Педагогическое эссе О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух. О сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух эссе


Эссе " О Сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух !"

Эссе: «О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух!»

Боброва Наталья Николаевна

Я работаю в сфере образования более 30 лет. Профессия педагога – выдающаяся, ведь мы формируем будущее нашего общества, и цена ошибки очень высока. Наша работа поистине уникальна, ведь наши воспитанники – это неповторимые личности, живущие сейчас, сегодня, и именно сегодня они учатся, взрослеют, формируют свой характер, закладывают фундамент своей жизни.

В толковом словаре русского языка С.Ожегов дает следующее определение понятию «образование»: «получение систематизированных знаний и навыков; совокупность научных знаний, полученных в результате обучения». Но так ли узко это понятие и главное, только ли в этом заключается наша работа? В чем состоит миссия преподавателя – только ли передать ученикам систематизированные знания?

Я совершенно уверена, что миссия преподавателя значительно шире – не только обучать, но и просвещать. Просветить – это не только передать знания, но и приобщить человека к культуре в широком смысле.

В период обучения ребенка идет важнейший процесс – становление личности: это процесс адаптации и вхождения в новую социальную среду. Для школьников эта среда – учебный класс, тут происходит социальное развитие личности в результате общения со сверстниками. При этом учитель является значимой личностью в жизни учеников, его влияние порой может быть даже выше влияния родителей. Педагог должен «вести ребенка по жизни»: обучать, воспитывать, направлять как духовное, так и физическое развитие.

Гёте говорил: «Научиться можно только тому, что любишь». А я бы сказала – научить можно только тому, что любишь. Наверное, прав был В.Ключевский, который сказал: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь». Спорт мне очень близок – в спорте я провела всю жизнь, со спортом связана и вся моя семья. На мой взгляд, сложно переоценить роль спорта, физического развития в становлении личности ученика. Мне очень близка фраза английского философа Г.Спенсера: «Просвещение имеет своей целью воспитание характера». Преподаватель ведь должен не только обучать, но и просвещать. А что может сравниться со спортом в формировании характера?

Особенность того предмета, который я преподаю (физическая культура), накладывает отпечаток и на методы работы, которые очень разнообразны. Урок в первую очередь предполагает физическую активность, развитие и отработку технических навыков, но конечно, присутствуют и словесные методы – беседы, обсуждения. Ученикам непременно нужно понимать правила спортивных игр и значение физических упражнений: на что именно они направлены, каков должен быть их эффект. Практические занятия само собой – ключевой метод обучения.

Но главная объединяющая черта всех используемых методов – это, безусловно, интерактивность. Как бы ни строилась работа на уроке, я стараюсь максимально вовлекать учеников – они обязательно должны понимать, что и зачем они делают, они должны мыслить, принимать решения. Всегда приветствуется обсуждение, ученики должны задавать вопросы, если они у них есть. Если что-то непонятно – я всегда готова объяснить, выслушать точку зрения ученика, его аргументы, и привести свои – ведь именно в обсуждении часто и рождается понимание. Главное преимущество такого подхода, это, конечно, то, что он мотивирует учеников думать, дает гораздо больше возможностей для развития.

Мои взаимоотношения с учениками строятся в первую очередь на принципе индивидуального подхода. Я совершенно уверена, что каждый ученик может развиться в яркую личность. Но у всех разные способности, разные таланты, разная мотивация. Найти подход к каждому – самый верный способ помочь реализовать каждому конкретному ученику максимум его способностей. Такой подход продвигал еще выдающийся советский педагог-новатор В.Сухомлинский, и я полностью с ним согласна.

За годы работы многое достигнуто – есть личностные результаты индивидуальной работы со многими учениками, а также и спортивные результаты (в последние годы – 1 и 2 места моих учеников на соревнованиях по волейболу среди средних учебных заведений). Но одно из преимуществ нашей профессии в том, что совершенствоваться можно всегда. Основную свою задачу я вижу в том, чтобы через получаемый опыт работы с каждым годом совершенствовать умение находить индивидуальный подход, чтобы сделать обучение максимально эффективным.

В заключении хотелось бы вспомнить известную цитату А.Энштейна: «Образование – то, что остается после того, когда забывается все, чему учили». Очень многое из того, что изучалось в школах и колледжах забудется нашими учениками с течением лет. Но самое главное должно остаться: сформированная и развитая личность, характер, умение мыслить и принимать решения – это гораздо больше, чем «совокупность переданных знаний». И именно это поможет нашим ученикам выбрать свой путь по жизни, расти и продолжать развиваться. А что может быть важнее, ведь наши сегодняшние ученики – это наше общество завтра.

nsportal.ru

"О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух!"

