созданного им мира, определяющих в немалой мере судьбы главных персонажей. Развивающийся на втором плане повествования «метаконфликт» между Демоном, Тамарой, с одной стороны, Богом и созданным им миропорядком — с другой, наполняет содержание поэмы глубоким философским «сверхсмыслом». Встреча с Тамарой для Демона не залог «возвращенного рая», а новая ступень в его исканиях «с начала мира». С этого момента мотив возрождения к «жизни новой» превращается в сюжетный лейтмотив, хотя какое-то время Демон и остается прежним духом зла. В борьбе со своим соперником, властителем Синодала, он прежний «лукавый Демон», искушающий жениха Тамары «коварною мечтой». И после его гибели в Демоне идет упорная борьба между зарождающимся чувством любви и укоренившейся привычкой к злу. Но такова гуманистическая сила любви, неразрывно связанной не только с красотой, но и с добром, что Демон готов отказаться если не от зла вообще, то от «умысла жестокого» — обольщения хранимой Богом Тамары. Постепенно чувство, которому он пытался поначалу сопротивляться, не веря в его возможность, достигает апогея: «Тоску любви, ее волненье Постигнул Демон в первый раз». Он полон решимости начать жизнь иную: «И входит он, любить готовый, С душой, открытой для добра, И мыслит он, что жизни новой Пришла желанная пора».

Именно в этот момент между Демоном и Тамарой становится Бог в лице Ангела — «хранителя грешницы прекрасной». Устами Ангела Бог напоминает Демону о тяготеющем над ним проклятии: «К моей любви, к моей святыне Не пролагай преступный след». Это один из существенных моментов сюжета, отчасти объясняющий вспыхнувшее в Демоне желание любой ценой удержать Тамару, не уступив ее Богу. Поэт создает сложнейшую психологическую ситуацию, имеющую многообразный смысловой подтекст: в душе героя сосуществуют сразу несколько взаимоисключающих чувств и волевых импульсов. В ответ на смиренно-надменную речь Ангела злой дух «коварно усмехнулся, Зарделся ревностию взгляд; И вновь в душе его проснулся Старинной ненависти яд». В последующих словах монолога Демона — кипение и противоборство любви к Тамаре и «яда» жгучей, «старинной ненависти» к Богу; непреклонность и смятение; злоба и коварство; предчувствие катастрофы и отчаянно-дерзкое устремление к ней.

Тамара оказалась в эпицентре столкновения и взрыва этих «умыслов» и страстей. Увлекая и покоряя Тамару мощью и глубиной своих чувств, своих страданий, жаждой возрождения, Демон на какие-то мгновения оказывается и сам захваченным порывом к «жизни новой». И когда Тамара обращается к злому духу с просьбой дать клятву — отречься от «злых стяжений», отказаться от борьбы с Богом, Демон дает ее. Знаменитое: «Хочу я с небом примириться, Хочу любить, хочу молиться, Хочу я веровать добру» — было одновременно и неподдельным движением смертельно уставшей души Демона, и средством покорения Тамары. Демон действительно готов в эти мгновения близости к томившему его идеалу оставить мир «в неведенье спокойном». Но едва вступив в царство любви и гармонии, Демон разрушает его, умертвив Тамару первым же поцелуем.

Смысл этого смертельного поцелуя исключительно многозначен. Наиболее «первичным» здесь является его «прямой» сюжетно-психологический слой. Безмерная, испепеляющая страсть Демона оказалась гибельной для простой смертной. Но эта сцена имеет и другие смысловые грани. «Смертельный яд» поцелуя Демона настоян на ненависти и злобе, отравляющих даже такое животворное чувство, как любовь. В любви Демону почудился выход из гнетущего одиночества и бесцельности существования, обретаемый ценою «невмешательства» в судьбы мира. Но возможно ли такое «отгороженное» от всего счастье? Венчают развязку поэмы стихи, не оставляющие сомнения в поражении Демона: «И проклял Демон побежденный Мечты безумные свои, И вновь остался он, надменный, Один, как прежде, во вселенной, Без упованья и любви!..». Нераскаявшийся Демон остается живым укором дисгармоничности и неустроенности мира, не только прежним «надменным», но еще более ожесточенным и непримиримым противником неба.

Невозможность обретения подлинно высокой жизненной цели, счастья вне связи с общим миропорядком переключала сюжетно-психологическое и нравственно-философское содержание поэмы в иной «регистр», связанный с проблемами социальными, конкретно-историческими, к которым современные Лермонтову читатели были особенно чутки. Рабство и свобода — одна из главных антиномий поэмы Лермонтова и русской действительности 30-х годов. Трагический исход борьбы Демона был необыкновенно созвучен эпохе несбывшихся, обманутых надежд. «Бедный! Больной, несчастный век!» — восклицал в одном из своих писем 1836 г. Н. В. Станкевич. Но здесь же молодой философ писал о том, что усиленная работа мысли в недрах общества «восстанавливает убеждения и обещает возрождение». Мотив возрождения, надежды на него при всей безысходности и трагичности положения прямо перекликается с содержанием лермонтовской поэмы. Значение «Демона» как поэтически-обобщенного свидетельства эпохи становится особенно наглядным при сопоставлении его социально-исторического подтекста с духовной эволюцией на рубеже 30—40-х годов Белинского. Творчество поэта способствовало преодолению духовного кризиса, переживавшегося великим критиком в 1837—1840 годах. Освобождение Белинского от уз «примирения», реабилитация им отрицания и активной борьбы протекали не только под влиянием Лермонтова. Но творчеству Лермонтова, и особенно его Демону, в этом процессе принадлежало одно из первых мест. В начале 1842 г. критик писал Боткину о своем понимании «Демона»: «... содержание, добытое со дна глубочайшей и могущественнейшей натуры, исполинский взмах, демонский полет — с небом гордая вражда — все это заставляет думать, что мы лишились в Лермонтове поэта, который по содержанию шагнул бы дальше Пушкина». По мнению критика, Демон «отрицает для утверждения, разрушает для созидания... Это Демон движения, вечного обновления, вечного возрождения».

Страницы: 1 2

www.rlspace.com

Урок литературы в 10 классе «Особенности языка М. Ю. Лермонтова (на примере изучения поэмы «Демон»)

Всероссийский фестиваль педагогического творчества(2014/15 учебный год)Номинация: Педагогические идеи и технологии: среднее образование.

