Проект "Я - гражданин мира!". Программа воспитания толерантности. Воспитание молодого поколения в духе толерантности программа


"Воспитание толерантности у обучающихся в условиях современной России"

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г.

Йошкар – Олы»

Республиканская научно-практическая конференция

по общественным дисциплинам «Моя страна – моя Россия»

тема: Воспитание толерантности у обучающихся в условиях современной России

Секция: «Актуальные проблемы духовно-нравственного образования и воспитания в современной школе»

Подготовили:

учителя МБОУ СОШ №3

г.Йошкар – Олы

Мифтахова Н.И.,

Хабибрахманова Р.Б.

Йошкар – Ола

2014

ВВЕДЕНИЕ

«Живи с другими людьми так,

чтобы твои друзья не стали недругами,

а недруги стали друзьями».

Пифагор

Современная Россия переживает время смены ценностных ориентиров. В указанный период размываются жизненные ориентиры молодежи, нарушается духовное единство общества, происходит обесценивание ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных моральных норм и нравственных установок. В обществе ощущается недостаток согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, а также отсутствие созидательных ориентиров смысла жизни.

В 2007 и 2008 гг. в посланиях Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации было подчеркнуто, что «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений»1.

Одним из главных социальных институтов, способствующих формированию личности в современном обществе, является образование. Образование всегда служило главным условием сохранения накопленного потенциала знаний, достижений, традиций и моделей поведения и было действенным средством развития человека, повышения его культурного уровня, сознания и самосознания.

С помощью образования человек готовится к активной созидательной деятельности в современной поликультурной и многонациональной среде, сохраняет свою социально-культурную идентичность, стремится к пониманию других культур, уважает иные культурно-этнические общности, умеет жить в мире и согласии с представителями разных национальностей, рас и верований.

Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации2.

Особое значение отводится образованию в формировании толерантного сознания личности, так как в настоящее время наибольшее значение в обществе приобретают такие ценности и принципы, которые необходимы для выживания человечества и свободного развития каждой личности: этика и стратегия ненасилия, терпимость к иноэтническим традициям и культурным особенностям, диалог, взаимопонимание. Таким образом, реальное положение в стране, значимость задач, ответственность за будущее и особенности социального положения молодого поколения делают проблему формирования толерантного сознания и развертывания межкультурных, межэтнических отношений остроактуальной и значимой.

ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

«Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира», – так говорится в Декларации принципов толерантности, принятой генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году3.

Толерантность – это миролюбие, терпимость к этническим, религиозным, политическим, конфессиональным, межличностным разногласиям, признание возможности равноправного существования «другого». Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.

2003 год был объявлен ЮНЕСКО годом толерантности. Это объяснимо, ибо события, происходящие в мире, часто носят характер межэтнических, религиозных конфликтов, расовой дискриминации.

Президентом России В.В. Путиным разработана программа «Воспитание молодого поколения в духе толерантности». Программа направлена на формирование толерантного сознания и профилактики национального экстремизма, в том числе, антисемитизма в гражданском обществе.

Таким образом, проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» — те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе.

Актуальность названой проблемы подтверждается и тем, что в современном обществе, особенно среди подростков, очень распространенным явлением является нетерпимость. Возрастание уровня нетерпимости приводит к нарушениям межличностных контактов, к снижению работоспособности, угнетению творческих процессов, повышению уровня тревожности и агрессивности обучающихся, деконструктивному характеру ведения диалога в отношениях "учитель - ученик", "ученик - ученик", "родитель - ученик". Все вышеперечисленное препятствует продуктивному выполнению учебно-образовательных задач.

По данным диагностических исследований, проводимых на базе МБОУ СОШ № 3 г. Йошкар – Олы повышенный уровень школьной тревожности проявляют обучающиеся пятых классов в начале учебного года и вновь прибывшие в школу ученики. Это составляет 10% от общего числа обучающихся нашей школы. У таких ребят наблюдается частая смена настроения, страх перед выражением своей индивидуальности. У 8 % обучающихся выявляется повышенный уровень агрессивности - один из главных психологических факторов увеличения числа детей группы риска. Всё это ограничивает проявление терпимости, уважения к другому, сострадания и в конечном итоге взаимопонимания.