О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух!Стремительно меняется мир, меняется общество, меняются отношения между людьми. Ничто не стоит на месте. Человечество накопило немалый багаж знаний за всю историю своего развития и, что немаловажно, оно постоянно «растет» и развивается в своей способности накапливать и передавать информацию новым поколениям. Постоянная жажда познаний, стремление человека узнать, что там, за чертой, за горизонтом, приводило его к постоянному поиску новых решений, новым открытиям и свершениям, возникновению принципиально новых взглядов и идей, которые требовали новых подходов к решению. В результате, за многовековую историю развития, осмысливание и передача знаний «из уст в уста» «потребовало» некой классификации накопленного опыта, что привело к появлению зачатков наук, а в них свои Великие Люди, ставшие таковыми благодаря своим идеям, открытиям и творчеству в различных сферах человеческой деятельности. Цивилизация требовала от человечества совершенствования в своем развитии, которое происходило в результате «закрепления», обмена имеющихся знаний, правил и опыта, с целью совершенствования умственного развития и социального опыта каждой личности в отдельности. Возникла необходимость в целенаправленном процессе передачи человеческого опыта и подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности, иными словами, возникла необходимость образовываться. И таким первым источником информации в жизни каждого человека на раннем этапе развития являются родители. Все самые главные переживания и знания, получаемые крохотным существом, полностью зависит от них. Но наша жизнь устроена так, что мы не всегда можем уделить достаточное количество времени своим детям и не во всех вопросах «передачи» человеческого опыта достаточно подготовлены. Что же делать? На протяжении веков вырабатывалась целая система, призванная передавать опыт предыдущих поколений учить и воспитывать. В современном мире эта постоянно развивающаяся система призвана не только передавать опыт предыдущих поколений, но и совершенствовать его. Сложилась наука, названная педагогикой. И после родителей важным и самым ответственным в общей системе образования стала дошкольная педагогика. Многим знания, умения и навыки, которые «дает» дошкольная система, кажутся элементарными. Но так ли прост процесс передачи человеческого опыта на дошкольном уровне, нежели, например, на школьном? Ведь и требования, и условия к такому процессу неизменно менялись, преобразовывались в качественно новые инновационные педагогические методы, формы и средства для эффективного использования их на практике. Что же делать мне, как воспитателю, чтобы развить индивидуальные способности и заложить дух просвещения, знания, которые станут основой для его дальнейшего «роста» и реализации в социуме? Существуют определенные нормы, критерии развития дошкольника, как личности. Казалось бы, прекрасно чувствуя каждого ребенка, учитывая его индивидуальные особенности, владея различными воспитательными и обучающими методиками, авторскими разработками, я могла бы с легкостью этого добиться. Но как это непросто на практике! Что помогает мне воспитывать в доверенных мне родителями чадах Личность? Как социализировать ребенка, как помочь ему получить навыки жизни в обществе? Как объяснить ему, почему нужно быть крепким и здоровым, сострадательным? Как научить его отличать добро от зла, быть любознательным, творческим? Ведь передо мной, как перед педагогом, стоит задача – научить! Но научить нужно уметь! Ведь, как говорил Ж-Ж Руссо: «У ребенка свое особое умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего глупее, чем пытаться подменить у них это умение нашим». Научить ребенка мыслить, думать, рассуждать, легко и непринужденно «познакомить» их с таким заманчивым, полным загадок окружающим их реальным миром, ни на миг не забывая, что мир ребенка – это игра, вот главная задача. От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступень познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям. Так что помогает мне реализовывать столь непростую задачу? Бесценный опыт и накопленные знания просвещения! Ещё В.А. Сухомлинский говорил: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии. Ежедневно, любуясь великолепными картинами, читая замечательные книги, слушая превосходную музыку, вводя в мир научно – технического прогресса, я не просто знакомлю дошкольников с огромным опытом и открытиями, накопленными человечеством, я легко и непринужденно открываю перед ними волшебный мир неизведанного и прекрасного для того, чтобы сформировать в них первичные представления о себе, об окружающем мире, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира для расширения их кругозора, внимания, памяти, наблюдательности, для того, чтобы поспособствовать развитию познавательных интересов и действий, воображения и творческой активности, развить любознательность, чтобы в дальнейшем они могли анализировать, сравнивать, устанавливать причинно – следственные связи между явлениями. «Заложить» в каждом желание учиться, научить ребенка учиться. Как? Любопытство, стремление узнать, беспрестанно находить что-то новое, а потом радость и счастье в глазах от того, что получилось, не это ли главное в умении учиться, не это ли показатель умения учиться?От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступень познания, что он будет переживать, получит ли в необходимой степени удовлетворение от потребности самовыражения, зависит весь его дальнейший путь к знаниям». При этом я ни на миг не забываю, что, как говорил Джузеппе Мадзини, в каждом ребёнке нужно «питать» и развивать те способности, которые в нем есть, а не создавать новые, которых в нем нет. Видеть в каждом из них индивидуальность и «направить» весь его потенциал на его развитие! Именно это дает мне возможность, спустя четыре года напряженной работы, с легким сердцем отправлять моих подросших талантливых детей дальше «в жизнь», надеясь, что в будущем среди них вырастут будущие гении, такие, как Кулибин, Моцарт, Ковалевская, Пушкин, Серов, Ломоносов, Ахматова, Терешкова и многие другие.