Название работы: Урок литературы в 10 классе «Особенности языка М.Ю.Лермонтова

(на примере изучения поэмы «Демон»)".

Автор: Варенцова Светлана АлександровнаМесто выполнения работы: Государственное казённое образовательное учреждение Нижегородская областная специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III-IV вида Ресурсный центр дистанционного образования детейТема урока: «Особенности языка М.Ю.Лермонтова (на примере изучения поэмы «Демон»)".Цель урока: исследовать особенности языка М.Ю. Лермонтова на примере изучения поэмы «Демон».

Задачи:

- обучение наблюдению за функционированием изобразительно-выразительных средств в раскрытии главных образов поэмы, интерпретации художественного текста поэмы;- развитие словесно-логического мышления (умения анализировать, синтезировать, классифицировать, проводить аналогии) при работе над текстом, памяти, воображения, речи, коммуникативных навыков учащихся;

- воспитание духовно-нравственных качеств личности.Предварительное задание для учеников. 

Организуется работа в 3 группах: 1 группа находит в поэме эпитеты, приложения, сравнения, характеризующие Демона, делает выводы об их роли в произведении.

2 группа находит в поэме эпитеты, приложения, сравнения, рисующие образ Тамары, делает выводы об их роли в произведении,

3 группа – находит в поэме эпитеты, приложения, сравнения, создающие образ Ангела, делает выводы об их роли в произведении,

Индивидуальное задание ученику: подготовить сообщение об истории создания поэмы М.Ю.Лермонтова «Демон». Оргмомент.

Актуализация знаний.

Каждый поэт или писатель создает свой неповторимый стиль, используя выразительные возможности языка. Продолжая изучать творчество М.Ю. Лермонтова, мы будем анализировать поэму «Демон», понаблюдаем, как функционируют в тексте поэта изобразительно-выразительные средства языка: сравнения, эпитеты, олицетворения.

Беседа.

- Как вы думаете, для чего М.Ю. Лермонтов использует различные тропы, создавая поэтический текст?

(М.Ю. Лермонтов подбирает тропы для создания образов, для выражения авторской идеи, с помощью выразительных средств языка рисует картины природы, показывает внутренний мир героев и выражает собственное мироощущение).

- Попробуем доказать ваши предположения, обратившись к тексту поэмы. Любое произведение имеет историю создания, изучив которую, можно понять позицию автора, мотивы, побудившие его написать произведение, его взгляды на происходящие события.Прослушаем сообщение об истории создания поэмы.

Сообщение ученика об истории создания поэмы «Демон».

Поэму «Демон» М.Ю.Лермонтов начал писать еще в 14-летнем возрасте, во время пребывания в пансионе.

В 1829 году 15-летний поэт пишет лирическое стихотворение "Мой демон", которое вместе с начатой в том же году поэмой "Демон" открывает "демоническую" тему в его творчестве. Есть основание полагать, что это стихотворение Лермонтов, написал под влиянием "Демона" Пушкина, которое было напечатано под заглавием "Мой демон" в 1824 году. По словам самого Пушкина, в своем "Демоне" он хотел олицетворить "дух отрицания или сомнения" и влияние его "на нравственность нашего века". В раннем стихотворении Лермонтова присутствует пушкинское отождествление демонического и скептического, критического начал, но вместе с тем уже здесь намечен и свой угол видения злого гения. "Демонический" дух не был сродни Пушкину. Пушкинский "злобный гений" лишен светлых, положительных сторон. У Лермонтова образ Демона с самого начала окрашен в более привлекательные тона, сильнее опоэтизирован. В 1831 году поэт создает новую редакцию стихотворения "Мой демон", значительно переработанную и дополненную, в которой образ этого героя приобретает отчетливые черты лермонтовкой самобытности и оригинальности. Его Демон - не только "собранье зол", "чуждое любви и сожаленья", но и смелая, гордая натура, презирающая "ничтожные, хладные толки света" . С появлением Демона Лермонтов связывает минуты прозрения и "предчувствия блаженства" в жизни лирического героя:

И ум мой озарять он станет

Лучом чудесного огня;

Покажет образ совершенства

И вдруг отнимет навсегда.

И, дан предчувствие блаженства,

Не дают мне счастья никогда.

Если лирического героя Пушкина "дух сомнения или отрицания" смущает, выбивает из привычной колой, вносит диссонанс в его жизнерадостное мироощущение, то лирический герой Лермонтова по своей натуре близок Демону, они родные души и связаны навсегда:

И гордый демон не отстанет,

Пока живу я, от меня...

В стихотворении "Я не для ангелов и рая" (1831 г.) Лермонтов прямо уподобляет себя злому духу:

Как демон мой, я зла избранник,

Как демон, с гордою душой,

Я меж людей беспечный странник,

Для мира и небес чужой.

В романтической поэме "Демон" основные черты "демонического" героя лирики Лермонтова нашли свое дальнейшее развитие и наиболее полное художественное воплощение. В 1829г. уже был намечен сюжет, главное содержание которого – борьба демона с ангелом, влюбленным в смертную девушку. Этот первый набросок содержал 92 стиха и прозаическое изложение содержания. На протяжении последующих 10 лет были созданы еще 7 редакций поэмы, отличающиеся друг от друга и сюжетом, и степенью поэтического мастерства. Несмотря на многочисленные переделки, первая строка («Печальный Демон – дух изгнанья»), возникшая в 1829г., сохранилась и в последнем, 8–м, варианте. Основой сюжета остался миф о падшем ангеле, восставшем против бога.

 В 1837г. поэт был сослан на Кавказ, в действующую армию. В отношении к горским народам появились нотки зрелой оценки, но восхищение и очарованность природой и нравами Кавказа остались. Они окрасили и поэтическое повествование, и образ лирического героя, и возвышенные тона, тем более что впечатление наложилось на интерес к романтизму, на стремление охарактеризовать героя как исключительную личность. Многие исследователи обнаруживают «предков» Демона среди персонажей кавказских легенд.

Это одна из самых любимых его поэм. В окончательном варианте 1839 года перед нами вполне сложившийся, определенный образ.Работа с текстом по группам.

- Обратимся к тексту поэмы. Какие выразительные средства использует М.Ю. Лермонтов, создавая образы «Демона», Ангела, Тамары?Задание классу по ходу выступлений учащихся.

