LJ Magazine. Упование мое отец прибежище мое сын покров мой дух святый текст


Про великаго Иоанникия пишется, что его постоянною молитвою была сия: упование мое - Отец, прибежище мое - Сын, покров мой

Исаак Сирский сообщает, что он знал подвижника, который молился так: "Аз яко человек согрешил, Ты же, яко Бог щедр, помилуй мя", или другой подвижник, качая головою говорит - конечно в молитвенном расположении духа: "что-то будет!?..."

На всё сие ответ такой: молитесь, кто как может; ибо существо молитвы не в словах, а в том, чтобы сердечное чувство души, в котором идёт и держится вся наша жизнь, соединить с Господом - Источником вечной жизни. Нужно только знать, что прежде всего необходимо нам соединиться своим внутренним существом или душею своею непременно с Сыном Божиим - Спасителем нашим, потому что в деле спасения нашего, Искупитель наш Иисус Христос является к нам ближе; только чрез Него мы и можем иметь доступ к Отцу Небесному и за Его заслуги подаётся нам Дух Святый. Потому и молитва наша должна быть первее всего к Нему, и мы имеем нужду и заповедь святого Апостола: верою вселить Христа в сердце (Еф.3:17).

Но здесь может кто-либо сказать: видишь,- "вселить Христа в сердце нужно верою, а не молитвою, как вы утверждаете!?".

Знать нужно, что в понятие молитвы вера входит, как существенная часть, в ней заключается и вместе с нею идёт к одной цели, которая и там и здесь одна - именно: "живое и таинственное соединение человека с Богом". Это определение одинаково принадлежит и вере и молитве. В вере имется движение вперёд - к предмету веруемому; а это движение и выражается молитвою или и есть самая молитва. Отсюда же происходит и молитва веры.

Веровах,- говорит Пророк,- темже глаголах (Пс. 115:1). Молитва без веры есть ничто - сеяние на камень. Верую в истиннаго Бога и веру свою выражаю стремлением к Нему, которое и может быть только чрез молитву, а потому и молюсь Ему, чая этим сподобиться Его милости. Молитва, по учению святых отец, называется материю всех добродетелей, поэтому в числе своих чад необходимо имеется и вера - яко первородная дщерь ея.

А что, повидимому, молились святые и угодники Божии другими молитвами, то это вовсе не может служить нам благовидным предлогом и причиною уклонения от обязанности непрестанной Иисусовой молитвы, потому что нет ни одной молитвы, которая могла бы исключать присутствие Сына Божия, яко единаго от Святыя Троицы; и нет такой молитвы, в которой бы не присутствовал Он - един Ходатай Богу за человеки, Господь Иисус Христос. Есть молитвы к Отцу Небесному и Святому Духу, а более всего к Сыну Божию.

Но во всех молитвах, возносимых от Земли на Небо, Он есть Посредник, Ходатай и Примиритель, и потому всякая молитва, не во имя Его делаемая, должна быть суетна и безплодна, потому что Он составляет ея внутреннюю силу, хотя бы для чувственнаго слуха и не слышалось Его пресвятейшее имя.

Без Него недейственна никакая наша молитва - ни к Отцу Небесному, ни к Духу Святому.

Один только Он отверзает вход нашим молитвам к престолу благодати, яко Посредник между Богом и нами, яко Примиритель наш и Спаситель.

Отсюда необходимо вытекает такое заключение, что ничего не теряет в своём духовном приобретении, по внутреннему приближению к Богу тот, кто молится общими молитвами Святой Церкви с должным, конечно, вниманием, благоговением и правильным отношением своего ума и сердца к Богу и ко всему, что изложено в молитвах; равно и тот, кто исключительно всё своё молитвенное упражнение производит Иисусовою молитвою, непрестанно читая её днём и ночью, не должен надеятся на какое-нибудь преимущество, потому что сила того и другого моления состоит в одном, чтобы внутреннее чувство души соединить с Господом Иисусом Христом, предварительно очистивши его слезами покаяния, смирением и сознанием неизбежной нужды нашего единения с Господом.