< Предыдущая Следующая >
 

doshkolnik.ru

Эссе о сколько нам открытий чудных готовят просвещенья дух.

Автор: Слинько Ирина Петровна Место работы: ГБОУ Лицей №138 дошкольное отделение №1, г. Москва Должность: воспитатель спецгруппы Эссе «О, сколько нам открытий чудных готовят просвещенья дух…» «О, сколько нам открытий чудных готовят просвещенья дух…» Услышав эту фразу из бессмертного стихотворения А.С. Пушкина, многие вспомнят школу, урок, первого учителя… Но мне кажется, что самые яркие впечатления от новых знаний, открытий связаны с детским садом. Первые опыты, наблюдения, восторг «Ура, получилось!» - все это родом из детства. Сейчас я стала воспитателем и работаю с необычными детьми, у которых нарушены: восприятие, речь, эмоциональная сфера. У этих детей низкая познавательная активность, повышенная возбудимость. Они с трудом концентрируют внимание, плохо запоминают, быстро утомляются. То, что обычным детям дается быстро и легко, мои воспитанники усваивают гораздо дольше и сложнее. С самого начала моего профессионального пути меня мучил вопрос: как сделать так, чтобы для моих воспитанников детство осталось самой удивительной, чудесной и счастливой порой жизни. Оскар Уайльд сказал: «Лучший способ сделать детей хорошими — это сделать их счастливыми». С введением ФГОС дошкольного образования на первый план выходят задачи переориентации обучения: вместо усвоения готовых знаний, умений и навыков требуется развитие личности ребёнка, его творческих способностей, самостоятельности, мышления и инициативы в различных видах деятельности. На мой взгляд, очень важно, чтобы каждый день дети стремились открывать что-то новое, учились мыслить, анализировать, обобщать, постоянно жили в ожидании чуда и в счастливом творческом поиске! Я стараюсь дать им как можно больше возможности для проявления самостоятельности, поэтому особое место отвожу организации исследовательской деятельности. Дети по природе своей - исследователи. Невозможно передать словами радость и блеск в глазах ребенка, который вчера еще не понимал - сегодня понял, вчера не умел - сегодня научился. Я стараюсь беречь в детях эту жажду открытий и знаний. Переживаемые при этом положительные эмоции: удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых, порождают у ребёнка уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний. Большой потенциал для открытий хранит природа. Вот дерево, на коре - старый, высохший кокон. Казалось бы, какая мелочь. А мы с ребятами рассмотрим его под увеличительным стеклом, обсудим, кто там жил, вспомним, как развивается бабочка, сочиним про нее историю, загадку. Главное разбудить в ребенке познавательный интерес! Вспоминаю лицо моего выпускника, ученика 3 класса, который зашел в гости. Мы долго разговаривали о его успехах, вспоминали интересные моменты из жизни в детском саду. Я задала вопрос, кем бы хотел стать Ваня. Ожидала услышать: доктором, водителем, полицейским. А Ваня ответил: «Хочу стать геологом. Помните, мы исследовали камни, читали сказы о Хозяйке медной горы. Я хочу сам подняться в горы, увидеть своими глазами всю красоту». В тот момент мне стало понятно, что старания не прошли даром. Четыре года назад, через экспериментально – исследовательскую деятельность, я заложила в нем интерес к открытиям - маленький кирпичик в фундаменте выбора его будущей профессии. Так рука об руку идем мы с детьми по тропинке знаний и открытий. Пусть идем медленнее, чем другие ребята, маленькими детскими шагами, но стоит чуть- чуть постараться - и у нас все получится! Я стараюсь всегда хвалить детей, даже когда их успехи очень скромны, поддержать, окрылить, помочь раскрыться, ведь счастье ребенка и его радость в успехе и в уверенности в собственных силах. Каждый день мои воспитанники должны уходить из детского сада с победой, тогда у них будет стремление узнать больше, открыть еще что- то новое. Вот мы играем с красками: желтая краска пришла в гости к красной и, о чудо…появился новый цвет! А на следующий день снова новое открытие: надули воздушный шарик, потерли о шерстяную ткань и он вдруг приклеился к стене. Почему? И дети начинают рассуждать… Шаг за шагом, день за днем во всех видах деятельности ребята усваивают нормы и ценности, принятые в обществе, соприкасаются с миром искусства, узнают о социокультурных ценностях нашего народа, учатся общаться со взрослыми и сверстниками, любить свою Родину… Чтобы быть всегда интересной детям, надо учиться и совершенствоваться самой! Вместе с детьми учусь и я. Совершенствую свой профессиональный уровень на курсах повышения квалификации, применяю современные образовательные технологии, изучаю учебно – методический материал и передовой педагогический опыт, сама делюсь опытом с коллегами! А как приятно видеть столько единомышленников в социальных сетях! Каковы же результаты моей деятельности? Работу воспитателя нельзя измерить. Этот результат можно только ощутить. Это радость и счастье, которые появляются, когда я вижу счастливые лица детей и их желание вместе со мной познавать новое, доброжелательные улыбки родителей и их готовность творить вместе с детьми. Вот тогда приходят новые идеи, мысли, а также силы, чтобы всё это воплотить в жизнь. Ведь впереди еще столько всего нового, неизведанного, что можно открыть и изучить.