Заполните таблицу «Функционирование эпитетов в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон» примерами из текста, сделайте выводы.Образ Демона (выразительные средства)

Образ Ангела(выразительные средства)

Образ Тамары (выразительные средства)

1 группа - образ Демона.

Демон Лермонтова «печальный», «давно отверженный», «дух изгнанья», с «немой душой», «померкшими глазами», «злой дух», «безотрадный».

Эпитеты не только придают образность словам, подчеркивают характер главного героя, но и с помощью этого средства выразительности поэт передает эмоции, ощущения литературных героев, их отношение к другим героям. Так, для Тамары Демон «дух лукавый», «коварный друг».

Образ Демона окрашен в темные тона:

Явилась снова воля злаяИ яд коварных, черных дум

В момент противоборства Ангела с Демоном-искусителем меняется авторское отношение к главному герою, а вместе с тем и восприятие его читателем. "Дух беспокойный, дух порочный», - обращается к нему Ангел, не верящий в возрождение изгнанника неба и желающий спасти душу Тамары.

Смысловые акценты падают на определения и в сравнениях Лермонтова.

Не зная радости минутной,Живу над морем и меж гор,Как перелетный метеор,Как степи ветер бесприютный! – характеризует себя Демон.

Демон терпит поражение, в конце поэмы он побежденный, отверженный, но по-прежнему гордый и непреклонный в своих помыслах:

Тогда над синей глубинойДух гордости и отверженьяБез цели мчался с быстротой;Но ни раскаянья, ни мщеньяНе изъявлял суровый лик.

2 группа – образ Ангела.

Антиподом Демону в поэме выступает Ангел, и М.Ю.Лермонтов с помощью эпитетов подчеркивает антагонизм образов: «ангел мирный», « крылья легкие», «за белыми плечьми», «взор унылый», взаимообратимось сравнений («Чиста, как мой ангел") подчеркивает отношение автора к герою.Поэт, противопоставляя Ангела Демону, вновь с помощью эпитетов подчеркивает чистоту помыслов " сына безгрешного рая",

Посланник рая, ангел нежный,В одежде дымной, белоснежной…3 группа - образ Тамары.

В противовес главному герою Тамара окрашена светлыми, чистыми тонами:

Эпитеты и сравнения помогают выразить отношение к героине автора, а вместе с тем и читателя:

Как звезды омраченной да́ли,Глаза монахини сияли;Ее лилейная рука,Бела, как утром облака,На черном платье отделялась.

По отношению к героине применяется эпитет «божественная», который не только характеризует ее очаровательную внешность, но и противопоставляет княжну главному герою, изгнанному из рая.Закрепление знаний.

Проверка результатов наблюдений над текстом, отраженных в таблице «Функционирование эпитетов в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон».Образ Демона (выразительные средства)

Образ Ангела(выразительные средства)

Образ Тамары (выразительные средства)

печальный

нежный

лилейная рука

давно отверженный

В одежде дымной белоснежной

Бела, как утром облака

дух изгнаньявлажный взор

с немой душойбожественная

померкшими глазами

безотрадный

побежденный

Выводы:

Демон появляется в поэме как дух изгнанья, летящий над грешной землей, бессильный оторваться от нее и приблизиться к небесам. Он изгнан из рая, сброшен с неба и оттого печален. Он сеет зло, но это не приносит ему наслаждения. Все, что он видит, приносит либо холодную зависть, либо презрение и ненависть. Ему все наскучило. Но он горд, он не способен подчиняться воле других, пытается преодолеть самого себя…

В поэме «Демон» противоречия, или контрасты, являются выражением особенностей конфликта всего произведения, а также придают динамику и остроту действию.

Поэт использует прием антитезы, противопоставляя Демона Ангелу и Тамаре. Это доказывает и языковой анализ поэмы. Можно предположить, что, образ Демона – проводник духовных исканий М.Ю. Лермонтова. Поэт в поисках гармонии с миром, с самим собой. Демон – именно тот образ, который лучше всего способен выразить состояние мятущегося духа. Беседа с классом.

- В тексте М.Ю. Лермонтова встречаются описания природы. Какие языковые средства использует поэт, рисуя картины природы и какова, на ваш взгляд, функция пейзажа в произведении?

(Действие поэмы развёртывается на фоне кавказской природы.

Именно в первой части появляется множество сравнений при описании восточного колорита:

Как трещина, жилище змея,

Вился излучистый Дарьял,

И Терек, прыгая, как львица

С косматой гривой на хребте,

Ревел,- и горный зверь и птица,

Природа заодно с Ангелом, они гармонично дополняют друг друга.

И был небесный свод над нимУкрашен радугой цветистой,И воды с пеной серебристой

С каким-то трепетом живымК скалам теснились вековым.

Ангел и природа вместе страстно желают спасти душу Тамары:

Творцу молился он. И, мнилось,Природа вместе с ним молилась.

Ангел для Тамары - спаситель.

Как парус над бездной морской,     Как под вечер златая звезда,Явился мне ангел святой —     Не забуду его никогда.

Природа, одухотворяясь, сочувствует героине:

Меж тем, как путник любопытный,В окно, участием полна,На деву, жертву грусти скрытной,Смотрела ясная луна!)- Сделайте вывод о роли олицетворений, эпитетов в изображении картин природы в поэме.

(Изобразительно-выразительные средства использует поэт для изображения яркой, сочной обстановки, на фоне которой развертывается действие поэмы (это свойственно романтическим произведениям). Кроме того, описание природы является средством проникновения во внутренний мир героев. Эпитеты, сравнения, олицетворения помогают выполнить авторский замысел).Итоги урока.

М.Ю.Лермонтов использует такие выразительные средства языка, как эпитеты, сравнения, для создания главных образов поэмы (Демона, Тамары, Ангела), выражения чувств, переживаний героев, создания романтического пейзажа, что способствует выражению авторской идея поэтического текста.

Эпитеты у М. Ю. Лермонтова несут основную смысловую нагрузку, передают авторское отношение к героям.

Эпитеты не только придают образность словам, подчеркивают характер главного героя, но и с помощью этого средства выразительности поэт передает эмоции, ощущения литературных героев, их отношение к другим героям.

