Движущимися силами буржуазных революций были. В своем несчастье он на удивление всем проявлял необыкновенную твердость духа


Сибири бывший генералиссимус не роптал на свою судьбу и всячески ободрял детей

shkolageo.ru   1 ... 3 4 5 6 7 8

  • ИМЕНА СОБЫТИЯ

  • А) Святослав 1) разгром половцев

  • Б) Владимир

  • Мономах 2) крещение Руси

  • В) княгиня Ольга 3) принятие «Русской правды»

  • Г) Владимир

  • Святославович 4) дунайские походы

  • 5) установление новой

  • формы сбора дани

  • 3. Прочтите отрывок из сочинения историка и напишите фамилию государственного деятеля, о котором идет речь.

  • «В своем несчастье он, на удивление всем, проявлял необыкновенную твердость духа. Отчужденный от всего мира, среди лесных просторов Сибири бывший генералиссимус не роптал на свою судьбу и всячески ободрял детей. На крутом берегу реки с помощью своих слуг он построил дом и церковь. Для бывшего повелителя России тихо проходили дни в скромном доме в суровом краю.

  • В сибирской ссылке он прожил менее полутора лет, 12 ноября 1729 г. он умер и был похоронен в построенной им церкви рядом со своей дочерью. Так закончил свой земной путь один из выдающихся государственных деятелей ХVIII столетия».

  • .

  • 4. Какие три из перечисленных событий произошли в период перестройки? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

  • 1) учреждение должности Президента СССР

  • 2) отказ государства от оплаты внешних и внутренних долгов (дефолт)

  • 3) принятие новой Конституции

  • 4) провозглашение суверенитета России

  • 5) проведение приватизации

  • 6) выступление ГКЧП

Структура заданий части 3 (С)

  • Распределение заданий по видам деятельности, проверяемым умениям

  • В заданиях части 3 (С) представлены две

  • группы заданий:

  • 1. Задания по работе с источниками.

  • 2. Задания, предполагающие описание и объяснение исторических событий и явлений.

  • Задания по работе с источниками

  • С1. Атрибуция документа, определе-

  • ние событий, явлений, личностей, о

  • которых в нем говорится.

  • С 2. Разъяснение сущности характеризуемой в источнике проблемы в историческом контексте (с привлечением знаний по курсу истории).

  • С 3. Анализ позиций автора, рассмотрение версий и интерпретаций событий.

  • Задания, предполагающие описание и объяснение исторических событий и явлений

  • С 4. Обобщенная характеристика, систематизация исторического материала.

  • С 6. Анализ исторической ситуации.

  • С 7. Сравнение исторических событий

  • и явлений.

Общие рекомендации для экспертов по оцениванию ответов

  • Последовательность действий

  • эксперта

  • 1) Тщательное ознакомление с текстом задания.

  • 2) Формулирование собственного ответа на вопросы задания с учетом предпо-

  • лагаемых высказываний экзаменуе-

  • мых.

  • 3) Ознакомление с предложенными кри-

  • териями оценивания ответов.

  • 4) Сопоставление собственных вариантов

  • ответа и приведенных его элементов.

  следующая страница >>  

shkolageo.ru

Сибири бывший генералиссимус не роптал на свою судьбу и всячески ободрял детей

www.shkolageo.ru   1 ... 3 4 5 6 7 8

  • ИМЕНА СОБЫТИЯ

  • А) Святослав 1) разгром половцев

  • Б) Владимир

  • Мономах 2) крещение Руси

  • В) княгиня Ольга 3) принятие «Русской правды»

  • Г) Владимир

  • Святославович 4) дунайские походы

  • 5) установление новой

  • формы сбора дани

  • 3. Прочтите отрывок из сочинения историка и напишите фамилию государственного деятеля, о котором идет речь.

  • «В своем несчастье он, на удивление всем, проявлял необыкновенную твердость духа. Отчужденный от всего мира, среди лесных просторов Сибири бывший генералиссимус не роптал на свою судьбу и всячески ободрял детей. На крутом берегу реки с помощью своих слуг он построил дом и церковь. Для бывшего повелителя России тихо проходили дни в скромном доме в суровом краю.

  • В сибирской ссылке он прожил менее полутора лет, 12 ноября 1729 г. он умер и был похоронен в построенной им церкви рядом со своей дочерью. Так закончил свой земной путь один из выдающихся государственных деятелей ХVIII столетия».

  • .

  • 4. Какие три из перечисленных событий произошли в период перестройки? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

  • 1) учреждение должности Президента СССР

  • 2) отказ государства от оплаты внешних и внутренних долгов (дефолт)

  • 3) принятие новой Конституции

  • 4) провозглашение суверенитета России

  • 5) проведение приватизации

  • 6) выступление ГКЧП

Структура заданий части 3 (С)

  • Распределение заданий по видам деятельности, проверяемым умениям

  • В заданиях части 3 (С) представлены две

  • группы заданий:

  • 1. Задания по работе с источниками.

  • 2. Задания, предполагающие описание и объяснение исторических событий и явлений.

  • Задания по работе с источниками

  • С1. Атрибуция документа, определе-

  • ние событий, явлений, личностей, о

  • которых в нем говорится.

  • С 2. Разъяснение сущности характеризуемой в источнике проблемы в историческом контексте (с привлечением знаний по курсу истории).

  • С 3. Анализ позиций автора, рассмотрение версий и интерпретаций событий.

  • Задания, предполагающие описание и объяснение исторических событий и явлений

  • С 4. Обобщенная характеристика, систематизация исторического материала.

  • С 6. Анализ исторической ситуации.

  • С 7. Сравнение исторических событий

  • и явлений.

Общие рекомендации для экспертов по оцениванию ответов

  • Последовательность действий

  • эксперта

  • 1) Тщательное ознакомление с текстом задания.

  • 2) Формулирование собственного ответа на вопросы задания с учетом предпо-

  • лагаемых высказываний экзаменуе-

  • мых.

  • 3) Ознакомление с предложенными кри-

  • териями оценивания ответов.

  • 4) Сопоставление собственных вариантов

  • ответа и приведенных его элементов.

  следующая страница >>  

www.shkolageo.ru

Движущимися силами буржуазных революций были

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 3Следующая ⇒

1) Рыцари.

2) Священнослужители

3) Дворяне

4) Ремесленные и трудовые элементы городов

5) Виконты

 

Часть 2.

В1. Расположите в хронологическом порядке следующие события. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности.

А) разделы Речи Посполитой В) Каспийский поход Петра I
Б) Азовские походы Петра I Г) Семилетняя война

В2. Установите соответствие между именами государей и понятиями, связанными о их правлением. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго. Запишите выбранные цифры.

ГОСУДАРИ ПОНЯТИЯ
А) Иван Грозный 1) «просвещенный абсолютизм»
Б) Анна Иоанновна 2) опричнина
В) Екатерина II 3) полки «иноземного строя»
Г) Алексей Михайлович 4) бироновщина
  5) министерства

В3. Прочтите отрывок из сочинения историка и напишите фамилию государственного деятеля, о котором идёт речь.

«В своем несчастье он, на удивление всем, проявлял необыкновенную твердость духа. Отчуждённый от всего мира, среди лесных просторов Сибири бывший генералиссимус не роптал на свою судьбу и всячески ободрял детей. На крутом берегу реки с помощью своих слуг он построил дом и церковь. Для бывшего повелителя России тихо проходили дни в скромном доме в суровом краю.

В сибирской ссылке он прожил менее полутора лет, 12 ноября 1729 г. он умер и был похоронен в построенной им церкви рядом со своей дочерью. Так закончил свой земной путь один из выдающихся государственных деятелей XVIII столетия».

Ответ: _____________________

В4. Установите соответствие между фамилиями выдающихся российских ученых XIX в. и отраслями науки, которыми они занимались.

ФАМИЛИИ УЧЕНЫХ ОТРАСЛИ НАУКИ
А) А.С. Попов 1) математика
Б) Н.И. Лобачевский 2) химия
В) В.Я. Струве 3) радиотехника
Г) А.М. Бутлеров 4) астрономия
  5) биология

В5. Прочтите отрывок из сочинения М.Е. Салтыкова-Щедрина и напишите, как в XIX в. называлась повинность, о которой идёт речь.