schoolfiles.net

Эссе О сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух

</ «О сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух…»

О сколько нам открытий… Сколько? Это все мои ученики. Все они генерируют открытия, генерируют сами, вместе и по отдельности, генерируют вместе с родителями, учителями, со мной, толкают меня на совершение открытий.

Тем и хороша профессия педагога - каждый день тебя ждет что-то новое, каждый день за дверью кабинета любопытные глаза, неожиданные вопросы, невероятные развития сюжета. И как не готовься, как не планируй - ты должен быть готов ко всему. И каждый из двадцати пяти даст открытия и эмоциональные, и спортивные, и креативные. Все не сосчитать. Открытия случаются чаще в личностном, психологическом плане. Ты привык к ученику, знаешь его характер, темперамент, привычки, способности; и вдруг, в какой-то ситуации, он раскрывается совсем по- новому, совсем по-другому, делает то, что ты не ждал от него. Какие-то открытия радуют (их несоизмеримо больше), ну а некоторые - огорчают и разочаровывают. В жизни, наверное, не бывает иначе.

Мы учимся вместе. Я учу их, они - меня. Конечно, знания, умения, навыки важны и задача школы - образовывать. Но у меня, как у классного руководителя, задачи иные: познавать, раскрывать, помогать. Ведь каждому понятно, что у нас с детства яркие моменты школьной жизни окрашены по-разному, кто-то с радостью вспоминает свой класс, считает, что ему повезло с учителями, школой, ходит на встречи выпускников, а кому-то, увы, какие-то моменты школьной жизни вспоминать не хочется: не поняли, не помогли, не поддержали. Как это важно на этапе становления личности, когда ребенок находится в самом начале пути, помощь компетентного взрослого. Поэтому наряду с авторитетом учителя, ценно и то, если к нему первому обратится ребенок со своими проблемами.

Сколько открытий? Много. Все и не вспомнишь. Некоторые забываются - вспыхнули, промелькнули, удивили. Другие открытия могут надолго выбить из колеи, заставляют задуматься, память о них, о событиях с ними связанных, западает в душу навсегда. Один раз в конкретной ситуации на уроке пытался «строжничать», все же дисциплина, физкультура, пошел на принцип и лишь навредил, испортил отношения. Открыл для себя: все сугубо индивидуально, все-таки мужская психология не всегда дает понять девочек -учениц. Приходится подстраиваться, пытаться построить диалог, искать «заветный ключик», как не банально это звучит.

Думаю, совместный дух просвещения и учеников детского коллектива заставляет сделать какие-то находки и открытия. Все-таки педагогов-мужчин, к сожалению, не так много приходит в школу. Ну а если приходят - значит это призвание.

Специфику спортивной и оздоровительной работы строю на активности, заинтересованности, совместной деятельности, мотивируя на результат. Часто применяю «авансирование успехом». В спорте по-другому нельзя.