Как показывают данные проблема воспитания толерантности является одной из наиболее актуальных для нашей школы. Некоторые обучающиеся не всегда ведут себя корректно и адекватно в различных ситуациях.

Что же, на наш взгляд, можно сегодня предложить в практическом смысле для успешного формирования установок толерантного сознания у обучающихся?

У обучающихся 7-9 классов необходимо формировать умение понимать друг друга, умение признавать точку зрения другого, умение выходить из конфликтной ситуации, ребятам прививается интерес к другим народам, нациям, религиям.

Для обучающихся 10-11 классов важно формирование активной жизненной позиции, развитие способности жить в мире разных людей и идей, знание прав и свобод и признание права другого человека на такие же права посредством самостоятельной, индивидуальной и групповой работы обучающихся.

Система нашей работы в школе включает в себя следующие основные моменты:

1). В процессе обучения и воспитания обучающихся на уроках истории, обществознания и географии. На уроках чаще всего происходит диалог между учителем и ребятами в процессе изучения новых тем, выдвигаются проблемные вопросы, требующие выражения и защиту различных точек зрений обучающихся. Именно такие уроки направлены на развитие способности слушать и принимать людей независимо от их мнения. Последовательное решение данной социально-образовательной проблемы мы находим и в межпредметных связях, проводя интегрированные занятия.

Например, проводя интегрированный урок МХК и обществознания по теме «Религия как мировоззрение и образ жизни» в 10 классе помимо образовательных и развивающих задач учителями были поставлены и воспитательные задачи, такие как воспитание самостоятельности, активной жизненной позиции, умений слушать и уважать мнение товарища. В ходе урока были рассмотрены вопросы о месте и роли религии и религиозного мировоззрения в системе культуры, о значении и функциях религии в обществе, обсуждался вопрос о необходимости свободы совести и значимости веротерпимости в современном обществе. Каждый из обучающихся представил свою позицию по поводу реализации права свободы совести, прислушиваясь при этом к мнению своих одноклассников.

На другом интегрированном уроке географии и истории в 11 классе по теме «Известные и неизвестные Курилы» ребята, разделившись на две группы, отстаивали интересы двух стран – Японии и России. Таким образом, обучающиеся учились вести конструктивный диалог, слушать своих оппонентов. Отстаивать свою точку зрения, решать спорные вопросы. Это и есть воспитание толерантности: уважения, доверия. Готовности к сотрудничеству, пониманию обеих сторон, ведь именно толерантность ведет от войны к культуре мира.

Еще один проводимый нами интегрированный урок обществознания и географии в 10 классе по теме «Хочешь жить достойно – знай Конституцию!» помог ребятам показать значимость уважения национальных особенностей. Так как в нашей школе обучаются ребята разных национальностей (русские, татары, мари, удмурты, чуваши, азербайджанцы, узбеки, таджики) нам важно чтобы ребята чувствовали себя комфортно невзирая на свою национальность. В подтверждении важности проявления толерантного отношения мы обращаем внимание на правовые источники – Конституцию РФ и Декларацию прав и свобод человека, где сказано о равноправии всех народов.

Формой развития толерантного взаимодействия обучающихся на уроках являются, на наш взгляд, дискуссии, дебаты, конференции, помогающие школьникам определиться в своих взглядах. В этом помогают занятия по таким темам как «За и против глобализации» 11класс, «Конкуренция: благо или зло» 11 класс, «Сторонники и противники государственного вмешательства в рыночную экономику» 11класс, «Положительное и отрицательное в общественном прогрессе» 10 класс, «Столыпин – реформатор или реакционер?» 9 класс, «Быть ли России в Европейском союзе?» -10 класс и т.д.