Домашнее задание: выполнить компьютерную презентацию «Роль изобразительно-выразительных средств в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон».Литература

• Белинский В.Г. Стихотворения М. Лермонтова. - Санкт-Петербург, 1840

• Висковатов П. М.Ю. Лермонтов: Жизнь и творчество. - М., 1891

• Виноградов В.В. «Стиль прозы Лермонтова» (статья)

• Коровин В.И. Лелеющая душу гуманность. — М., 1982

• Коровин. И. Поэтом рожденное слово//Лермонтов М. Ю. Стихотворения и поэмы. — М., 2002.

• Коровин В. И. Драматург и романист//Лермонтов М. Ю. Проза и драматургия. — М., 2002

• Лермонтовская энциклопедия. —Л., 1981

• Лермонотов М. Ю.Собрание сочинений в 4-х т. – М.,1969

• Ломинадзе С. В. Поэтический мир Лермонтова. — М., 1985

• Лермонтов М.Ю. Исследования и материалы. — Л., 1979

• Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь. — М., 1988

• Михаил Лермонтов: pro et contra. — СПб., 2002

• Поликутина Л.Н. Интерпретация поэтического текста посредством национального колорита (на примере поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон») // Русское слово: восприятие и интерпретации: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. 19—21 марта 2009 г.: в 2-х т. - Пермь: Перм. гос. ин. искусства и культуры, 2009

Интернет-ресурсы

http://feb-web.ru/feb/litnas/texts/l43/l43-517-.htm

http://goldlit.ru/lermontov/315-demon-analiz

http://festival.1september.ru/articles/521829/

ist.na5bal.ru

История создания и анализ стихотворения "Тучи" Лермонтова

Произведение "Тучи" является шедевром поэтического творчества Михаила Юрьевича. Предлагаем вам познакомиться с ним подробнее в этой статье. Проводя анализ стихотворения "Тучи" Лермонтова, следует рассказать об истории создания данного стихотворения, о его композиционных особенностях, об используемых в тексте образных средствах. Портрет Михаила Юрьевича представлен ниже.

анализ стихотворения тучи лермонтова

Стихотворный размер

Произведение это состоит из трех четверостиший. Оно написано дактилем, при этом Лермонтов употребил перекрестную рифмовку. Данный стихотворный размер в поэзии Лермонтова встречается довольно часто.

История создания произведения

В 1840 году написал стихотворение "Тучи" Лермонтов. История создания его следующая. Михаил Юрьевич находился Петербурге у своих друзей, которых он решил навестить перед тем как повторно отправиться на Кавказ, в ссылку. Друзья поэта собрались для того, чтобы проводить его в дорогу, на квартире Карамзиных. Подобно Пушкину, Михаил Юрьевич был сторонником справедливости, выступал за свободу слова. Однако такое поведение для власти было неприемлемым. Многих из тех, кто против нее выступал, в то время отправляли в ссылку. Не обошла эта участь и Лермонтова.

Ожидание предстоящей дороги, а также изучение покрытого тучами сумрачного неба Петербурга привело к рождению этого стихотворения. Оно пронизано мотивом поиска пути, изгнания, переживаний чувств тоски и одиночества. Поэт стоял у окна, тронутый вниманием к себе. Он смотрел на тучи, ползущие над Летним садом. Так родилось это стихотворение.

Композиция "Туч", настроение лирического героя

Как показывает анализ стихотворения "Тучи" Лермонтова, оно состоит из трех строф и двух основных частей, которые друг с другом сосуществуют на основе использованного автором развернутого сравнения. Подгоняемые ветром тучи, мчащиеся вперед, сравниваются в произведении с душевным состоянием героя, не знающего, подобно им, куда занесет его судьба. Лирический герой ощущает умиротворение. Вместе с тем он чувствует себя чуждым всему тому, что наблюдает вокруг. Он свободен, одинок и спокоен, однако понимает, что спокойствие это кажущееся и временное.

анализ стиха лермонтова тучи

Тема Родины

Мотив бесприютности и одиночества сочетается в стихотворении с такими мотивами, как тоска и любовь к Родине, не готовой ответить взаимностью лирическому герою. В последней строке поэт говорит: "Нет у вас родины, нет вам изгнания". Лирическим героем она рассматривается как что-то ускользающее, непостоянное. Родина подобна требующей любви женщине, не всегда готовой подарить в ответ свою любовь.

Два мира: человек и природа

тучи лермонтов история создания

Проводя анализ стихотворения "Тучи" Лермонтова, можно заметить, что два мира присутствуют в нем: идеальный мир красоты и гармонии природы, и человеческий, полный страстей и несовершенства. Лирический герой жаждет вырваться из этого несовершенства в мир природы. Однако он осознает, что сделать это возможно, лишь умерев. Учитывая то, что самому поэту во время создания произведения жить на земле оставалось чуть больше года, стихотворение это приобретает мистический смысл как веха его жизненного и творческого пути.

Эпитеты, инверсии, метафоры и анафоры, которые использует Михаил Лермонтов ("Тучи")

Следует отметить, что множество разнообразных средств выразительности было использовано автором в этом стихотворении. Это в первую очередь эпитеты: "милый север", "степь лазурная", "нивы бесплодные", "клевета ядовитая". В тексте, кроме того, употребляются инверсии. Это придает стихотворению особую образность ("цепью жемчужную", "степью лазурную"). Словосочетание "степью лазурною" было употреблено автором в переносном значении. Ведь если вдуматься, это синоним простора неба. Это метафора, поскольку есть сходство между обозначаемыми понятиями - бескрайность степи и просторов неба. "Цепью жемчужною" - еще одна метафора. Нам представляются светлые небольшие облака, светящиеся матово изнутри. Вереницей своей тучки напоминают нитку жемчуга.

Чудесная, практически идиллическая картина нарисована в первой строфе. Лишь одно слово ее нарушает - "изгнанники". Так поэт сопоставляет судьбу туч с собственной незавидной участью. Философский смысл произведения подчеркивается использованием Михаилом Юрьевичем анафор, то есть повторов в начале каждого ряда слова "или" ("Или на вас... / Или друзей...").