«Помещик всецело овладел <крестьянином> в свою пользу и даёт ему управляться у себя лишь урывками. По праздникам (а в будни только по ночам) мужики и бабы вольны управляться у себя, а затем, пока <крепостные крестьяне> томятся на полях помещика, мальчики и девочки работают дома легкую работу: сушат сено, вяжут снопы... Почти нет той минуты в сутках, чтобы в <помещичьих> полях не кипела работа; три часа в течение дня и немногим более в течение ночи — вот всё, что остается крестьянину для отдыха».

Ответ: ________________

В6. Прочтите отрывок из воспоминаний У. Черчилля и напишите название описанного им явления.

«Находились ли они, союзники [страны Антанты], в состоянии войны с Советской Россией? Конечно, нет. Но... они находились на русской земле как завоеватели. Они вооружали врагов советского правительства. Они блокировали его порты. Они топили его военные суда».

Ответ: _______________

 

 

Экзаменационные тесты по Истории. Вариант 8

1. Какое из событий произошло позже всех остальных?1) крещение Руси;2) Невская битва;3) Куликовская битва;4) призвание варягов.2. Когда состоялся Земский собор, принявший решение присоединить к России Левобережную Украину?1) XVI в.; 2) XVII в.;

3) XVIII в.;

4) XIX в3. Чем знаменателен в истории России 1703 г.?1) основанием Санкт-Петербурга;2) победой в Полтавской битве;3) началом царствования Петра I;4) открытием Московского Университета.4. Завершивший Русско-турецкую войну Берлинский конгресс, на котором России удалось отстоять независимость Черногории, автономии Северной Болгарии, состоялся в:1) 1815 г.; 2) 1856 г.;

3) 1878 г.;

4) 1905 г.5. С именем какого князя связан рост могущества Владимиро-Суздальского княжества в XII в.?1) Владимира Мономаха;2) Ярослава Мудрого;3) Андрея Боголюбского;4) Владимира Святославича.6. В царствование царя Алексея Михайловича:1) произошел церковный раскол;2) было учреждено патриаршество;3) Русь приняла христианство;4) был учрежден Синод.7. Какое решение принял М.И. Кутузов в 1812 г. на военном совете в деревне Фили?1) вывести российские войска из Москвы без боя;2) дать сражение у реки Березины;3) заключить мирное соглашение с Наполеоном;4) дать сражение при Бородине.8. Что из названного было осуществлено в годы царствования Александра III?1) отменено местничество;2) уравнены вотчина с поместьем;3) издан указ о возвращении беглых крестьян помещикам;4) снижены выкупные платежи.9. По Брестскому миру в 1918 г. Советская Россия потеряла территории:1) Польши, Литвы, часть Латвии и часть Белоруссии;2) Финляндии, Польши, Грузии;3) Латвии, Литвы, Эстонии;4) Эстонии, часть Польши, Армении.10. Программа освоения в СССР целинных и залежных земель была принята по инициативе:1) Н.С. Хрущева;2) Л.И. Брежнева;3) Ю.В. Андропова;4) М.С. Горбачева.11. Что объединяет имена Г.М. Маленкова, А.Н. Косыгина, Н.И. Рыжкова?1) участие в «антипартийной группе» после смерти И.В. Сталина;2) пребывание на посту Генерального секретаря ЦК КПСС;3) проведение радикальных экономических реформ;4) пребывание на посту главы правительства СССР.12. Какой законодательный акт положил начало созданию системы крепостного права в России?1) «Русская Правда»;2) «Судебник» Ивана III;3) «Судебник» Ивана IV;4) «Соборное уложение».13. Рекрутская повинность в XVIII в. – это:1) обязанность крестьян работать в хозяйстве помещика;2) способ комплектования русской армии;3) прикрепление крепостных крестьян к мануфактурам;4) способ формирования рынка рабочей силы.14. С деятельностью М.М. Сперанского связано основание в России:1) Московского университета;2) земств;3) министерств;4) Тайной канцелярии15. Возникновение многопартийной системы в России впервые произошло в ходе:1) «Великих реформ» 60 – 70-х гг. XIX в.;2) революции 1905 – 1907 гг.;3) февральской революции 1917 г.;4) установления советской власти.16. Двоевластие, возникшее весной 1917 г., проявлялось в одновременном существовании власти:1) Временного правительства и Учредительного собрания;2) Временного правительства и Советов;3) Советов и земств;4) Государственной думы и Временного правительства.17. План объединения советских республик в составе РСФСР, предложенный И.В. Сталиным, получил название плана:1) автономизации;2) федерализации;3) советизации;4) интеграции.18. «Щитовые деньги»:

1) Деньги, выплачиваемые Англией французскому королю.

2) Налог на крестьян на содержание армии.

3) Вместо обязательного военного похода рыцари должны были платить

Генриху II особый взнос.

4) Общеанглийский налог для найма наемников в армии при Генрихе II.

5) Налог на церковь для содержания армии.

©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.

arhivinfo.ru

Тестовые задания по истории России страница 3

7. Прочтите отрывок из донесения царю Николаю II и напишите название крейсера, о котором идёт речь.

«Крейсер… и канонерская лодка "Кореец" выдержали сильный бой с эскадрой из 6 больших крейсеров и 8 миноносцев. Крейсер…, лишенный возможности продолжать бой, вернулся соединенно с "Корейцем" на рейд Чемульпо, где, свезя команды на иностранные крейсера, пустили свои ко дну, чтобы не дать японцам».

Ответ: ____________________________

Тестовое задание по истории России, 11 класс

Вариант II

Часть I

1. Какие из перечисленных дат относятся к монголо-татарскому нашествию на Русь?

  1. 882-980 гг.

  2. 980-1025 гг.

  3. 1113-1125 гг.

  4. 1237-1240 гг.

2. Кто из названных исторических деятелей были современниками?

  1. Иван Калита и Ярослав Мудрый

  2. Андрей Рублёв и Александр Невский

  3. Дмитрий Донской и Мамай

  4. Владимир Мономах и хан Ахмат

3. В XVI – начале XVIII вв. приказами называли

  1. рассылаемые царём указы

  2. органы центрального управления

  3. решения Земского собора

  4. распоряжения Боярской думы

4. Что из названного было одним из итогов военной реформы середины XVI в.?

  1. создание стрелецкого войска

  2. введение рекрутчины

  3. создание регулярной армии

  4. появление «полков иноземного строя»

5. К какому веку относится провозглашение России империей?

  1. XVI

  2. XVII

  3. XVIII

  4. XIX

6. Историческое полотно В.И. Сурикова «Меншиков в Берёзове» воссоздает события, связанные:

  1. с дворцовыми переворотами

  2. с Северной войной

  3. со стрелецкими бунтами

  4. с крестьянским восстанием под предводительством Кондратия Булавина

7. Какие из перечисленных понятий, терминов возникли в ходе государственных преобразований Петра Первого?

А. Судебник 1) АВГ

Б. Коллегии 2) АГД

В. Избранная рада 3) БГЕ

Г. Табель о рангах 4) ВГД

Д. Новоторговый устав

Е. Духовный регламент

8. Какое из положений содержалось в «Соборном Уложении» 1649 г.?

  1. объявление крепостного состояния крестьян наследственным

  2. запрещение передавать поместья по наследству

  3. установление «Юрьева дня»

  4. введение опричнины

А 9. Что было условием получения Анной Иоанновной российского престола?

  1. ликвидация Верховного Тайного совета, восстановление роли Сената

  2. сосредоточение в руках императрицы командования гвардейскими полками

  3. освобождение дворян от обязательной военной службы

  4. совместное правление императрицы с Верховным Тайным советом

10. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите, о каком церковном деятеле в нём идёт речь.