Начиная уже с первого урока обществознания в 8 классе, когда ученики знакомятся с понятиями «общество», «сферы общественной жизни» и с их характеристикой, обязательным домашним заданием является просмотр новостей и чтение периодической печати. Класс делится на четыре группы (по сферам общества: политическая – «политики», социальная – «социологи», экономическая - «экономисты», духовная - «искусствоведы»). Каждая группа собирает информацию в течение недели по следующей форме работы со статьёй или заметкой – «Факты и мнения»

1. Укажите тему и автора ___________________________________

2. Отвечает ли данная статья или заметка на каждый из основных вопросов? Если да, то дайте короткие ответы на эти вопросы.

Кто? _____________________________________________________________Где? ______________________________________________________________Что? ______________________________________________________________Когда? ____________________________________________________________Почему? __________________________________________________________

3. Почему в условиях демократии очень важно публиковать в газетах точные отчеты, содержащие конкретный фактический материал? _______________

На следующем уроке отводится 4-5 минут на обсуждение новостей. Такая форма организации работы позволяет развить коммуникативные и аналитические умения (корректировать информацию, дополнять ее с учетом результатов, полученных другими), понимать и принимать иную точку зрения при наличии убедительных аргументов, что важно для развития толерантности.

2). Толерантность проявляется также и в другой, наверное, самой важной сфере - психологической, как внутренняя установка человека и отношение личности к коллективу и коллектива к личности. Мы используем различные формы и методы воспитания у детей толерантности как на уроках, так и во внеклассных мероприятиях: игры, викторины, тренинги, посещение культурных и общественных мероприятий и их обсуждение. Основными целями подобных занятий являются следующие:

  • создать в группах атмосферу открытости;

  • показать, что в классе между ребятами существуют как различия, так и объединяющие всех членов группы обстоятельства;

  • научить осознавать ценность сотрудничества, умения договориться;

  • научить принимать себя и других.

Например, после посещения обучающимися 5-9 классов музея ГУЛАГа в городе Йошкар – Оле ребята на обсуждении мероприятия высказали свое мнение о том, как важно для человека иметь право на свободу слова и личную точку зрения, каким образом страдали люди в советском обществе, пытаясь отстоять свои взгляды и почему в современном обществе нужно быть терпимым ко всем людям.

Занятия элективного курса «Геоглобалистика» в 10-11 классах тоже не обходятся без формирования навыков уважительного общения, толерантного взаимодействия. В течение всего курса рассматриваются проблемные вопросы, на которые ребята должны уметь аргументировано отвечать, находить компромиссное решение спорных вопросов. Так, например, изучая тему «Глобальные проблемы человечества», ребята предложили несколько вариантов решения проблемы голода. Меньшая часть обучающихся предложила решать проблему с помощью гуманитарной помощи, но большая часть выразила готовность свои трудом оказать посильную помощь нуждающимся. Такие занятия воспитывают уважение к миру, чуткость, сопереживание, ответственность за будущее.

Подобные качества обучающиеся формируют в себе, посещая такие заведения как Дом ребенка, Детскую республиканскую больницу как участники волонтерского движения. Ребята нашей школы, собирают игрушки и канцелярские предметы, и в свободное время общаются с больными ребятами.

Воспитанию толерантного общения посвящаются серии классных часов в каждой параллели школы. В классах проводятся беседы по темам «Общение с пониманием», «Кто я такой?», «Умение слышать и слушать», «Толерантность к себе», «Толерантная личность», «Предрассудки». На обсуждения поднимаются такие проблемные ситуации как, например, «Эльдар питается не так, как ты, по причине своей религии», «цвет кожи Макса отличается от твоего», «на улице вы увидели человека, непохожего на всех остальных». В итоге обсуждения мы приходим к выводам: наша школьная семья – это единое целое, основой которой являются уважение, любовь, понимание, терпение, комфорт, общее дело. Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила.