Но дело в том, что при чтении продолжительных молитв, является немалая трудность, но причине многих предметов, там содержащихся, иметь ум свой единично прилепленным к Господу Иисусу, потому что разнообразие предметов держит его на себе, что в свою очередь, даёт врагу не малую возможность всевать в ум молящагося и свои помыслы. Молитва же Иисусова, будучи чужда всего этого, прямо и непосредственно обращает всё наше внутреннее существо ко Господу Иисусу Христу и тем даёт нам легчайший способ единения с Ним, а врагу там уже нет места, чтобы сеять свои плевелы.

В доказательство сему можно привести учение святого Григория Синаита. Он делает вопрос: "Откуда это различие, что одни учат много петь псалмов, другие - мало, третьи совсем не петь!!!"

Ответ: разрешение сего вопроса таково: которые деятельною жизнию, чрез многие труды и в долгие годы обрели действа благодати, те как сами научились сему, так и других учат. Они не верят тем, кои говорят о себе, что по милости Божией, достигли сего в короткое время - тёплою верою, как говорит святой Исаак, и порицают таковых, будучи окрадаемы неведением и самомнением, других уверяют, что, если что бывает иначе, чем у них, то оно прелесть есть, а не действо благодати.

cyberpedia.su

Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый: Троице Святая, слава Тебе

Молитва святого Иоанникия

Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый: Троице Святая, слава Тебе.

Перевод:

Упование мое – Отец, прибежище мое – Сын, покров мой – Дух Святой: Троица Святая, слава Тебе.

--------------------------

Упование – надежда твердая, вера.

Прибежище – убежище, безопасное место.

Покров – защита, покровительство, сень.

--------------------------

Создатель этой молитвы, святой Иоанникий Великий, повторял ее после каждого стиха читаемых им на правиле псалмов, таким образом постоянно возводя ум к Пресвятой Троице.

Окончание молитв

Достойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Слава, и ныне: Господи, помилуй. (Трижды)

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилуй нас. Аминь.

Перевод:

Достойно есть поистине восхвалять Тебя, Богородицу, вечно блаженную и пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честью высшую Херувимов и несравненно славнейшую Серафимов, девственно Бога-Слово родившую, истинную Богородицу, Тебя прославляем.

--------------------------

Достойно – следует, должно.

Яко воистинну – поистине, по справедливости (яко – как).

Блажити – восхвалять.

Присноблаженную – всегда блаженную (присно – всегда).

Пренепорочную – самую непорочную.

Честнейшую Херувим – достойную большей чести, чем Херувимы.

Славнейшую без сравнения Серафим – заслуживающую несравненно большего прославления, чем Серафимы.

Без истления – без нарушения чистоты.

Сущую – действительную.

Херувимы (по-древнееврейски это слово означает «излияние мудрости») и Серафимы («пламенеющие») – высшие Ангелы, ближайшие к Богу.

--------------------------

В этой молитве мы восхваляем Богородицу, как Мать Бога нашего, всегда блаженную и непорочную, и величаем Ее, говоря, что Она Своею честью (честнейшую) и славою (славнейшую) превосходит самых высших Ангелов: Серафимов и Херувимов, то есть Божия Матерь по своим совершенствам стоит выше всех – не только людей, но и святых Ангелов. Она без болезней, чудесным образом от Духа Святого родила Иисуса Христа, Который, став от Нее человеком, есть в то же время Сын Божий, сошедший с небес, а потому Она есть истинная Богородица.

Автором песни «Честнейшую Херувим…» считается преподобный Косма, епископ Маиумский, творец канонов. А первую часть – «Достойно есть…» по преданию воспел перед иконой Пресвятой Богородицы Ангел, явившийся в Х веке одному иноку на Афоне.

Слава, и ныне: Господи, помилуй. (Трижды)

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых помилуй нас. Аминь.

--------------------------

Мы видим, что после тех молитв, которые в разделе «Молитвы утренние» являются завершающими и помечены словами «Окончание молитв», в разделе «Молитвы на сон грядущим» (в большинстве молитвословов) следуют еще некоторые молитвословия, более прямо относящиеся к отходу ко сну (молитву святого Иоанна Дамаскина полагается читать, указывая на постель, при чтении молитвы «Да воскреснет Бог» осеняются знамением креста и ложе, и четыре стороны света). Одно из следствий этого: мы можем более гибко приспосабливать общее правило к собственным условиям жизни, к своему внутреннему состоянию. Так, для некоторых людей (или в некоторых обстоятельствах жизни) удобнее оказывается прочитать первую часть молитв на сон грядущим еще вечером, достаточно рано – возможно, до полного завершения всех дел, – а непосредственно перед сном, уже близ ложа своего, прочитать оставшиеся молитвы. Совместное чтение молитв на сон грядущим – например, в семье, – можно завершать именно на «Достойно есть...» и общем благословении, а молитвы начиная с молитвы святого Иоанна Дамаскина прочитывать каждому в своей комнате, у своего ложа.