Как приятно видеть, что ученик, который вроде показывал заурядные способности, вдруг выдает стабильно высокие результаты, поверил в себя, пошел на личный рекорд. Вдвойне приятнее, если ученик благодарен тебе, и спустя годы выражает признательность.

Именно поэтому большое значение придаю внеклассной работе, походам, совместным путешествиям. Люблю свою неделю физкультуры - вот уж точно-открытия с понедельника по пятницу. Эти педагогические находки и дают уверенность в правильно выбранной профессии.

Сколько открытий? Столько, сколько уроков физкультуры в неделю, а это три часа в каждом классе. И плюс, важнейший час - классный. Много это, или мало? Считаю, что для открытий достаточно. Не гениальных, не глобальных, но повседневных, бытовых, жизненно-необходимых ребенку и педагогу. Переходный период, кризисы, депрессия и апатия, раздражения и обида на «весь взрослый мир». Я часто встречаю это. Научился каким-то своим методикам, выработал свой стиль. Зачастую, заранее знаю, что семья где-то неправа, где-то завышенные требования, где-то гиперопека или наоборот. Сейчас, имея за спиной шестилетний педагогический опыт, мне проще найти консенсус между всеми участниками образовательного процесса, а раньше честно признаюсь, шел наугад.

В моей семье есть педагоги, есть медики. Я видел эту работу с самого детства и тоже недавно сделал мини-открытие. Как похожи постановка диагноза пациенту и назначение схемы лечения с одной стороны и знакомство с личностью ребенка и подбор индивидуальной образовательной траектории с другой стороны. И как велика ответственность в обеих этих профессиях…Здоровье, а иногда и жизнь.

Сколько открытий было, сколько будет?.. Думаю, такая динамичная профессия постоянно держит в тонусе, окрыляет и омолаживает (ведь коллектив-то детско-юношеский). То есть открытий наберется достаточно. Главное - уловить их, правильно растолковать, уметь применять на практике. Но и забывать продолжение стихотворения А.С. Пушкина не стоит. Далее говориться и об опыте, и о гении, и о случае. Но это, как говориться, тема для другого эссе.

botana.cc

Сёрнитам комиӧн - Педагогическое эссе

Эссе «О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух»

 

Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию.

Ян Коменский

Много тысяч лет тому назад увидел Бог, что множатся пороки людей, и решил помочь им. Созвал он Высоких Духов и сказал: «Люди потеряли свой путь. Как быть?» Один из Духов предложил навеять на людей сон пророческий, другой – послать манну небесную, третий – воду от Бога. И только четвертый Высокий Дух изрек: «Вложи в каждого человека жажду к познанию и дай им учителя».

 Учитель. Когда мы слышим или произносим это слово у каждого из нас в душе всплывают такие чистые и в то же время грустные воспоминания о минувшем беспечном, счастливом детстве. Как бы ни учился человек в школе, он всегда вспоминает школьные годы с особой теплотой. Тепло и свет исходят, прежде всего, от учителя. А что есть учитель и почему я выбрала такую сложную и ответственную профессию?

Светить, осветить, осветлять, освещение, просвещение... Какие тёплые слова, с одним корнем - СВЕТ. Когда человек, в силу своей некомпетентности в каком-либо вопросе, обращается за помощью к другому и говорит: «просвети, пожалуйста». Без знаний он ходит во тьме, в потёмках. Чтобы найти правильный, истинный путь ему нужен свет, и свет этот знание. Мудрый русский народ, с многовековой историей говорит: "Ученье - свет, а неученье - тьма!"

Часто ли так бывает, что каждый день учёба, каждый день открытие? Обычный человек не может без открытий, а уж учителю сам Бог велел везде, всегда и всю жизнь учиться. Учиться у учеников, учителей, родителей, учиться в процессе подготовки уроков. Чтобы учить кого-то, надо самому учиться.  На учителя можно выучиться в институте. Освоить все принципы этой профессии, вскоре приступить к обучению детей, выполнять свою работу хорошо, но, на этом учёба не прекращается. Уроки продолжаются всю жизнь. Жизнь преподносит свои Уроки, свои открытия…

Урок профессионализма. Я закончила Ижемскую среднюю школу 20 лет назад и 14 лет (уже или ещё) работаю в школе, десять из них проработала в Косланской школе. Анализируя сейчас свою методику преподавания, свою   копилку педагогического мастерства прихожу к выводу, что многое было с любовью впитано от учителей на уроках. Каждый урок был чем-то интересен. У коллег, уже работая в школе, я черпала, перенимала всё новое, интересное…

Урок открытий. Четырнадцать лет подряд каждый вечер я сажусь за уроки. Казалось бы, методические пособия есть в интернете, прошлогодние конспекты лежат на столе, но нет! Меня не покидает желание изменить урок, внести новую занимательную информацию. А в голове вопрос: заинтересует ли это учеников? И ты читаешь новое, свежее или хорошо забытое старое, чтобы завтра на уроке увлечь ребёнка.