Антитеза в произведении

михаил лермонтов тучи

Анализ стихотворения "Тучи" Лермонтова позволяет выявить и другие использованные автором приемы. Михаил Юрьевич, в частности, прибегает к антитезе, характерной для всего его творчества. В "Тучах" противопоставляются, как мы уже отметили, мир природы и мир человеческий. Вечные изгнанники в данном случае - небесные тучи, которые мчатся в неизведанную даль по небу. Они сопоставляются с человеческими исканиями, стремлениями людей познать смысл собственной жизни, найти свой путь.

Прием олицетворения

Усиливает антитезу олицетворение, которое использует в стихотворении "Тучи" Лермонтов. Анализируя его, можно отметить, что Михаил Юрьевич обращается к тучам так, как будто живые существа, а не явления природы находятся перед ним.

Риторические вопросы

тучи лермонтов анализ

Автор использует в обращении к тучам риторические вопросы. То есть, адресуя вопросы им, по сути, обращается к самому себе в произведении "Тучи" Лермонтов. Анализ особенностей этого приема помогает понять, для чего Михаил Юрьевич применяет его. Риторические вопросы, как известно, ответа не требуют. Они употребляются в речи для того, чтобы привлечь внимание, заострить тему. Символом одиночества становится емкий и точный образ небесных туч. Они символизируют неприкаянность, а также вечный поиск смысла жизни. Поэту благодаря данному образу удается точно передать в стихотворении мир собственных переживаний, страстей и сомнений.

На этом завершаем анализ стиха Лермонтова "Тучи". Михаил Юрьевич хотел нам сказать о том, что пороков у природы нет, в отличие от людей, у которых их множество. Тучи плывут над всей мирской суетой. Человеку, к сожалению, не дано стать столь же возвышенным, как они.

fb.ru

Урок литературы в 10 классе «Особенности языка М. Ю. Лермонтова (на примере изучения поэмы «Демон»)

Всероссийский фестиваль педагогического творчества(2014/15 учебный год)Номинация: Педагогические идеи и технологии: среднее образование.

Название работы: Урок литературы в 10 классе «Особенности языка М.Ю.Лермонтова

(на примере изучения поэмы «Демон»)".

Автор: Варенцова Светлана АлександровнаМесто выполнения работы: Государственное казённое образовательное учреждение Нижегородская областная специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III-IV вида Ресурсный центр дистанционного образования детейТема урока: «Особенности языка М.Ю.Лермонтова (на примере изучения поэмы «Демон»)".Цель урока: исследовать особенности языка М.Ю. Лермонтова на примере изучения поэмы «Демон».

Задачи:

- обучение наблюдению за функционированием изобразительно-выразительных средств в раскрытии главных образов поэмы, интерпретации художественного текста поэмы;- развитие словесно-логического мышления (умения анализировать, синтезировать, классифицировать, проводить аналогии) при работе над текстом, памяти, воображения, речи, коммуникативных навыков учащихся;

- воспитание духовно-нравственных качеств личности.Предварительное задание для учеников. 

Организуется работа в 3 группах: 1 группа находит в поэме эпитеты, приложения, сравнения, характеризующие Демона, делает выводы об их роли в произведении.

2 группа находит в поэме эпитеты, приложения, сравнения, рисующие образ Тамары, делает выводы об их роли в произведении,

3 группа – находит в поэме эпитеты, приложения, сравнения, создающие образ Ангела, делает выводы об их роли в произведении,

Индивидуальное задание ученику: подготовить сообщение об истории создания поэмы М.Ю.Лермонтова «Демон». Оргмомент.

Актуализация знаний.

Каждый поэт или писатель создает свой неповторимый стиль, используя выразительные возможности языка. Продолжая изучать творчество М.Ю. Лермонтова, мы будем анализировать поэму «Демон», понаблюдаем, как функционируют в тексте поэта изобразительно-выразительные средства языка: сравнения, эпитеты, олицетворения.

Беседа.

- Как вы думаете, для чего М.Ю. Лермонтов использует различные тропы, создавая поэтический текст?

(М.Ю. Лермонтов подбирает тропы для создания образов, для выражения авторской идеи, с помощью выразительных средств языка рисует картины природы, показывает внутренний мир героев и выражает собственное мироощущение).

- Попробуем доказать ваши предположения, обратившись к тексту поэмы. Любое произведение имеет историю создания, изучив которую, можно понять позицию автора, мотивы, побудившие его написать произведение, его взгляды на происходящие события.Прослушаем сообщение об истории создания поэмы.

Сообщение ученика об истории создания поэмы «Демон».

Поэму «Демон» М.Ю.Лермонтов начал писать еще в 14-летнем возрасте, во время пребывания в пансионе.

В 1829 году 15-летний поэт пишет лирическое стихотворение "Мой демон", которое вместе с начатой в том же году поэмой "Демон" открывает "демоническую" тему в его творчестве. Есть основание полагать, что это стихотворение Лермонтов, написал под влиянием "Демона" Пушкина, которое было напечатано под заглавием "Мой демон" в 1824 году. По словам самого Пушкина, в своем "Демоне" он хотел олицетворить "дух отрицания или сомнения" и влияние его "на нравственность нашего века". В раннем стихотворении Лермонтова присутствует пушкинское отождествление демонического и скептического, критического начал, но вместе с тем уже здесь намечен и свой угол видения злого гения. "Демонический" дух не был сродни Пушкину. Пушкинский "злобный гений" лишен светлых, положительных сторон. У Лермонтова образ Демона с самого начала окрашен в более привлекательные тона, сильнее опоэтизирован. В 1831 году поэт создает новую редакцию стихотворения "Мой демон", значительно переработанную и дополненную, в которой образ этого героя приобретает отчетливые черты лермонтовкой самобытности и оригинальности. Его Демон - не только "собранье зол", "чуждое любви и сожаленья", но и смелая, гордая натура, презирающая "ничтожные, хладные толки света" . С появлением Демона Лермонтов связывает минуты прозрения и "предчувствия блаженства" в жизни лирического героя:

И ум мой озарять он станет

Лучом чудесного огня;

Покажет образ совершенства

И вдруг отнимет навсегда.

И, дан предчувствие блаженства,

Не дают мне счастья никогда.

Если лирического героя Пушкина "дух сомнения или отрицания" смущает, выбивает из привычной колой, вносит диссонанс в его жизнерадостное мироощущение, то лирический герой Лермонтова по своей натуре близок Демону, они родные души и связаны навсегда:

И гордый демон не отстанет,

Пока живу я, от меня...