Молитва святого Иоанна Дамаскина

Владыко Человеколюбче, не ужели мне одр сей гроб будет, или еще окаянную мою душу просветиши днем? Се ми гроб предлежит, се ми смерть предстоит. Суда Твоего, Господи, боюся и муки безконечныя, злое же творя не престаю: Тебе Господа Бога моего всегда прогневляю, и Пречистую Твою Матерь, и вся Небесныя силы, и святаго Ангела хранителя моего. Вем убо, Господи, яко недостоин есмь человеколюбия Твоего, но достоин есмь всякаго осуждения и муки. Но, Господи, или хощу, или не хощу, спаси мя. Аще бо праведника спасеши, ничтоже велие; и аще чистаго помилуеши, ничтоже дивно: достойни бо суть милости Твоея. Но на мне грешнем удиви милость Твою: о сем яви человеколюбие Твое, да не одолеет моя злоба Твоей неизглаголанней благости и милосердию: и якоже хощеши, устрой о мне вещь.

Перевод:

Владыка Человеколюбче, не сейчас ли уже мне это ложе станет гробом, или еще несчастную мою душу озаришь светом дня? Вот меня гроб ожидает, вот мне смерть предстоит. Суда Твоего, Господи, боюсь и муки бесконечной, однако же не перестаю совершать злые дела. Тебя, Господа моего, всегда прогневляю, и Пречистую Твою Матерь, и все небесные силы, и святого Ангела Хранителя моего. Знаю, Господи, что недостоин я человеколюбия Твоего, но достоин всякого осуждения и муки. Но, Господи, хочу или не хочу, спаси меня. Ведь если праведника спасешь, нет в этом великого, и если чистого помилуешь, нет ничего удивительного, ибо они достойны милости Твоей. Но на мне, грешном, яви дивную милость Твою, на мне яви человеколюбие Твое, да не превзойдет моя злоба Твою неизреченную благость и милосердие, и так, как Ты хочешь, исправь мою жизнь.

--------------------------Не ужели мне одр сей гроб будет – не сейчас ли уже будет моим гробом эта постель (это ложе).

Просветиши днем – просветишь (разум, очи сердечные) светом Твоего учения. В другом смысле – дашь мне еще один день для покаяния.

Се – вот.

Ми – мне.

Злое же творя не престаю – однако (же) не перестаю (не прекращаю) творить злые дела.

Вем убо – ведь знаю же.

Яко – здесь: что.

Или хощу, или не хощу – или хочу, или же не хочу (спасения).

Аще бо праведника спасаеши – потому что если Ты спасаешь праведника.

Ничтоже велие – в этом нет ничего великого (велий – великий).

И аще чистаго помилуеши, ничтоже дивно – и если помилуешь чистого, в этом нет ничего удивительного.

Достойни бо суть– потому что они достойны.

Удиви милость – яви дивную милость Твою.

О сем – здесь: в этом, этим.

Да не одолеет моя злоба Твоей неизглаголанней благости и милосердию – дабы из-за моих злых дел я не лишился бы Твоей неизреченной благости и милосердия.

Якоже хощеши, устрой о мне вещь – так, как Ты хочешь, исправь мою жизнь.

Просвети очи мои, Христе Боже, да не когда усну в смерть, да не когда речет враг мой: укрепихся на него.

Слава: Заступник души моея буди, Боже, яко посреде хожду сетей многих; избави мя от них и спаси мя, Блаже, яко Человеколюбец.

И ныне: Преславную Божию Матерь, и святых Ангел Святейшую, немолчно воспоим сердцем и усты, Богородицу сию исповедающе, яко воистинну рождшую нам Бога воплощенна, и молящуюся непрестанно о душах наших.