Урок мудрости.  Порой ребёнок бывает мудрее взрослого! Он не злопамятен. Ученик, получивший только что «неудовлетворительную» оценку по твоему предмету, хватает кипу твоих тетрадей и учебников и несётся в учительскую, помогая тебе.

Урок современности. Многие дети уже сегодня владеют намного большей информацией в определённой области, чем учитель. И как в этом случае быть учителю? Ответ очевиден, заниматься самообразованием. Профессиональная деятельность каждого педагога немыслима без постоянного самообразования. Поэтому учителя регулярно повышают квалификацию различными способами: курсы, семинары. Обучение помогает по-новому осмыслить цель своей работы, знакомит с новейшими тенденциями в образовании. Учитель должен быть более гибким, мобильным, потому что с каждым днем нашей жизни скорости увеличиваются, поток информации растет. Именно поэтому учитель должен уметь хорошо ориентироваться в жизни, ведь учитель-это пример, он учит не только своему предмету, но и жизни, жизненной позиции, всему лучшему. 

Урок единства и взаимопомощи. Неумолимо приближался конкурс «Учитель года». Дав согласие на участие в конкурсе, я поселила чувство тревоги в своей душе. «Смогу ли?», «успею ли?» Спасибо коллегам за оказанную неоценимую помощь в подготовке к конкурсу, кто мудрым советом, наставлением, кто добрым пожеланием. Очень важно было ощущать, поддержку моей семьи, близких, коллег, без этого я бы не добилась результата. А пройти все конкурсные мероприятия — это дорогого стоит.

 Профессия учителя считается самой благородной и в то же время самой трудной. Это такая профессия, которую не выбирают случайно. Мой выбор профессии был предопределён раньше. Моя мама- воспитатель. Для меня с детства каждое ее слово, каждая сказка, рассказанная мамой, - все для меня было свято.  И не было для меня ничего важнее на свете, чем постигнуть то, чему она учила. Иногда справедливо укоряя, мудро давая советы, наставляя, она все же оставалась и мамой, и педагогом. Для меня модель её поведения «ребёнок-воспитатель» был примером для подражания.

В нашем роду целая династия педагогов. И сейчас педагогическая династия не прекратилась. Я горжусь своими родственниками-педагогами. Горжусь тем, что они учили и учат маленького человека читать, писать, считать. Надеюсь, что и потомки выберут этот нелегкий, но благородный труд, труд педагога.

Всеми современными исследователями отмечается, что именно любовь к детям следует считать важнейшей личностной и профессиональной чертой педагога, без чего невозможна эффективная педагогическая деятельность. Скажу больше, нельзя допускать, чтобы в школу приходили случайные люди. Ещё Л.Н.Толстой писал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец и мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он совершенный учитель».

Учитель. Творец человеческих душ. Учитель формирует сознание, образные ориентиры поведения, направляет ум и чувства ученика на позитив, на созидание, выявляет и помогает развиться способностям и талантам. Благодаря трудам учителя из несмышлёного, порой капризного ребёнка, за годы, проведённые в школе, как из кокона с трудом, с потугами, но благородно, выходит человек. И очень важно, что и как вложит преподаватель в ученика вначале его жизненного пути, во многом этот опыт и знания будут формировать дальнейшую судьбу личности. И в этом случае справедливы слова Уинстона Черчилля, сказавшего: «Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать».    Можно перефразировать знаменитые слова М. Горького и сказать: "Учитель – это звучит гордо". И это не будет хвальбой. Человек достиг современного уровня своего развития только благодаря тому, что знание, которое он накапливал в течение всей своей жизни, передавались из поколения в поколение. Именно учитель является "стержнем" при передаче этих знаний. Недаром на востоке в это слово вкладываются все максимальные оттенки уважения, признательности и почтения.

Удивительная эта должность – учитель! Только педагог может молодеть с каждым своим новым классом и взрослеть вместе с ними, становиться мудрее, делать с

Дневник - CLAIREними великие открытия…

В заключении хочется еще раз процитировать строчки из стихотворения А.С. Пушкина: 

                                  О, сколько нам открытий чудных

                                   Готовят просвещенья дух,

                                    И опыт, сын ошибок трудных,

                                    И гений, парадоксов друг,

                                     И случай, бог изобретатель.