В стихотворении "Я не для ангелов и рая" (1831 г.) Лермонтов прямо уподобляет себя злому духу:

Как демон мой, я зла избранник,

Как демон, с гордою душой,

Я меж людей беспечный странник,

Для мира и небес чужой.

В романтической поэме "Демон" основные черты "демонического" героя лирики Лермонтова нашли свое дальнейшее развитие и наиболее полное художественное воплощение. В 1829г. уже был намечен сюжет, главное содержание которого – борьба демона с ангелом, влюбленным в смертную девушку. Этот первый набросок содержал 92 стиха и прозаическое изложение содержания. На протяжении последующих 10 лет были созданы еще 7 редакций поэмы, отличающиеся друг от друга и сюжетом, и степенью поэтического мастерства. Несмотря на многочисленные переделки, первая строка («Печальный Демон – дух изгнанья»), возникшая в 1829г., сохранилась и в последнем, 8–м, варианте. Основой сюжета остался миф о падшем ангеле, восставшем против бога.

 В 1837г. поэт был сослан на Кавказ, в действующую армию. В отношении к горским народам появились нотки зрелой оценки, но восхищение и очарованность природой и нравами Кавказа остались. Они окрасили и поэтическое повествование, и образ лирического героя, и возвышенные тона, тем более что впечатление наложилось на интерес к романтизму, на стремление охарактеризовать героя как исключительную личность. Многие исследователи обнаруживают «предков» Демона среди персонажей кавказских легенд.

Это одна из самых любимых его поэм. В окончательном варианте 1839 года перед нами вполне сложившийся, определенный образ.Работа с текстом по группам.

- Обратимся к тексту поэмы. Какие выразительные средства использует М.Ю. Лермонтов, создавая образы «Демона», Ангела, Тамары?Задание классу по ходу выступлений учащихся.

Заполните таблицу «Функционирование эпитетов в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон» примерами из текста, сделайте выводы.Образ Демона (выразительные средства)

Образ Ангела(выразительные средства)

Образ Тамары (выразительные средства)

1 группа - образ Демона.

Демон Лермонтова «печальный», «давно отверженный», «дух изгнанья», с «немой душой», «померкшими глазами», «злой дух», «безотрадный».

Эпитеты не только придают образность словам, подчеркивают характер главного героя, но и с помощью этого средства выразительности поэт передает эмоции, ощущения литературных героев, их отношение к другим героям. Так, для Тамары Демон «дух лукавый», «коварный друг».

Образ Демона окрашен в темные тона:

Явилась снова воля злаяИ яд коварных, черных дум

В момент противоборства Ангела с Демоном-искусителем меняется авторское отношение к главному герою, а вместе с тем и восприятие его читателем. "Дух беспокойный, дух порочный», - обращается к нему Ангел, не верящий в возрождение изгнанника неба и желающий спасти душу Тамары.

Смысловые акценты падают на определения и в сравнениях Лермонтова.

Не зная радости минутной,Живу над морем и меж гор,Как перелетный метеор,Как степи ветер бесприютный! – характеризует себя Демон.

Демон терпит поражение, в конце поэмы он побежденный, отверженный, но по-прежнему гордый и непреклонный в своих помыслах:

Тогда над синей глубинойДух гордости и отверженьяБез цели мчался с быстротой;Но ни раскаянья, ни мщеньяНе изъявлял суровый лик.

2 группа – образ Ангела.

Антиподом Демону в поэме выступает Ангел, и М.Ю.Лермонтов с помощью эпитетов подчеркивает антагонизм образов: «ангел мирный», « крылья легкие», «за белыми плечьми», «взор унылый», взаимообратимось сравнений («Чиста, как мой ангел") подчеркивает отношение автора к герою.Поэт, противопоставляя Ангела Демону, вновь с помощью эпитетов подчеркивает чистоту помыслов " сына безгрешного рая",

Посланник рая, ангел нежный,В одежде дымной, белоснежной…3 группа - образ Тамары.

В противовес главному герою Тамара окрашена светлыми, чистыми тонами:

Эпитеты и сравнения помогают выразить отношение к героине автора, а вместе с тем и читателя:

Как звезды омраченной да́ли,Глаза монахини сияли;Ее лилейная рука,Бела, как утром облака,На черном платье отделялась.

По отношению к героине применяется эпитет «божественная», который не только характеризует ее очаровательную внешность, но и противопоставляет княжну главному герою, изгнанному из рая.Закрепление знаний.

Проверка результатов наблюдений над текстом, отраженных в таблице «Функционирование эпитетов в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон».Образ Демона (выразительные средства)

Образ Ангела(выразительные средства)

Образ Тамары (выразительные средства)

печальный

нежный

лилейная рука

давно отверженный

В одежде дымной белоснежной

Бела, как утром облака

дух изгнаньявлажный взор

с немой душойбожественная

померкшими глазами

безотрадный

побежденный

Выводы:

Демон появляется в поэме как дух изгнанья, летящий над грешной землей, бессильный оторваться от нее и приблизиться к небесам. Он изгнан из рая, сброшен с неба и оттого печален. Он сеет зло, но это не приносит ему наслаждения. Все, что он видит, приносит либо холодную зависть, либо презрение и ненависть. Ему все наскучило. Но он горд, он не способен подчиняться воле других, пытается преодолеть самого себя…

В поэме «Демон» противоречия, или контрасты, являются выражением особенностей конфликта всего произведения, а также придают динамику и остроту действию.

Поэт использует прием антитезы, противопоставляя Демона Ангелу и Тамаре. Это доказывает и языковой анализ поэмы. Можно предположить, что, образ Демона – проводник духовных исканий М.Ю. Лермонтова. Поэт в поисках гармонии с миром, с самим собой. Демон – именно тот образ, который лучше всего способен выразить состояние мятущегося духа. Беседа с классом.

- В тексте М.Ю. Лермонтова встречаются описания природы. Какие языковые средства использует поэт, рисуя картины природы и какова, на ваш взгляд, функция пейзажа в произведении?

(Действие поэмы развёртывается на фоне кавказской природы.

Именно в первой части появляется множество сравнений при описании восточного колорита:

Как трещина, жилище змея,

Вился излучистый Дарьял,

И Терек, прыгая, как львица

С косматой гривой на хребте,

Ревел,- и горный зверь и птица,

Природа заодно с Ангелом, они гармонично дополняют друг друга.