Перевод: Просвети очи мои, Христе Боже, да не усну сном смертным, да не скажет враг мой, что одолел меня.

Заступником души моей будь, Боже, ибо я хожу среди множества соблазнов; избавь меня от них и спаси меня, Благой, как Человеколюбец.

Преславную Божию Матерь, Святых Ангелов Святейшую, не умолкая будем воспевать сердцем и устами, исповедуя Ее Богородицей, как воистинно родившую нам Бога во плоти и молящуюся непрестанно о душах наших.

--------------------------

Яко посреде хожду сетей многих – ибо я хожу среди множества искушений (соблазнов), сетей диавольских.

Немолчно воспоим – да будем воспевать беспрестанно, неустанно (не умолкая).

Усты – устами.

Богородицу сию исповедающе – исповедая Ее Богородицей (свидетельствуя о Ней как о Богородице, прославляя Её как Богородицу).

shkolageo.ru

Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый: Троице Святая, слава Тебе!

Из книги диакона Георгия Максимова "Православие и ислам" (http://azbyka.ru/religii/islam/pravoslavie_i_islam_00-all.shtml).

Многие мусульмане убеждены, что ислам – это исконная вера их предков, и мало кто знает, что в истории каждого мусульманского народа России и СНГ есть христианская страница и зачастую весьма славная.

Если говорить о Северном Кавказе, то стоит отметить, что уже в VI в. от Византии принимают христианство адыги (общее название единого народа, разделенного на кабардинцев, черкесов, убыхов, адыгейцев и шапсугов). О том, что адыги долгие века были христианами, свидетельствуют арабские, персидские и европейские авторы. Причем, стоит подчеркнуть, что в XIV-XV вв. адыги мужественно выдержали натиск со стороны католической Церкви. В это время усилившиеся на Кавказе «генуэзцы старались навязать черкесам католичество, но безуспешно. Католические миссионеры не брезговали никакими методами, прибегали даже к насилию, что вызывало волнение среди черкесского населения. Черкесы не хотели принимать католичества, и большая часть их продолжала исповедовать греческую веру»(1).

92471.b

В конце XIV века Тамерлан совершил опустошительный поход на Северный Кавказ, дойдя до Эльбруса, огнем и мечом расправляясь с аланами и черкесами, не желавшими принять мусульманство. Однако горцы еще долго и упорно защищали свою христианскую веру. А в XV в. ислам стали распространять среди адыгов огнем и мечом крымские ханы. В 1559 г. в Москву явились послы от адыгского народа, которые просили послать им православных священников, и их вместе с князем Д.И. Вишневецким направил русский царь, но турки послали наперехват войска и не дали священникам прибыть к адыгам. Однако еще в начале XVII в. среди адыгов многие хранили пра-вославную веру, и только в 1717 г. ислам был окончательно навязан этому народу по приказу турецкого султана. До сих пор в Карачаево-Черкесии сохраняются древние православные храмы X в., такие как Хумаринский и Сентинский и др. Небольшой части народа удалось сохранить Православие, в частности, моздокским кабардинцам (около 2500 чел.).

Среди дагестанцев христианство появилось также очень рано. Уже в VII в. грузинские миссионеры распространяют православие в западных районах Дагестана. В XIII в. позиции христианства были очень прочны в Аварии и отдельных районах Южного Дагестана (Табасаран), были христиане и среди лезгин. Из-за нашествия Тамерлана в 1395 г. христианство подверглось гонению и произошел новый виток насаждения ислама. Но даже приняв ислам дагестанцы многие века чтили древние христианские храмы своих предков, благодаря чему до наших дней сохранилась, например, церковь Датуна, которой более тысячи лет. А часть аварцев, которые не захоте-ли принимать ислам, переселились в Грузию, где их православные потомки живут и сейчас.