 

izhma77komi.ucoz.ru

"О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух"

Авторское эссе на тему: "О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух"

Московский городской профессиональный конкурс педагогического мастерства и общественного признания «Педагог года Москвы-2015»

Номинация:  «Учитель года»

авторское эссе Цыганковой Светланы Евгеньевны

учителя изобразительного искусства

1 квалификационной категории ЮВАО ГБОУ СОШ № 417 на тему:

«О, сколько нам открытий чудных готовят просвещенья дух!...»

Пожалуй, лучше классика не скажешь. Невольно вспоминаю свои детские годы, когда каждый день приносил мне, какие либо открытия. Это были потрясающие уроки истории и литературы, но больше всего мне запомнились уроки изобразительного искусства. Говорят, что интерес к предмету у школьников вызывает в большей степени учитель, но на мой выбор повлиял неподдельный, искренний интерес к искусству, который существовал у меня, сколько я себя помню.

Несомненное влияние на меня оказали картины великих художников и музыка. Все это способствовало эстетическому восприятию действительности, учило видеть и понимать красоту окружающего мира, совершать постоянные чудесные открытия.

Получив диплом, я осуществила свою мечту о школе, и работа учителем – вдохновителем – художником мне помогла раскрыться и поделиться с детьми всеми чудесами, накопленными за время учебы. Теперь будучи профессионалом в своем деле, я не только интересуюсь творчеством других художников, но и выставляю свои картины на вернисажах.

В школу я пришла потому, что хотелось поделиться с детьми накопленными знаниями, научить ребят видеть, понимать и анализировать произведения искусства и высказывать свое мнение о них. В одной детской песенке есть хорошие слова: «…это правда, но чего же тут скрывать, дети любят, очень любят рисовать, на бумаге, на асфальте, на стене и в трамвае на окне…». Приходящие в школу 6-7 летние дети получают массу новых впечатлений, переживаний. Уроки, перемены, новые лица: новые друзья, учителя. Свое отношение ко всему происходящему, мысли, чувства большинство первоклассников, часто выражает с помощью рисунка, через него. В этом возрасте дети очень любят рисовать и творить чудеса! Они рисуют всегда и везде! Их работы - настоящие шедевры. И моя задача состоит в том, чтобы и дальше поддерживать и сохранять интерес детей ко всему происходящему, заставлять не только мыслить, но и сопереживать. Направления моей работы – проблемное обучение, интеграция уроков изобразительного искусства с различными общеобразовательными предметами, ну и, конечно же, проектная деятельность. Проблемное обучение способствует воспитанию гуманитарной культуры личности и стимулирует процесс самообразования, а так же повышает самооценку ученика. На моих уроках изобразительного искусства дети учатся дискутировать и общаться друг с другом, уважать мнение коллектива, раскрывать свою творческую инициативу. Все это помогает мне постоянно находить новые идеи, искать свои подходы к детям разной возрастной категории. Стараюсь провести каждый урок так, чтоб он запомнился, и учащиеся с нетерпением ждали бы следующего, еще более интересного урока. Все это дает возможность раскрыть себя и свои возможности на каждом уроке. Учитель изобразительного искусства не просто учит детей рисовать, а прививает им положительные качества человека, воспитывает достойными гражданами своей Родины, своего народа. Если сам учитель любит и уважает культуру, традиции и историю своего народа, он может передать это детям. Ведь они -  наше будущее.

Стараюсь быть очень мобильной, восприимчивой ко всему новому, идти в ногу со временем и на личном сайте: http://nsportal.ru/cygankova-svetlana-evgenevna в интернете имею уникальную возможность вести диалог со своими коллегами и подопечными, а так же родителями. Стремлюсь делиться своим опытом с коллегами. Ведь интернет – это просто кладезь новых идей, где можно познакомить и обсудить важные и общие для нас темы, найти новые педагогические приемы и методы. Мои ученики постоянно принимают участие в конкурсах, олимпиадах и других мероприятиях.

Наша школа – это место для сотрудничества, ведь мир открытий и откровений, жизненной радости, гармонии и содружества, не зря она имеет визитную карточку – СОДРУЖЕСТВО с девизом:

«ОТ МЫСЛИ К ТВОРЧЕСТВУ,

ОТ ТВОРЧЕСТВА –

К УСПЕХУ!»