«А великодержавный князь… достохвальный и победоносный великий Дмитрий… пришел к святому, ибо большую веру имел к старцу, чтобы спросить его, повелит ли ему выступить против безбожных, так как знал, что [он] добродетелен и обладает даром пророчества. И святой, выслушав великого князя, благословил его, вооружил молитвой и сказал: «Победишь и с великой славой живым возвратишься в свое отечество».

  1. патриархе Филарете

  2. патриархе Никоне

  3. Сергии Радонежском

  4. Иосифе Волоцком

11. В каком году было создано III отделение Собственной канцелярии Николая I?

  1. 1818 г.

  2. 1826 г.

  3. 1856 г.

  4. 1877 г.

12. Ослабление цензурных запретов, гласное обсуждение проектов освобождения крестьян от крепостной зависимости относится к началу царствования:

  1. Николая I

  2. Николая II

  3. Александра II

  4. Александра III

13. В России в XIX в. представителей общественной мысли, отрицавших культурные, духовные ценности предшествующих поколений и современного им общества, выступавших против пережитков крепостного права, называли:

  1. диссидентами

  2. еретиками

  3. раскольниками

  4. нигилистами

14. В XVIII – XIX вв. подушной податью называлась повинность крестьян в пользу:

  1. помещика

  2. государства

  3. церкви

  4. общины

15. В результате отступления русских войск в начале Отечественной войны 1812 г.

  1. Наполеон разбил русские армии по отдельности

  2. французская армия захватила Киев

  3. французская армия подошла к Санкт-Петербургу

  4. 1-й и 2-й русским армиям удалось соединиться под Смоленском

16. Что из перечисленного ниже связано с событиями 1 марта 1881 г.? Укажите верный ответ.

А) создание «Петербургского союза борьбы за освобождение рабочего класса»

Б) убийство Александра II 1) АБВ

В) баррикадные бои в Москве 2) АВД

Г) арест С.Л. Перовской 3) БГЕ

Д) созыв Государственной Думы 4) ВГД

Е) суд над народовольцами

17. Прочтите отрывок из сочинения В.О. Ключевского и укажите дату событий, о которых идёт речь.

«Александр <I> поехал на юг России провожать свою больную императрицу и 19 ноября умер в Таганроге от тифозной горячки.

Благодаря таинственности, которой облечен был вопрос о престолонаследии, смерть эта сопровождалась важным замешательством: великий князь Николай принес присягу Константину, а в Варшаве старший брат, Константин, принес присягу младшему, Николаю. Николай согласился принять престол, и 14 декабря была назначена присяга войск и общества. Члены Северного общества распространяли в некоторых казармах, где популярно было имя Константина, слух, что Константин вовсе не хочет отказаться от престола, что приготовляется насильственный захват власти и даже, что великий князь арестован».

  1. 1814 г.

  2. 1825 г.

  3. 1842 г.

  4. 1855 г.

18. Сепаратный мир между Германией и Советской Россией был подписан в:

  1. декабре 1917 г.

  2. марте 1918 г.

  3. марте 1920 г.

  4. июне 1921 г.

19. Переход в собственность государства земли, промышленных предприятий, банков, транспорта и т.д., осуществленный в Советской России в 1917 – 1918 гг., называется:

  1. национализацией

  2. приватизацией

  3. социализацией

  4. инвентаризацией

20. Коллективизацию в СССР характеризует:

  1. создание системы крупных агрогородов

  2. объединение индивидуальных крестьянских хозяйств

  3. развитие фермерского хозяйства

  4. возрождение крестьянской общины

Часть II

1. Расположите следующие термины в хронологическом порядке их появления в отечественной культуре. Запишите буквы, которыми обозначены термины, в правильной последовательности в приведенную в тексте задания таблицу.

А) Кунсткамера

Б) парсуна

В) фреска

Г) лицей

2. Установите соответствие между именами князей и событиями, связанными с их деятельностью.

А) Владимир Мономах 1) разгром половцев

Б) Владимир Святославич 2) объединение Киева и Новгорода

В) Ярослав Мудрый 3) восстание древлян

Г) Игорь Старый 4) крещение Руси

5) принятие «Русской правды»

3. Прочтите отрывок из сочинения современного историка и напишите прозвище князя, о котором идёт речь.

«[Князь] представляется нам тонким политиком, устроителем опустевшей земли. Неважно, что понимать под его прозвищем…: щедрого ли раздавателя милостыни из сумки… или же обыкновенного скупердяя, собравшего в эту сумку, как настоящий скопидом по мелочам, денежные богатства. Для потомков он остался князем, любившим правду, избавившим население от татарских грабежей и погромов».

Ответ: ________________

4. Установите соответствие между понятиями и именами исторических личностей, с которыми связано их возникновение.

А) временнообязанные крестьяне 1) Пётр I

Б) Синод 2) Екатерина II

В) теория «официальной народности» 3) Александр I

Г) аракчеевщина 4) Николай I

5) Александр II

А

Б

В

Г

5. Прочтите отрывок из записок современника и напишите, как назывались представители общественной мысли XIX в., участники кружка, о воззрениях которых идёт речь.

«В наших беседах читались разные статьи, которые, за строгостью и бессмысленностью цензуры, не могли быть переданы печати. Хотя вера и философия были преимущественными предметами этих бесед, однако часто возбуждались и политические вопросы, и в особенности вопрос о прекращении крепостной зависимости крестьян и дворовых людей. Насчет способов и времени совершения этой реформы были между нами разногласия: Киреевские, как Иван, так и Петр, опасались радикальных и спешных по сему предмету мер; а Хомяков и я, мы крепко отстаивали полное освобождение крестьян посредством одновременного выкупа по всей России. Но все мы были согласны в том, что крестьяне должны быть наделены землей и что птичья свобода для крестьян была бы не добром, а величайшим бедствием, не шагом вперед, а страшным шагом назад».

Ответ: _______________________________

6. Установите соответствие между фамилиями выдающихся российских ученых и отраслями науки, которой они занимались.

А) А.С. Попов 1) теория космонавтики

Б) К.Э. Циолковский 2) радиотехника

В) К.А. Тимирязев 3) физиология человека

Г) И.П. Павлов 4) растениеводство

5) геология

7. Какие три события из перечисленных ниже относятся к царствованию Александра II? Обведите цифры, под которыми эти события указаны.

  1. создание губернских, уездных земств

  2. учреждение военных поселений

  3. введение суда присяжных заседателей

  4. учреждение Государственного Совета

  5. издание циркуляра «о кухаркиных детях»

  6. введение всесословной воинской повинности

Ответы на тестовые задания

Вариант 1

Часть I

Часть II

За полный правильный ответ на задания 2, 4, 6 ставится 2 балла, за правильный неполный – 1 балл, за неверный ответ – 0 баллов.

За правильный ответ на задания 1, 3, 5, 7 ставится 1 балл, за неверный ответ – 0 баллов.

Вариант 2

Часть I

Часть II

За полный правильный ответ на задания 2, 4, 7, 8 ставится 2 балла, за правильный неполный – 1 балл, за неверный ответ – 0 баллов.