В XI-XIII вв. через грузинских миссионеров христианство начало распространяться среди вайнахов (предков чеченцев, ингушей и бацбийцев). Об этом свидетельствуют сохранившиеся древние православные храмы в Ингушетии – Тхаба-Ерды, Алби-Ерды и Таргимский, многочисленные археологические находки христианских книг и крестов. Так, в Чечне был обнаружен поклонный крест у Чахкиринского аула, нательные кресты обнаруживали при раскопках возле аула Чечень на р. Аргунь, а также на старом кладбище Хасавюрта. Многие названия мест в Чечне свидетельствуют о древней христианской истории — село Кернстне («Христианское»), Гоьрчачга ара — «поляна святого Георгия», Моцкъара босса — «склон священника» и др. После нашествия Тамерлана на Кавказ, связи с Грузинской Церковью прервались и в последующие века вайнахи постепенно скатились к язычеству, а уже в XVII-XVIII веках здесь укоренился ислам. Однако небольшая часть народа — бацбийцы (10000 чел.), смогли сохранить Православие, которое исповедуют доныне.

Богатая христианская история есть и у на¬родов Средней Азии.На территории Туркменистана находился древний город Мерв, где первые христиане появились уже в III в., а в IV была учреждена Мервская митрополия, которая на многие века стала центром христианства в Азии. В VII-VIII вв. христианство распространяется по городам Южного Казахстана и Семиречья. В IX в. христианство принимает тюркский народ карлуки, в XI в. крестились кераиты, а столетием спустя - найманы, онгуты, гузы, чигили. Из г. Навакента христианское влияние распространилось на значительную часть Казахстана. Христианство было сильно здесь вплоть до XIII в., многие археологические находки свидетельствуют об этом — храм VIII в., найденный в Ак-Бешим, серебрянные кресты в захоронениях, блюдо IX в. с изображениями евангельских сцен, и, конечно, кайраки — надгробные камни с христианскими надписями и символикой. В XVIII в. послы от казахов подали официальное прошение российской императрице Екатерине о крещении народа в Православие, но она оставила эту просьбу без внимания. До сих пор среди казахов есть такие, кто помнит, что его предки происходили из древних христианских родов.На территории Узбекистана первые христиане появились уже во II в., позднее крупные центры христианства возникли в Хорезме и Самарканде. В империи эфталитов, которая включала в V-VI веках территорию современного Узбекистана, христианство было государственной религией. Многие предки современных узбеков в то время были православными христианами. Существовали целые христианские города, например, Винкерд. На территории Узбекистана найдены руины храмов и монастырей, фрески, иконы на ткани (занданачи), сюжеты из Евангелия, изображенные на керамике, нательные кресты и огромное число кайраков. Древнейшие находки датируются IV в.В V в. появилось ложное несторианское учение, искажавшее христианство. Несториане подчинили себе большинство христианских общин Центральной Азии. Но на территории Узбекистана была Хорезмийская община, которая не встала на колени перед ложным учением, и единственная из всего региона сохранила верность православному учению. Эта община входила в состав Антиохийского Патриархата, и имела прямые связи с православными государствами – Византией и древней Русью. Она просуществовала до конца XII века, когда хорезмийцы оказали упорное сопротивление монголам, за что, по приказу Чингисхана, население Хорезма было истреблено, а их столица Ургенч затоплена водами Амударьи. Несторианские общины в Самарканде и католические в Семиречье просуществовали чуть дольше. Еще в XVI в. здесь сохранялись местные христиане.

А на земле Азербайджана христианство появилось еще в апостольские времена. По преданию, первым проповедником здесь был апостол Варфоломей. В древности здесь находилось государство Кавказская Албания. В 313 году албанский народ во главе с царем Урнайром принял крещение, и христианство стало государственной религией. В отличие от армян, отпавших в монофизитскую ересь, албаны сохраняли верность Православию. После арабского завоевания VIII в. началась насильственная исламизация местных жителей. Примечательно, что азербайджанским национальным героем является христианин Бабек, беспримерно противостоящий арабским захватчикам в течение двадцати лет. Именно исторической памятью народа о христианском прошлом объясняется тот парадокс, что у этого «мусульманского» народа национальным героем первой величины является личность, положившая всю жизнь на борьбу с теми, кто принес ислам в Азербайджан.Известно, что Бабек вступил в переписку с православным византийским императором Феофилом (829-842), объявив себя христианином и обещав обратить в христианство своих сторонников. Известно также, что его наставник Джанваншир был албаном-христианином. В наши дни из древнего албанского племенного союза осталась одна народность, которая сохранила верность христианству, — удины, проживающие на границе Азербайджана и Грузии.