 

 

multiurok.ru

Педагогическое эссе О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух

Лошкарева Наталья Павловна – учитель ИЗО МОУ «СОШ №28» г.о.Саранск, Республика Мордовия «О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух. (педагогическое эссе) «О, сколько нам открытий чудных готовит просвещения дух...» Не хочу выглядеть банальной, но дух просветительства, на сам деле, требует от педагога чуда. А свершившись, которому потом никто не удивляется... Где-то я уже слышала эту фразу. Поэтому хочется ей вторить... Да ...да...да... Сам человек – это уже чудо! Совершенство природы! Совершенство натуры. И ты, как учитель, знаешь, что несешь ответственность перед миром за его нераскрытый талант, за несвершенные подвиги, за несостоявшуюся личную жизнь. Громко сказано? К сожалению, нет. В 6,5 лет ребенок приходит в школу. Родители постарались сделать все, чтобы их дитя пришло в храм науки и просвещения уже с определенным опытом знаний по арифметике, письму, чтению, но мало кто из взрослых (сама знаю – тоже мама) к этому времени старался формировать определенное мировоззрение у своего чада. Считается: ведь он еще маленький. Еще успеет. Вот подрастет и намучается ... Но мучиться мы будем все вместе: неразумное дитя, беспокойные родители, и уже измученные учителя. Мне кажется, даже не кажется, я уверена, что учитель уже перестает страдать кабинетным романтизмом и поэтическим накалом педагогических страстей практически сразу, как специалист, не успев еще переступить порог школы. Почему? Наверное, потому что это 2 разных мира: мир ученичества и мир учительства! Когда я 20 лет назад пришла в школу, то почувствовала это как-то сразу, правда перед этим окончив художественное училище, педагогический институт, а это добрые 10 лет после школьной скамьи, и уже не «недоучка-школяр», а педагог с претензией на мастерство .... Нет, заменим слово «мастерство» на успех. А то уж как-то сразу .... мастер.... Но главное, есть огромное желание им быть! А значит быть нужным. И хочется творить... творить и творить, пусть маленькие, но чудеса. Делать открытия. Строить свой «сказочный мир». Почему сказочный? Да потому что детский. Но дети – это не всегда сказочники, скорее герои, ищущие себя. Только одни это понимают, а другие, к сожалению, нет. И как тебе, учителю, молодому или со стажем, преодолеть эту грань, что разделяет поколение Nest- поколение будущего - с учительским прагматизмом и устоявшимся консерватизмом. Кстати, у Александра Сергеевича Пушкина строки «О, сколько нам открытий чудных готовит просвещения дух» звучат далее, как « ... опыт, сын ошибок трудных, и гений, парадоксов друг». Так что через тернии ошибок к воспитанию гениев. Вы знаете, а талантливого, одаренного ребенка видно сразу. Он необычен, необычен уже художественных трактовках рисунка, импровизации в музыке, во взгляде на простые вещи. Он даже краски накладывает на бумагу противовес технике ведения кисти. У него свой взгляд на ретушь, на смешение красок, на постановку света при создании своего необычного творения. Кстати, почему дети любят больше уроки ИЗО, музыки, МХК, обслуживающего и технического труда? Только не говорите, что они несерьезные. По воле случая мне пришлось заменять учителя МХК, а затем при закрытии токарных и слесарных мастерских, взять еще и уроки технологии у мальчишек 8 классов. Все это оказалось мне близко. Потому что это все - творческие проекты с основой на знание мировой культуры. А это уж вещи очень серьезные... И если к преподаванию эстетико-технических предметов относится с холодком, то и душу ребенка получишь такую же – с холодком. И как тут не вспомнить еще замечательную фразу великого поэта: «гений и злодейство – вещи несовместимые», так так процесс творчества приносит радость, душевное равновесие, удовлетворенность своими успехами. К тому же процесс творчества развивает мышление, фантазию, ведет к мозговому штурму. Глядя на рисунки детей, чувствуешь их, начинаешь понимать, особенно тогда, когда даешь им 10 минут свободного творчества (любые темы, любые краски, любые идеи). А там, где ребенок чувствует себя комфортно, защищенно, уверенно – это его своеобразный карт-бланш! Это возможность растущему человеку себя реализовать. К тому же все эти предметы помогают нам в большой внеурочной деятельности, в системе дополнительного образования, а, значит, помогает готовить к дальнейшей социализации ребенка в обществе.

      «Искусство, это попытка создать рядом с собой еще один мир, только более человечный». Так давайте же не лишать детей возможности создавать свой более человечный мир при помощи  искусства!

profhelp.net


Смотрите также