И был небесный свод над нимУкрашен радугой цветистой,И воды с пеной серебристой

С каким-то трепетом живымК скалам теснились вековым.

Ангел и природа вместе страстно желают спасти душу Тамары:

Творцу молился он. И, мнилось,Природа вместе с ним молилась.

Ангел для Тамары - спаситель.

Как парус над бездной морской,     Как под вечер златая звезда,Явился мне ангел святой —     Не забуду его никогда.

Природа, одухотворяясь, сочувствует героине:

Меж тем, как путник любопытный,В окно, участием полна,На деву, жертву грусти скрытной,Смотрела ясная луна!)- Сделайте вывод о роли олицетворений, эпитетов в изображении картин природы в поэме.

(Изобразительно-выразительные средства использует поэт для изображения яркой, сочной обстановки, на фоне которой развертывается действие поэмы (это свойственно романтическим произведениям). Кроме того, описание природы является средством проникновения во внутренний мир героев. Эпитеты, сравнения, олицетворения помогают выполнить авторский замысел).Итоги урока.

М.Ю.Лермонтов использует такие выразительные средства языка, как эпитеты, сравнения, для создания главных образов поэмы (Демона, Тамары, Ангела), выражения чувств, переживаний героев, создания романтического пейзажа, что способствует выражению авторской идея поэтического текста.

Эпитеты у М. Ю. Лермонтова несут основную смысловую нагрузку, передают авторское отношение к героям.

Эпитеты не только придают образность словам, подчеркивают характер главного героя, но и с помощью этого средства выразительности поэт передает эмоции, ощущения литературных героев, их отношение к другим героям.

Домашнее задание: выполнить компьютерную презентацию «Роль изобразительно-выразительных средств в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон».Литература

• Белинский В.Г. Стихотворения М. Лермонтова. - Санкт-Петербург, 1840

• Висковатов П. М.Ю. Лермонтов: Жизнь и творчество. - М., 1891

• Виноградов В.В. «Стиль прозы Лермонтова» (статья)

• Коровин В.И. Лелеющая душу гуманность. — М., 1982

• Коровин. И. Поэтом рожденное слово//Лермонтов М. Ю. Стихотворения и поэмы. — М., 2002.

• Коровин В. И. Драматург и романист//Лермонтов М. Ю. Проза и драматургия. — М., 2002

• Лермонтовская энциклопедия. —Л., 1981

• Лермонотов М. Ю.Собрание сочинений в 4-х т. – М.,1969

• Ломинадзе С. В. Поэтический мир Лермонтова. — М., 1985

• Лермонтов М.Ю. Исследования и материалы. — Л., 1979

• Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь. — М., 1988

• Михаил Лермонтов: pro et contra. — СПб., 2002

• Поликутина Л.Н. Интерпретация поэтического текста посредством национального колорита (на примере поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон») // Русское слово: восприятие и интерпретации: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. 19—21 марта 2009 г.: в 2-х т. - Пермь: Перм. гос. ин. искусства и культуры, 2009

Интернет-ресурсы

http://feb-web.ru/feb/litnas/texts/l43/l43-517-.htm

http://goldlit.ru/lermontov/315-demon-analiz

http://festival.1september.ru/articles/521829/

lit.na5bal.ru

Стихотворение «Смерть поэта» М.Ю. Лермонтова. Восприятие, толкование, оценка

   Стихотворение «Смерть поэта» было написано М.Ю. Лермонтовым в 1837 году, в дни смерти Пушкина. Принято считать, что поэт в доме Пушкина тогда не был – болезнь помешала. В тот период Лермонтов служил в Лейб-гвардейском гусарском полку в Царском Селе, и под предлогом болезни он уехал в Петербург, где поселился в бабушкиной квартире, на Садовой улице. Здесь он дописал знаменитые шестнадцать строк к произведению. Ряд исследователей высказывают версия о том, что поэт мог побывать у дома Пушкина в дни его смерти. Как отмечает В.И. Кулешов, «Смерть поэта» «поражает точным знанием… всей ситуации, обусловившей гибель Пушкина. …Лермонтов мог быть осведомлен обо всем, что творилось в доме Пушкина перед дуэлью через Святослава Раевского… Многое знать он мог через Екатерину Алексеевну Долгорукую, которая была подругой Натальи Николаевны Гончаровой еще до замужества. Лермонтов был товарищем ее мужа, Р.А. Долгорукого…Но особо следует выделить роль Ивана Гончарова в качестве информатора Лермонтова. Иван Гончаров, один из братьев жены Пушкина,… служил с Лермонтовым в том же полку. Когда надо было гасить назревшую ноябрьскую дуэль Пушкина, то именно Иван Гончаров был срочно откомандирован женой поэта в Царское Село, чтобы обо всем поставить в известность Жуковского… Именно Иван Гончаров по-семейному мог поведать Лермонтову о «позоре мелочных обид», терзавших сердце Пушкина»[1]. Известно, что в одном из списков произведения был авторский эпиграф, взятый из трагедии французского драматурга Ж. Ротру «Венцеслав»:

 Отмщенье, государь, отмщенье!Паду к ногам твоим:Будь справедлив и накажи убийцу… 

   Стихи Лермонтова вызвали горячий отклик среди его современников, они распространялись в десятках списков, поэт стал известным. В результате он был арестован и переведен прапорщиком в Нижегородский драгунский полк на Кавказ.   «Смерть поэта» мы можем отнести к гражданской лирике, с элементами философского раздумья. Основная тема произведения – трагическая судьбы поэта в современном обществе. С точки зрения жанра произведение синтезирует черты элегии, оды, сатиры и памфлета.   Стихотворение насыщено литературными реминисценциями. Так, начало его напоминает нам о пушкинской поэме «Кавказский пленник»: «Погиб поэт! – невольник чести». Другая строчка («Поникнув гордой головой») содержит реминисценции из пушкинских стихотворений «Поэт» («не клонит гордой головы») и «Андрей Шенье» («Ты не поник главой послушной»). Назвав поэта «невольником чести», автор затем говорит о другой «неволе» – жизни поэта в «душном свете»:

 Не вынесла душа ПоэтаПозора мелочных обид,Восстал он против мнений светаОдин, как прежде… и убит! 