Два кавказских народа — осетины и абхазы, прежде бывшие христианами, затем обращенные в ислам, в XIX в. по большей части снова стали христианскими. Как знать, не последуют ли по этому пути и другие народы?В наши дни в Православие обращаются люди из всех мусульманских народов СНГ, и многие даже стали священниками. Среди обратившихся есть даже имамы, например, настоятель мечети Кул Шариф. Этот процесс происходит и в других странах.Можно упомянуть имама Мустафу, бывшего профессора Исламского Университета Аль-Азхар (Каир, Египет) — одного из крупнейших центров мусульманского высшего образования. Крестился и доктор Мухаммед Рахуми, бывший декан в Исламском Университете Аль-Азхар. В Индонезии обратился в христианство имам Хэмрен Эмбри, председатель Мусульманского конгресса Калимантана, в Судане — имам эль-Факи, в Эфиопии — имам Хаджи Хасман Мухаммед, в Афганистане – мулла Ассадуллах, в 2004 г. убитый за это талибами, в Нигерии - имам Салех Хуссейни, в Палестине — имам Джемаль Зарка, в Саудовской Аравии — имам Абдуллахи Ахмед. В интернете есть записи рассказов бывших имамов об их пути ко Христу.

Особенно стоит упомянуть тех мусульман, которые, обратившись в христианство, принесли столь великий духовный плод, что впоследствии были прославлены Церковью в лике святых.6 января 786 г. принял мученическую кончину араб, уроженец Багдада, св. Або Тбилисский, который после принятия христианства, проповедовал в столице Тбилисского эмирата. 14 апреля 789 г. умер за Христа палестинский араб прп. Христофор Савваит, принявший мо¬нашество в лавре св. Саввы. В 805 г. был убит за проповедь среди мусульман араб-курайшит, уроженец Дамаска, св. Антоний-Равах. Около 820 г. принял крещение араб из Северной Африки, св. Варвар, солдат мусульманской армии, оказавшийся на территории Византии.1 апреля 1229 года за обращение в Православие и проповедь христианства был убит купец-булгарин св. Авраамий. В 1552 г. пострадали от рук своих бывших единоверцев святые Петр и Стефан — крестившиеся казанские татары. В 1555 г. в Москве крестится татарин Турсас, известный как прп. Серапион Кожеозерский (+1611), основавший Кожеозерский Богоявленский монастырь на Севере России и воспитавший семь святых для Русской Церкви.В 1579 г. становится мучеником св. Амир, турецкий офицер, ставший свидетелем необычайного чуда схождения Благодатного Огня. 3 мая 1682 г. принимает мученический венец высокопоставленный турок св. Ахмед Калфа. В нач. XIX века обращается в Православие и принимают смерть за Христа турок св. Константин Агарянин (1819 г., 2/15 июня) и албанец, сын шейха, св. Иоанн (1814 г., 23 сентября / 6 октября).

Хотя для широкой публики мусульмане часто говорят о успешном распространении ислама, в своем кругу они с озабоченностью заявляют о значительных масштабах ухода людей из ислама. Например, шейх Ахмад ал-Катани, в интервью телеканалу «Аль-Джазира», заявил о 6 миллионах нигерийских мусульман, перешедших в христианство, а доктор Абдул Хасан признал, что «в США приблизительно сорок процентов молодежи отошли от ислама полностью». Люди делают выбор в пользу Христа.

Некоторые полезные ссылкиХристианская история Северного Кавказа: http://krotov.info/libr_min/05_d/dok/dokukin.html Христианская история Центральной Азии: http://www.gramotey.com/?open_file=1269030206 Христианская история татар:http://slavanthro.mybb3.ru/viewtopic.php?t=5783 Рассказы крестившихся мусульман: http://mission-center.com/islams/convert.html Рассказы крестившихся имамов (english):http://www.youtube.com/watch?v=4Eldxkk5ZZw http://www.youtube.com/watch?v=mun433SrvyI http://www.youtube.com/watch?v=lUtoF67lPCQ http://www.youtube.com/watch?v=VDVOiaVXfjI

Как стать христианином? http://mission-center.com/islams/zachristom.htm

1 - Алексеева Е. Очерки по истории черкесов в XIV-XV вв. // Труды Карачаево-Черкесского научно-исследовательского института. Черкесск, 1959. В. III. С. 43.

r-b-vsevolod.livejournal.com


Смотрите также