За правильный ответ на задания 1, 3, 5, 6 ставится 1 балл, за неверный ответ – 0 баллов.

infourok.ru

Проверочная работа по теме: “Эпоха дворцовых переворотов”

Эпоха дворцовых переворотов

  1. Расположите имена правителей в хронологической последовательности:Елизавета Петровна 2. Екатерина II        3. Павел I     4.Пётр III
  2. Расположите события в хронологической последовательности:Верховный тайный совет 2. Кондиции       3. Коллегии            4. Судебник
  3. Прочтите отрывок из сочинений историка и напишите имя императрицы, о которой идёт речь.В новой императрице видели чисто русскую государыню и праздновали падение немецкого режима. Тотчас по вступлении на престол уничтожила кабинет, восстановила Сенат в том составе и значении, какие он имел при Петре I, и высказала желание возвратить всю администрацию в те формы, какие установил Петр Великий.
  4. Прочтите текст и ответьте на вопросы.В своём несчастье он, на удивление всем, проявлял необыкновенную твёрдость духа. Отчуждённый от всего мира, среди лесных просторов Сибири бывший генералиссимус не роптал на свою судьбу и всячески ободрял детей. На крутом берегу реки с помощью своих слуг он построил дом и церковь. Для бывшего повелителя России тихо проходили дни в скромном доме в суровом краю.В сибирской ссылке он прожил менее полутора лет, потом он умер «был похоронен в построенной им церкви рядом со своей дочерью. Так закончил свой земной путь один из выдающихся государственных деятелей, любимец Петра Великого»К какому веку относятся описываемые события?2. Кого автор называет «бывшим повелителем России»?3. Какое событие послужило причиной несчастья, опалы этого государственного деятеля?
  5. Выберите три характеристики эпохи дворцовых переворотов:Усиление роли гвардии2. Усиление борьбы за власть3. Отмена крепостного права4. Расширение привилегий дворянства5. Расширение прав посадского населения6.Принятие указа о единонаследии
  6. Установите соответствие между фамилиями государственных деятелей и их деятельностью.А) А.Д. МеншиковБ) Ф.ПрокоповичВ) Б.И. МорозовГ) Э.БиронВоеначальник, первый генерал – губернатор Санкт – Петербурга2. Боярин, фактический глава правительства3. Герцог Курляндский, фаворит Анны Иоанновны4. Князь, фаворит царевны Софьи, глава посольского приказа5. Сподвижник Петра I, писатель, церковный деятель
  7. Установите соответствие между фрагментами источников и характеристиками:А) Мы ныне уже учреждённый Верховный тайный совет в восьми персонах  всегда содержать и без оного Верховного тайного совета согласия:Ни с кем войны не всчинять2. Миру не заключать3. Верных наших подданных никакими новыми податями не отягощатьА буде чего по сему обещанию не исполню и не додержу, то лишена буду короны российскойБ) Поскольку в Сибирской губернии, Иркутской провинции и в Нерчинском уезде состоят к поселению и хлебопашеству  весьма удобные места, которые к заселению государственный интерес требует, Правительствующий Сенат приказали – публиковать во всём государстве печатными указами: кто из помещиков пожелает своих людей  и крестьян, также и женский пол, которые, вместо должных по своим знаниям услуг воровством, пьянством и прочими непристойными предерзновенными поступками  вред, разорения, убытки  и беспокойства приключают, за подобные непотребства, однако же, годных к крестьянской и другой работе, летами не старше 45 лет, отдавать к поселению для отправления в Сибирь.1. Данный документ был подписан Анной Иоанновной2. Суть данного документа – усиление крепостнических порядков3. Данный документ был составлен Петром I4. Документ предполагал ограничение власти императрицы5. Документ означал окончательное утверждение крепостнических порядков6. Документ подписала императрица Елизавета Петровна

Фрагмент А                                                                                         Фрагмент Б

  1. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.25 ноября 1741 года гвардия провозгласила императрицей «дщерь Петрову» Елизавету. Укажите не менее трёх особенностей, характерных для правления Елизаветы Петровны.
  2. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.
Монарх Дата царствования Реформа. преобразование
А Б Учреждение Сената
В 1741  -1761 Г
Екатерина II 1762 – 1796 Д
Анна Иоанновна 1730 – 1740 Е

Пропущенные элементы:1. Пётр I    2.Екатерина I    3. Елизавета Петровна   4. 1682 – 1725    5. 1725  -1727     6. Издание Жалованной грамоты городам    7. Учреждение коллегий   8. Упразднение Верховного тайного совета     9. Отмена внутренних таможен10. Установите соответствие между именами правителей и событиями, связанными с их деятельностью: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.А) Пётр I   Б) Елизавета Петровна  В) Анна Иоанновна   Г) Пётр III1. Отказ от кондиций2. Семилетняя война3. Создание Верховного тайного совета4. Учреждение Синода5. Манифест о вольности дворянства

11.Какие из перечисленных событий произошли в царствование Елизаветы Петровны? Выберите три ответа и запишите ответы:1. Учреждение системы приказов2.  Капитуляция Берлина перед русскими войсками в период Семилетней войны3. Издание свода законов Российской империи4. Отмена смертной казни5. Учреждение Императорской академии художеств6. Победа России в Северной войне12.  Установите соответствие между именами правителей и проведёнными в их царствование мероприятиями:А) Пётр I    Б) Анна Иоанновна     В) Елизавета Петровна     Г) Пётр III1. Учреждение Московского университета2. Созыв Уложенной комиссии3. Упразднение Верховного тайного совета4. Учреждение Сената5. Принятие Манифеста о вольности дворянства13. Ниже приведён ряд терминов, понятий. Все они, за исключением одного, связано с эпохой дворцовых переворотов.1. Верховный тайный совет  2. Кондиции    3. Бироновщина   4. Кабинет министров5. Ассамблеи    6. Фаворитизм14. Напишите пропущенное слово.Условия вступления на престол российской императрицы Анны Иоанновны получили название _15. Ниже приведён список терминов и положений. Все они, за исключением одного, относятся к эпохе дворцовых переворотов.1. Верховники  2. Отмена таможенных пошлин   3. Отмена смертной казни   4. Генеральное межевание помещичьих владений  5. Сенат   6. Временщики16. Ниже приведён ряд имён. Все они, за исключением одного, были участниками дворцовых переворотов.1. А.Д. Меншиков   2. Д.М. Голицын   3. А.И. Остерман     4. А.Г. Орлов   5. И.А. Долгорукий6. А.В. Суворов17. Прочтите отрывок из исторического сочинения.Пётр I скончался, не оставив завещания, поэтому вельможам пришлось самим решать, кому передать власть.В разгар дебатов раздалась барабанная дробь: у дворца выстроились два гвардейских полка. Примечательность сложившейся  ситуации была очевидна: гвардия с этого момента начала активно вмешиваться в судьбы трона. А это, в свою очередь, позволило силе торжествовать над правом. В России был совершён первый в XVIII  веке дворцовый переворот. По приказу А.Д. Меншикова в зал вошли вооружённые гвардейские офицеры, и вопрос о престолонаследии был решён в пользу кандидата новой знати.Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.1. Описанные в тексте события относятся к 1725 году2. На трон был возведён внук Петра I – Пётр Алексеевич3. На трон была возведена вдова Петра I – Екатерина Алексеевна4. При новом правителе был создан Верховный тайный совет5. При новом правителе был создан Кабинет министров18. Прочтите отрывок из сочинения историка В.О. Ключевского и укажите, чьё царствование характеризует историк.Это был грубый вызов русскому чувству национальной чести. Но немцы после десятилетнего господства, озлобившего русских, усевшись около русского престола, точно голодные кошки около горшка с кашей, и достаточно напитавшись, начали на сытом досуге грызть друг друга.19. К моменту смерти Петра I в 1725 году у него оставался единственный потомок по прямой мужской линии – внук Пётр Алексеевич. Однако в 1725 году престол занял не он, а жена Петра – Екатерина. Приведите три объяснения, почему стало возможным такое развитие событий.

Скачать (DOCX, 20KB)

Автор публикации

9 Комментарии: 0Публикации: 515Регистрация: 28-12-2017

andryushkevitchyulia.ru

Тесты по теме «Эпоха дворцовых переворотов»

1. Какой год должен занять пустующее место в ряду: 1730 г., 1741 г.,_____ , 1801 г.?

1) 1721 г. 2) 1755 г. 3)1762 г. 4) 1775 г.

2. Расположите имена правителей России в порядке их царствования.

1) ПетрI 3) Елизавета Петровна

2) Алексей Михайлович 4) Анна Иоанновна

3. Расположите в хронологическом порядке названия войн, которые Россия вела в ХV1-ХVШ вв.

1) Семилетняя война

2) Северная война

3) Ливонская война

4) война с Речью Посполитой за возвращение Смолен­ска

4. В какие годы произошли дворцовые перевороты в Рос­сии? Укажите две верные даты из четырех предложенных.

1) 1645 г. 2) 1727 г. 3) 1762 г. 4) 1801 г.

5. В ходе какой из названных войн русские войска заняли Берлин?