   Так постепенно открывается читателю внутренний облик поэта – человека гениального, обладающего чувством собственного достоинства, тонкого, ранимого, одинокого, готового защищать свою честь. Но вместе с тем имя поэта не названо, и образ его предельно обобщен в стихотворении. Конкретизации нет и в описании жизненной ситуации. Конкретизации нет и в описании жизненной ситуации.   Поэт пал «с свинцом в груди», смерть обрисована символически («Увял торжественный венок»). Здесь мы можем отметить жанровые черты оды: использование символов вместо бытовой конкретизации, употребление выражений высокого стиля.   Одновременно здесь намечается и образ светского мира, который не способен оценить и сберечь гения, который предстает перед нами как злая, жестокая гонителей толпа:

 Не вы ль сперва так злобно гналиЕго свободный, смелый дарИ для потехи раздувалиЧуть затаившийся пожар? 

   Имени «убийцы» автор также не называет в стихотворении, образ этот тоже достаточно обобщен. Вместе с тем Лермонтов использует прием антитезы: «убийца» противопоставлен Поэту по своим душевным качествам. «Пустое сердце», «подобный сотням беглецов», охотник за «счастьем» и «чинами», человек, презирающий чужую культуру и обычаи. В авторском голосе здесь появляются гневные, обличительные интонации, мы чувствуем его страстное негодование:

 Смеясь, он дерзко презиралЗемли чужой язык и нравы;Не мог щадить он нашей славы;Не мог понять в сей миг кровавый,На что он руку поднимал!.. 

   Во второй части стихотворения появляются грустные, элегические ноты, элегическая лексика и образы. Говоря о трагической судьбе Поэта, автор сравнивает его с Ленским и Андреем Шенье, которому адресовал свое произведение Пушкин:

 И он убит – и взят могилой,Как тот певец, неведомый, но милый,Добыча ревности глухой,Воспетый им с такою чудной силой,Сраженный, как и он, безжалостной рукой. 

   Автор не скрывает своих чувств – горького сожаления по поводу безвременной гибели Поэта:

 Замолкли звуки чудных песен,Не раздаваться им опять:Приют певца угрюм и тесен,И на устах его печать. 

   Одновременно здесь продолжает развиваться тема светского мира, людей подлых и жестоких, способных на обман, ложь, предательство, коварство, интриги:

 Зачем от мирных нег и дружбы простодушнойВступил он в этот свет, завистливый и душныйДля сердца вольного и пламенных страстей? 

   Именно вступив в этот круг «клеветников ничтожных», Поэт сделал себя уязвимым, обрек себя на гибель. Здесь автор развивает романтический мотив противостояния героя и толпы. Конфликт этот изначально неразрешим, что придает произведению элемент трагедийности.

 И прежний сняв венок – они венец терновый,Увитый лаврами надели на него;Но иглы тайные суровоЯзвили славное чело… 

   В финале стихотворения появляются черты сатиры, памфлета. Здесь звучат гневные обличительные ноты. Автор не скрывает своего гнева, напоминая гонителям Поэта о божьем суде:

 Вы, жадною толпой стоящие у трона,Свободы, Гения и Славы палачи!Таитесь вы под сению закона,Пред вами суд и правда – все молчи!..Но есть и божий суд, наперсники разврата!Есть грозный суд: он ждет;Он не доступен звону злата,И мысли и дела он знает наперед. 

   Вся последняя часть звучит как политическая декламация. Лермонтов предрекает палачам Поэта гибель, выносит им страшный приговор:

 И вы не смоете всей вашей черной кровьюПоэта праведную кровь! 

   В последней части мы также встречаем литературные реминисценции. Тема «новой знати» вызывает в нашей памяти стихотворение Пушкина «Моя родословная», а строчка «Таитесь вы под сению закона» напоминает нам пушкинскую оду «Вольность» («Склонитесь первые главой под сень надежною закона»).   Композиционно в произведении выделяются три части. В основе первой части лежит принцип антитезы – противопоставления Поэта и убийцы. Во второй части автор передает свое чувство грусти и сожаления о безвременной гибели Поэта и создает образ светского мира как некоего замкнутого круга, из которого нет спасения. Третья часть – гневная, обличительная инвектива бездушной толпе гонителей Поэта. Как отмечает С.И. Кормилов, «стихотворение обладает элементами сюжета, как повествовательное произведение… и вместе с тем оно имеет форму монолога с риторическими вопросами и восклицаниями, напоминающего театральный. <…> Автор обращается… к разным «слушателям», в основном к тем, кто может ему (и Пушкину) сочувствовать, но внешне это никак не выражено, зато в двух местах… слово автора прямо адресовано гонителям поэта. Такое оформление монолога не случайно. Мы видим продолжение неравного поединка – одного против всех. Светская «толпа» обличается трижды: в начале, ближе к концу стихотворения и в последних строках. К фигуре непосредственного убийцы автор обращается лишь один раз.   Стихотворение написано четырехстопным ямбом (во второй части – вольный ямб. Использованы различные способы рифмовки: перекрестная, кольцевая, парная. Автор использует разнообразные средства художественной выразительности: метафору («на ловлю счастья и чинов», «Свободы, Гения и Славы палачи»), сравнения («Угас, как светоч, дивный гений»), эпитеты («гордой головой», «смелый дар», «дивный гений», «чудной силой»), анафору («Зачем он руку дал клеветникам ничтожным, Зачем поверил он словам и ласкам ложным…»), ассонанс («Поникнув гордой головой») и аллитерацию («Пал оклеветанный молвой»).   Стихотворение было высоко оценено современниками поэта. А.В. Дружинин писал: «Когда погиб Пушкин, перенесший столько неотразимых обид от общества, еще не дозревшего до его понимания, – мальчик Лермонтов в жгучем поэтическом ямбе первый оплакал поэта, первый кинул железный стих в лицо тем, которые надругались над памятью великого человека. Немилость и изгнание, последовавшие за первым подвигом поэта, Лермонтов, едва вышедший из детства, вынес так, как переносятся житейские невзгоды людьми железного характера, предназначенными на борьбу и на владычество»[2].

1. Кулешов В.И. История русской литературы XIX века: Учебное пособие для вузов. М., 2005, с. 228.

2. Дружинин А.В. Сочинения Лермонтова. – Воспоминания. Собр. соч., т. 7, СПб, 1865, с. 431.

shpargalkino.com


Смотрите также