1) Ливонской 2) Северной 3) Смоленской 4) Семилетней

6. Известный полководец, написавший книгу «Наука по­беждать», — это

1) П.А.Румянцев 3) Ф. Ф. Ушаков

2) А. В. Суворов 4) М. И. Кутузов

7. Кто из названных правителей пришел к власти в ре­зультате дворцовых переворотов? Укажите два верных имени из четырех предложенных.

1) Петр I 3) Павел I

2) Елизавета Петровна 4) Екатерина II

8. Законосовещательный орган, созданный при Екатерине I, назывался

1) Сенатом 3) Верховным тайным советом

2) Советом министров 4) Государственной думой

9. Какое из названных понятий относится к эпохе дворцо­вых переворотов в России?

1) «семибоярщина» 3) опричнина

2) «хованщина» 4) бироновщина

10. Анна Иоанновна заняла императорский трон

1) в результате избрания Земским собором

2) по завещанию Петра I

3) в результате дворцового переворота

4) по приглашению Верховного тайного совета

11. Кто из названных правителей пришел к власти в резуль­тате дворцовых переворотов?

1) Алексей Михайлович, Петр II 2) Петр I, Павел I

4) Елизавета Петровна, Екатерина II 3) Екатерина I, Петр III

12. Что из названного относилось к следствиям дворцовых переворотов XVIII в.?

1) ограничение власти императора Государственным со­ветом

2) учреждение органов земского самоуправления

3) рост привилегий гвардии

4) создание жандармского корпуса

13. Где в царствование Елизаветы Петровны был открыт первый в России университет?

  1. в Санкт-Петербурге 3) в Москве

  2. в Кенигсберге 4) в Киеве

14. Историческое полотно В.И. Сурикова «Меншиков в Березове» воссоздает события, связанные

1) с дворцовыми переворотами 3) со стрелецкими бунтами

2) с Северной войной 4) с крестьянским восстанием под руководством К. Булавина

15. Кто из российских монархов находился на престоле лишь полгода?

1) Иван VI 3)Петр III

2) Екатерина I 4) Борис Годунов

16. К мещанскому сословию в России конца XVIII века относились:

1) городские ремесленники 3) домовладельцы

2) мелкие торговцы 4) все указаные

17. Казачество в XVIII - начале ХХ в. - это:

1) люди работавшие по найму 3) городовые

2) военное сословие 4) сторожевые

18. Отметьте причину дворцовых переворотов.

1) заинтересованность дворянства в расширении своих привилегий

2) стремление иностранных держав усилить свое влияние на политику российских императоров

3) неспособность правителей решать внутренние экономические проблемы

4) недовольство высшего общества внешней поли­тикой самодержцев

19. Какое из названных имен связано с Семилетней войной?

1) Франц Лефорт 3) Петр Румянцев

2) Григорий Орлов 4) Михаил Скопин-Шуйский

20. Тип государственной власти, при которой власть монарха приобретает неограниченный характер, сословно-представительные органы перестают дейст­вовать

1) бюрократизм 3) авангардизм

2) абсолютизм 4) протекционизм

21. Основной задачей внешней политики России во второй половине XVIII в. являлась(лось)

1) борьба за выход к Балтийскому морю 3) продвижение в Западную Сибирь

2) борьба за выход к Черному морю 4) завоевание колоний на Балканах

22. Отметьте одного из сподвижников императрицы Анны Иоанновны.

1) А. Разумовский 3) Ф. Лефорт

2) Э. Бирон 4) А. Курбский

23. Государственная политика покровительства отече­ственной промышленности и торговле

1) секуляризация 3) опричнина

2) протекционизм 4) меркантилизм

24. Как называется проведенный в XVIII в. перевод церковной земельной собственности в государственную?

1) секуляризация 3) меркантилизм

2) отходничество 4) земство

25. Эпоха «дворцовых переворотов» характеризуется

1) ослаблением крепостного гнета

2) ослаблением аппарата центральной власти

3) поражениями в войнах с иностранными государствами

4) усилением роли гвардии

26. Период правления императрицы Анны Иоанновны вошел в историю как

1) хованщина 3) бироновщина

2) правление верховников 4) аракчеевщина

27. Что из названного относится к политике Елизаветы Петровны в области образования?

1) начало книгопечатания 3) открытие Московского университета

2) создание циферных школ 4) открытие Царскосельского лицея

28. Что было условием получения Анной Иоанновной российского престола?

1)  ликвидация Верховного Тайного совета, восстановление роли Сената

2)   сосредоточение в руках императрицы командования гвардейскими полками

3)   освобождение дворян от обязательной военной службы

4)   совместное правление императрицы с Верховным Тайным советом

29. Как назывался созданный в XVIIIв. один из главных органов государственной власти в России?

1) Боярская дума. 3) Земский собор.

2) Сенат 4) Государственная дума

30. С каким из названных событий связано понятие «кондиции»?

1) реформами Петра I 3) восшествием на престол Екатерины I

2) реформами Павла I 4) восшествием на престол Анны Иоанновны.

31. В приведенном ниже списке предоставлены события, произошедшие в царствование Елизаветы Петровны и Екатерины II. Выберите из списка события, относящиеся к эпохе Елизаветы Петровны.

1) введение на Украине крепостного права

2) начало Семилетней войны

3) отмена внутренних таможен

4) первый раздел Польши

5) создание Уложенной комиссии

6) издание указа о праве помещика ссылать крепостных в Сибирь.

32. Прочите отрывок из работы С.М. Соловьева «История России с древнейших времен» и укажите монарха, о царствовании которого идет речь.

«Естественно было окружить себя людьми, которые не могли быть оскорблены иноземством фаворита… таков был Остерман, умнейший и опытнейший государственный человек в делах внешних и внутренних, которого сами русские признавали необходимым… таков был Миних – генерал-фельдцейгмейстер, военный талант первоклассный. Опираясь на Остермана в делах внутренних и в делах внешней политики, на Миниха в делах военных, на Левенвольда при дворе, можно быть покойну. Можно ласкать и русских, людей неопасных, без претензий: таков князь Алексей Михайлович Черкасский, знатный человек и первый богач».

  1. Петр I 3) Анна Иоановна

  2. Петр III 4) Елизавета Петровна

33. Прочтите отрывок из работы историка Е.В. Анисимова «Женщины на российском престоле» и укажите, о какой императрице в нем идет речь.

«В погоне за модой императрица всегда была первой. Современники пишут, что ______________ никогда не надевала одного и того же платья дважды – более того – меняла их по нескольку раз в день. Подтверждение того мы находим в описании пожара в Москве в 1753 году, когда во дворце сгорело четыре тысячи платьев императрицы. Воспитатель императора обнаружил в ее гардеробе 15 тысяч платьев, совсем не ношенных, два сундука шелковых чулок, несколько тысяч пар обуви и больше сотни неразрезанных кусков богатых французских материй».

1) Екатерина I 3) Елизавета Петровна

2) Екатерина II 4) Анна Иоанновна

34. Прочтите отрывок из письма, адресованного И. И. Шу­валову (1754 г.), и укажите фамилию автора письма.

«...уповая на отеческую Вашего превосходительства ко мне милость и великодушие, принимаю смелость предложить мое мнение о учреждении Московского университета кратко вообще.

1) Главное мое основание, сообщенное Вашему превосхо­дительству, весьма помнить должно, чтобы план Университе­та служил во все будущие роды. Того ради, несмотря на то, что у нас ныне нет довольства людей ученых, положить в пла­не профессоров и жалованных студентов довольное число. Сначала можно проняться теми, сколько найдутся. Со време­нем комплект наберется. Остальную с порожних мест сумму полезнее употребить на собрание университетской библиоте­ки, нежели, сделав ныне скудный и узкий план по скудости ученых, после, как размножатся, оный снова переделывать и просить о прибавке суммы...».

1) В.Н.Татищев 3) Н. И. Новиков

2) М. В. Ломоносов 4) Е. Р. Дашкова

35. Прочтите отрывок из документа и напишите его на­звание.

«Понеже по воле всемогущего Бога и по общему желанию российского народа мы по преставлении всепресветлейшего державнейшего Великого государя Петра Второго, императо­ра и самодержца всероссийского, нашего любезнейшего госу­даря племянника, императорский всероссийский престол вос-прияли... того ради, чрез сие наикрепчайше обещаемся, что и наиглавнейшее мое попечение и старание будет не только о содержании, но и крайнем и всевозможном распространении

православные нашея веры греческого исповедания, такожде, по приятии короны российской, в супружество во всю мою жизнь не вступать и наследника, ни при себе, ни по себе нико­го не определять. Еще обещаемся, что понеже целость и бла­гополучие всякого государства от благих советов состоит, то­го ради мы ныне уже учрежденный Верховный тайный совет в восьми персонах всегда содержать и без оного Верховного тайного совета согласия:

1) Ни с кем войны не всчинять.

2) Миру не заключать.

3) Верных наших подданных никакими новыми податми не отягощать...

А буде чего по сему обещанию не исполню и не додержу, то лишена буду короны российской».

36. Прочтите отрывок из работы В. О. Ключевского и на­зовите императора, о котором говорится в отрывке.

«На русском престоле [он] стал еще более голштинцем, чем был дома... Он боялся всего в России, называл ее прокля­той страной и сам выражал убеждение, что в ней ему непре­менно придется погибнуть, но нисколько не старался освоить­ся и сблизиться с ней... В его царствование было издано не­сколько важных и дельных указов, каковые были, например, указы об упразднении Тайной канцелярии, о позволении бе­жавшим за границу раскольникам воротиться в Россию с запрещением преследовать за раскол <...> вышел и указ о воль­ности дворянства. Но сам [император] мало заботился о своем положении и скоро успел вызвать своим образом действий единодушный ропот в обществе».

37. Прочтите отрывок из сочинения историка и ответьте на вопросы.

«С приходом к власти [императрица] заменила всех са­новников-немцев русскими людьми. В управлении страной формально возродилась линия Петра I, но слишком далеко по уму и размаху реформаторства стояла дочь от отца. В ее цар­ствование были достигнуты успехи в развитии науки и куль­туры, во внешней политике, чему способствовала деятель­ность М. В. Ломоносова, П. И. и И. И. Шуваловых...».

1) Назовите императрицу, о которой идет речь, и обстоя­тельства, при которых она пришла к власти.

2) На основе предложенного текста и знаний из курса ис­тории приведите примеры успехов во внутренней и внешней политике этой императрицы, о которых упоминает автор.

38. Прочтите отрывок из сочинения историка и напишите фамилию государственного деятеля, о котором идет речь.

«В своем несчастье он, на удивление всем, проявлял необыкновенную твердость духа. Отчужденный от всего мира, среди лесных просторов Сибири бывший генералиссимус не роптал на свою судьбу и всячески ободрял детей. На крутом берегу реки с помощью своих слуг он построил дом и церковь. Для бывшего повелителя России тихо проходили дни в скромном доме в суровом краю.

В сибирской ссылке он прожил менее полутора лет, 12 ноября 1729 г. он умер и был похоронен в построенной им церкви рядом со своей дочерью. Так закончил свой земной путь один из выдающихся государственных деятелей ХVIII столетия».

studfiles.net

Персональный сайт - Тест ЕГЭ-2011 (VII)

Тест ЕГЭ-2011 по истории России.

Вариант 7.

(ответы в конце теста)

 

 

ЧАСТЬ 1

А1. Какое из названных событий древнейшая русская летопись «Повесть временных лет» относит к 862 году?

1) восстание древлян

2) крещение Руси

3) призвание варягов

4) объединение Киева и Новгорода

 

А2. Первое сражение русских дружин с монголами произошло на реке

1) Калке               2) Воже               3) Угре               4) Неве

 

А3. Грамота с прошением или жалобой, подаваемая на имя царя, воеводы, называлась

1) приказом                              3) челобитной

2) уложением                           4) реляцией

 

А4. Что из названного относилось к последствиям нашествия монгольских войск на Русь?

1) укрепление связей между русскими княжествами

2) установление зависимости Руси от Орды

3) ограничение крестьянской свободы

4) экономический подъем русских земель

 

А5. И.Мазепа, Карл XXII, Август II были современниками царя

1) Петра I                                3) Ивана VI Грозного

2) Павла I                                4) Бориса Годунова

 

А6. Какое из положений содержалось в Соборном уложении 1649 года?

1) введение опричнины

2) запрещение предавать поместья по наследству

3) установление Юрьева дня

4) объявление крепостного состояния крестьян наследственным

 

А7. В результате Северной войны Россия получила

1) выход в Балтийское море                     3) Смоленские земли

2) Новгородские земли                              4) Финляндию

 

А8. Прочтите отрывок из работы историка и укажите, о ком идет речь в тексте.

«Прежде чем выступить в поход, Дмитрий Иванович отправился в… лавру испросить благословения у игумена этой обители… Горячо молился праведный муж вместе с московским князем об успехе предстоящего дела. Дал он князю двух иноков, Пересвета и Ослябю, которые до поступления в монастырь были воинами… Потом… благословил Дмитрия Ивановича и предсказал, что прольется много крови, но русские одолеют».

1) Иосифе Волоцком                             3) Макарии

2) Сергии Радонежском                        4) Филарете

 

А9. «Товарищество передвижных художественных выставок» возникло в

1) 1811 г.               2) 1832 г.               3) 1870 г.               4) 1899 г.

 

А10. А.И.Герцен и Н.П.Огарев издавали за границей газету

1) «Колокол»                                 3) «Отечественные записки»

2) «Современник»                         4) «Трутень»

 

А11. В России в XIX веке представителей общественной мысли, отрицавших культурные, духовные ценности предшествующих поколений и современного им общества, выступавших против пережитков крепостного права, называли

1) диссидентами                   3) раскольниками

2) еретиками                          4) нигилистами

 

А12. «Новые судебные уставы», предусматривавшие введение открытого, состязательного суда присяжных заседателей, были утверждены

1) Павлом I                             3) Николаем I

2) Александром I                   4) Александром II

 

А13. Отмена крепостного права в России в 1861 году привела к

1) ликвидации крестьянской общины

2) развитию капиталистических отношений в деревне

3) уравниванию имущественного положения крестьян

4) уменьшению доли вольнонаемного труда в деревне

 

А14. Прочтите отрывок из воспоминаний современника и укажите, о чьих воззрениях идет речь.

«– Насчет мужика – это дело пустое, - говорил кто-нибудь из спорщиков. – Ульянов прав: чтобы установить диктатуру пролетариата, надо выварить мужика в фабричном котле, иначе он все затормозит. Прежде всего надо уничтожить общину. Это пережиток глухой старины».

1) революционных народников

2) декабристов

3) социал-демократов

4) либеральных народников

 

А15. Попытка установления военной диктатуры Л.Г.Корнилова («корниловский мятеж») в 1917 году произошла в

1) феврале                       3) августе

2) мае                               4) октябре

 

А16. Выборный представительный орган, распущенный большевиками в январе 1918 года, назывался

1) Государственной думой

2) Всероссийским центральным исполнительным комитетом

3) III Всероссийским съездом Советов

4) Учредительным собранием

 

А17. Аграрная реформа П.А.Столыпина предусматривала

1) свободный выход крестьян из общины с наделом

2) финансовую поддержку крестьянских общин

3) передачу всей общинной земли крестьянам в собственность

4) конфискацию помещичьей земли

 

А18. Одной из причин антибольшевистского выступления левых эсеров в июле 1918 года стал их протест против

1) создания Всероссийской чрезвычайной комиссии

2) антицерковной политики большевиков

3) подписанного большевиками «позорного мира с империалистами» - Брестского мира

4) желания большевиков ликвидировать комитеты бедноты в деревне

 

А19. Прочтите документ и укажите название художественного метода, в нем охарактеризованного.

«Представьте себе, что строится дом, и, когда он будет выстроен, это будет великолепный дворец. Но он еще не достроен, и вы нарисуете его в этом виде и скажете: «Вот ваш социализм», - вы скажете правду. Но… эта правда в самом деле неправда… Правду может сказать только тот, кто понимает, какой строится дом, как строится, и кто понимает, что у него будет крыша… Правда – это завтрашний день».

1) постмодернизм

2) соцреализм

3) неоклассицизм

4) эгофутуризм

 

А20. К начальному этапу Великой Отечественной войны относится

1) Смоленское сражение

2) Сталинградская битва

3) битва на Орловско-Курской дуге

4) Висло-Одерская операция

 

А21. Прочтите отрывок из «Записок» капитана 1-го ранга А.К.Евсеева, относящихся к 1942 году, и укажите, о каком городе в нем говорится.

«Как главная база флота, (город) был сильно защищен только с моря и только от морского противника. Большинство береговых артиллерийских батарей… береговой обороны могли вести огонь только в сторону моря. Десятки за десятками, сотни за сотнями летели самолеты противника… Количество самолетов было доведено до предела. Небо… уже больше их не вмещало… Дни шли за днями, а бомбардировка шла с прежним неослабеваемым остервенением и последовательным темпом, разрывая на части (город) и его окрестности… Получив приказание на отход, мы, выходя из пещеры, двинулись к своему грузовику… Город был неузнаваем. Город умер. Когда-то совсем недавно белоснежный… красавец, превращен теперь в руины».

1) Архангельске                      3) Севастополе

2) Владивостоке                      4) Одессе

 

А22. Какое из перечисленных ниже событий произошло раньше всех других?

1) окончание Второй мировой войны

2) Потсдамская конференция

3) испытание советской водородной бомбы

4) образование НАТО

 

А23. Какая из названных стран входила в состав Совета экономической взаимопомощи?

1) Югославия                         3) Китай

2) Чехословакия                     4) Вьетнам

 

А24. Что было одним из проявлений «оттепели» в духовно-культурной жизни СССР?

1) прекращение идеологического давления на деятелей культуры

2) отмена государственной цензуры

3) возможность развития всех направлений искусства

4) публикация произведений о заключенных ГУЛАГа

 

А25. Что было одной из причин роста показателей промышленного развития СССР во второй половине 1960-х гг.?

1) образование совнархозов

2) отказ от планового развития промышленности

3) проведение экономической реформы А.Н.Косыгина

4) распространение стахановского почина в промышленности

 

А26. Прочтите отрывок из Обращения ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и Правительства СССР и укажите год его опубликования.

«Советский Союз первым запустил межконтинентальную баллистическую ракету, первым послал искусственный спутник Земли, первым направил космический корабль на Луну, создал первый искусственный спутник Солнца, осуществил полет космического корабля в направлении к планете Венера… Венцом наших побед в освоении космоса явился триумфальный полет советского человека на космическом корабле вокруг Земли».

1) 1949 г.                   3) 1961 г.

2) 1951 г.                   4) 1975 г.

 

А27. Какая черта характеризовала экономику России к середине 1990-х гг.?

1) значительный рост производительности труда в промышленности

2) внедрение элементов хозрасчета в деятельность предприятий

3) внедрение во все отрасли производства новейших технологий

4) резкое сокращение доли России в мировом производстве

 

 

ЧАСТЬ 2

В1. Расположите в хронологическом порядке следующие события. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности.

А) разделы Речи Посполитой

Б) Азовские походы Петра I

В) Каспийский поход Петра I

Г) Семилетняя война

 

В2. Какие три из названных социальных движений относятся к XVII веку?

1) восстание И.Болотникова

2) Медный бунт

3) восстание под руководством Е.Пугачева

4) Соляной бунт

5) Чумной бунт

6) восстание военных поселенцев

 

В3. Установите соответствие между историческими личностями и их деятельностью. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

А) Ярослав Мудрый

Б) Андрей Боголюбский

В) Владимир Мономах

Г) Дмитрий Донской

1) введение Юрьева дня

2) написание «Поучения детям».

3) победа на Куликовом поле

4) укрепление Владимиро-Суздальского княжества

5) строительство Софийского собора в Киеве

 

В4. Прочтите отрывок из сочинения историка и напишите фамилию государственного деятеля, о котором идет речь.

«В своем несчастье он, на удивление всем, проявлял необыкновенную твердость духа. Отчужденный от всего мира, среди лесных просторов Сибири бывший генералиссимус не роптал на свою судьбу и всячески ободрял детей. На крутом берегу реки с помощью своих слуг он построил дом и церковь. Для бывшего повелителя России тихо проходили дни в скромном доме в суровом краю.

В сибирской ссылке он прожил менее полутора лет, 12 ноября 1729 года он умер и был похоронен в построенной им церкви рядом со своей дочерью. Так закончил свой земной путь один из выдающихся государственных деятелей XVIII столетия».

 

В5. Расположите следующие фамилии военачальников в хронологической последовательности. Запишите буквы, которыми обозначены фамилии, в правильной последовательности.

А) М.Д.Скобелев                     В) Б.П.Шереметев

Б) М.И.Кутузов                        Г) П.Н.Нахимов

 

В6. Какие три из перечисленных явлений свидетельствовали о сохранении пережитков традиционного общества в России в 1870 – 18880-е годы?

1) самодержавная власть

2) разорение мелкопоместных дворян

3) увеличение числа наемных работников

4) связь рабочих с деревней

5) неполноправие сословий

6) возникновение «рабочего вопроса»

 

В7. Установите соответствие между фамилиями выдающихся российских ученых XIX века и отраслями науки, которыми они занимались.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго.

ФАМИЛИИ УЧЕНЫХ

ОТРАСЛИ НАУКИ

А) А.С.Попов

Б) Н.И.Лобачевский

В) В.Я.Струве

Г) А.М.Бутлеров

1) математика

2) химия

3) радиотехника

4) астрономия

5) биология

 

В8. Прочтите отрывок из сочинения М.Е.Салтыкова-Щедрина и напишите, как в XIX веке называлась повинность крепостных крестьян, о которой идет речь.

«Помещик всецело овладел <крестьянином> в свою пользу и дает ему управляться у себя лишь урывками. По праздникам (а в будни только по ночам) мужики и бабы вольны управляться у себя, а затем, пока <крепостные крестьяне> томятся на полях помещика, мальчики и девочки работают дома легкую работу: сушат сено, вяжут снопы… Почти нет той минуты в сутках, чтобы в <помещичьих> полях не кипела работа; три часа в течение дня и немногим более в течение ночи – вот все, что остается крестьянину для отдыха».

 

В9. Какие три из перечисленных государственных деятелей занимали высокие посты в царствование Николая II?

1) Е.Ф.Канкрин                      4) Витте

2) П.А.Столыпин                   5) К.П.Победоносцев

3) П.Д.Киселев                       6) А.Х.Бенкендорф

 

В10. Установите соответствие между фамилиями представителей культуры и сферами их деятельности.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго.

ФАМИЛИИ

СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А) С.А.Есенин

Б) И.О.Дунаевский

В) К.С.Петров-Водкин

Г) С.М.Эйзенштейн

1) живопись

2) кинорежиссура

3) поэзия

4) музыка

5) архитектура

 

В11. Прочтите отрывок из воспоминаний У.Черчилля и напишите название описанного им явления.

«Находились ли они, союзники [страны Антанты], в состоянии войны с Советской Россией? Конечно, нет. Но… они находились на русской земле как завоеватели. Они вооружали врагов советского правительства. Они блокировали порты. Они топили его военные суда».

 

В12. Какие три из названных мероприятий внешней политики СССР относятся к 1985 – 1991 гг.?

1) вывод войск из государств Центральной и Восточной Европы

2) подписание Хельсинкского договора по безопасности и сотрудничеству в Европе

3) заключение договора с США об уничтожении ракет средней и меньшей дальности

4) ввод советских войск в Венгрию

5) вывод советских войск из Афганистана

6) подписание договора о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, космосе и под землей

 

В13. Установите соответствие между событиями, явлениями внешней политики СССР и фамилиями руководителей, с деятельностью которых они связаны.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго.

СОБЫТИЯ, ЯВЛЕНИЯ

РУКОВОДИТЕЛИ

А) разрыв отношений с Югославией

Б) Карибский кризис

В) ввод советских войск в Афганистан

Г) прекращение гонки вооружений

1) М.С.Горбачев

2) Л.И.Брежнев

3) И.В.Сталин

4) Н.С.Хрущев

5) Б.Н.Ельцин

 

В14. Прочтите отрывок из книги Д.А.Волкогонова и напишите фамилию руководителя СССР, о котором идет речь.

«Постоянная «тайна» (его) воздействия на общественное сознание заключалось в поддержании непрерывного напряжения в обществе. Обстановка потенциально возможной «гражданской войны», а точнее конкретной борьбы с «врагами народа», «шпионами», «маловерами», «космополитами», «перерожденцами», «вредителями», создавали атмосферу, где его указания и призывы к бдительности всегда падали на благодатную почву».

 

В15. Расположите следующие фамилии руководителей СССР во второй половине XX века в порядке их пребывания во главе государства. Запишите буквы, которыми обозначены фамилии, в правильной последовательности.

А) Ю.В.Андропов                   В) Н.С.Хрущев

Б) Л.И.Брежнев                        Г) М.С.Горбачев

 

 

ЧАСТЬ 3

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

 

Из воспоминаний современника (XIX в.).

2Уже несколько раз в течение своего царствования <император> останавливался на мысли о возможности <и> целесообразности введения в механизм государственного управления системы представительства…

…Теперь поднимался вопрос о том, чтобы изменить самые принципы царизма и реорганизовать систему государственного управления. Множество возможностей представлялось Лорис-Меликову для выполнения этой задачи…».

Отрывок из официальной телеграммы (XIX в.).

«Петербург… Страшное несчастье постигло Россию; сегодня, в половине четвертого пополудни, скончался император, пав жертвой гнусного убийства. Его величество возвращался домой после военного парада… как вдруг брошенной бомбой была взорвана его карета. Император, оставшийся невредимым, хотел сойти, чтобы узнать, в чем дело. В эту минуту вторым взрывом ему раздробило ноги. Императора в санях довезли до дворца, где он скончался час спустя. Я видел его на смертном одре, окруженным потрясенной семьей. Толпы народа окружают дворец, выражая глубокую скорбь, но сохраняют при этом полное спокойствие. Из сопровождавших государя один казак убит, пятеро ранено. Говорят и о других жертвах. Произведено четыре ареста на месте происшествия в момент взрыва».

Из воспоминаний современника (XIX в.).

«Город был в страшной тревоге. Население терроризировано не только убийством царя, но и слухами о силе и дерзости нигилистов.

На улицах я встречал испуганные и взволнованные лица. Казалось, люди обращались друг к другу только для того, чтобы сообщить тревожные новости, которые рождались и росли с каждым часом: сенсационные аресты, захват оружия и взрывчатых веществ, обнаружение тайных типографий, революционные прокламации, расклеенные на городских памятниках».

 

С1. Используя текст телеграммы и знания по истории, назовите дату (год) события, о котором идет речь. Укажите имя императора, о котором идет речь, и название организации, участники которой устроили покушение.

 

С2. Объясните, почему изложенные в телеграмме события некоторые историки рассматривают как национальную трагедию. Для ответа на вопрос используйте тексты источников и знания по истории. Укажите не менее трех положений.

 

С3. О каком настроении общества в связи с упомянутыми событиями свидетельствовали современники? Чем было вызвано такое настроение? Укажите не менее трех положений.

 

С4. Назовите две войны, которые вела Россия в начале XX века до крушения монархии. Приведите не менее трех основных целей российского правительства в одной из них.

 

С5. Вопрос относится к области теории и исторических споров, предполагающих два кардинально противоположных ответа. Он не решает задачи данного сайта, поэтому мы его пропускаем.

 

С6. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

В XV веке российское боярство крепко держалось за право местничества, а бояре говорили: «То им смерть, что им без мест быть». Однако в начале 80-х годов XVII века царь Федор Алексеевич отменил местничество.

Чем была обусловлена эта мера? Назовите не менее трех причин. Какое значение имела отмена местничества? Укажите не менее двух положений.

 

С7. Сравните теоретические положения М.А.Бакунина и П.Л.Лаврова.

Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что различным (не менее трех различий).

 

 

 

 

Ответы:

 

ЧАСТЬ 1

ЧАСТЬ 2

№ вопросов

Ответы

№ вопросов

Ответы

А1

3

В1

БВГА

А2

1

В2

124

А3

3

В3

5423

А4

2

В4

Меншиков

А5

1

В5

ВБГА

А6

4

В6

145

А7

1

В7

3142

А8

2

В8

барщина

А9

3

В9

245

А10

1

В10

3412

А11

4

В11

интервенция

А12

4

В12

135

А13

2

В13

3421

А14

3

В14

Сталин

А15

3

В15

ВБАГ

А16

4

 

А17

1

 

А18

3

 

А19

2

 

А20

1

 

А21

3

 

А22

1

 

А23

2

 

А24

4

 

А25

3

 

А26

3

 

А27

4

 

 

ЧАСТЬ 3

№ вопроса

Ответы

 

С1

Дата: 1881 г.

Император: Александр II

Организация- участница покушения: Народная воля

 

С2

1) под угрозу были поставлены коренные реформы, которые проводились в стране и были связаны с именем Александра II

2) император не успел утвердить проект Лорис-Меликова, который мог существенно изменить политическое устройство страны

3) пришедший к власти Александр III отказался от проекта Лорис-Меликова и взял курс на поведение конрреформ.

 

С3

Настроение в обществе: тревога

Причины:

1) убийство царя

2) слухи об арестах, захвате оружия, взрывчатых веществ, обнаружении тайных типографий, революционных прокламаций

3) страх перед новыми возможными терактами

4) беспокойство за будущее страны 

 

С4

Две войны:

- русско-японская война 1904-1905 гг

- Первая мировая война

Цели России в русско-японской войне:

- защита российских экономических интересов на Дальнем Востоке от японских притязаний

- установление политического преобладания России в регионе

- стремление за счет «маленькой победоносной войны» решить внутренние проблемы, повысить авторитет монархии в стране

Цели России в Первой мировой войне:

- сохранение влияния России на Балканах

- защита Сербии и других балканских народов от австрийско-немецких притязаний

- захват Босфора и Дарданелл (окончательное решение «восточного вопроса»)

С5

----

 

С6

Причины отмены местничества:

- местничество стесняло царя в праве выбора высших должностных лиц

- местничество вносило соперничество, зависть, споры в среду бояр

- местничество мешало проведению назревших преобразований в России

- местничество негативно отражалось на государственной и военной службе, системе распределения чинов и должностей

Значение отмены местничества:

- основным источником продвижения по службе становились личностные качества, профессиональные навыки, ревностная служба государю

- был нанесен удар притязаниям феодальной знати на власть

- представители дворянства одержали победу в борьбе с боярством за преобладание в правящей верхушке России; они постепенно становились главной опорой абсолютизма.

 

С7

Общие характеристики:

- недопустимость развития капитализма в России

- необходимость свержения самодержавия

- неизбежность социалистической революции в России

- необходимость сохранения крестьянской общины как ячейки будущего социалистического общества

- необходимость ликвидации сословного неполноправия

Различия:

Теоретические положения М.А.Бакунина:

- крестьянство готово к революции

- необходим всероссийский крестьянский бунт

- задача интеллигенции – поднять народные массы на бунт

- по мере перехода к социалистическому обществу функции государства будут отмирать, вместо будет создана конфедерация самоуправляющихся общин

Теоретические положения П.Л.Ткачева:

- крестьянство не готово к революции

- необходимо социалистическая пропаганда среди крестьян

- задача интеллигенции – революционное просвещение народа

- по мере перехода к социалистическому обществу функции государства переходят к общественным организациям

 

 

 

raal100.narod.ru


Смотрите также