3). Необходимым условием повышения эффективности работы по формированию толерантности является совместная деятельность педагогов и родителей, а также их убеждённость в том, что только при таких условиях можно создать у детей правильные представления о культуре мира, о множестве вариантов человеческого бытия. Это значит, что учитель должен заниматься воспитанием не только обучающихся, но и вести разъяснительную работу и с родителями, помогать им решать психологические проблемы в общении с детьми.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, воспитание толерантной личности реализуется: в семье, школе, других учебных и внешкольных заведениях. А так же процессу ее воспитания способствуют социальные службы для молодежи, общественность (национально-культурные общества и союзы, негосударственные общественные организации, различные фонды), религиозные организации, государственные органы (местные и центральные) и, наконец, мировое сообщество (международные организации и фонды).

Не можем не согласиться с О. А. Грива о том, что «проблема воспитания толерантности личности должна решаться комплексно. Необходимо, организуя деятельность в этом направлении, вовлекать в нее детей и подростков, молодежь, педагогов, членов семьи, родственников, членов национальных сообществ, общественных организаций, а также должностных лиц, государственных чиновников. В работе с каждой из названных категорий необходим учет возрастных, индивидуальных, национальных, функциональных и ролевых особенностей»4.

На основе изученного материала нами выделена модель среды, формирующей толерантное отношение, основными ее характеристиками являются:

  • Единство всех субъектов образовательного процесса и форм организаций их отношений, которые с одной стороны, являются основным компонентом педагогической этики, а с другой – основой, образцом нравственного воспитания учащихся;

  • Диалогичность. Это формирует способность к взаимообогощающему и плодотворному общению, умение обратиться к внутреннему миру другого и мотивам его поведения, человек овладевает культурой различий;

  • Субъектные отношения в системе «учитель-ученик» и «ученик-ученик», практика конструктивного взаимодействия и ориентация на процесс саморазвития;

  • Неоднородность социальной среды - демонстрация многообразия позиций, точек зрения, норм и правил поведения. Обеспечивает многовариантность, альтернативность и возможность выбора, самоопределения, развитие поведенческого репертуара.

  • Открытое информационное пространство. Контакты и взаимодействие с внешним окружением преимущественно открытого, диалогического характера, что дает возможность получения разнообразной информации, пополнения знаний, расширения кругозора.

Развитие толерантности является объективной потребностью современного общества. В то же время настоящий период развития российского образования, общества и государства является достаточно сложным и противоречивым. Социальная нестабильность последнего десятилетия XX века привела к развитию негативных явлений практически во всех сферах социальных отношений, в том числе и толерантных.

Современная социокультурная ситуация определила насущную необходимость в формировании толерантности в качестве условия выживаемости человечества в будущем, как ценности социокультурной системы, как нормы гуманных человеческих отношений, как мировоззрения и осознанного ориентира построения взаимоотношений с окружающим миром. Это позволяет рассматривать толерантность как многокомпонентное явление объективной реальности.

Список использованных источников и литературы:

  1. Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года // Век толерантности: научно-публицистический вестник. – М.: МГУ, 2001.

  2. Об организации работы по реализации федеральной целевой программы "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001 - 2008гг) ". Приказ Министерства образования 01.10.01 № 3250. // Вестник образования 2001, № 20.

  3. Асташова Н.А. Проблема воспитания толерантности в системе образовательных учреждений // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика) : Сб. науч.-метод. Ст. – 2-е изд., стереотип. – М.:, 2003. – С. 74-85.

  4. Асмолов А. Историческая культура и педагогика толерантности // Мемориал. 2001., №24, с.61-63.

  5. Г.В. Безюлева, Г.М. Шеламова. Толерантность: взгляд, поиск, решение. – М.: Вербум-М, 2003. – 168 с.

  6. Бондырева С.К. Толерантность (введение в проблему) / С.К. Бондырева, Д.В. Колесов. – М.: Издательство Московского Психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 240 с.

  7. Грива О. А. Пути воспитания толерантной личности в поликультурном обществе // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика) : Сб. науч.-метод. Ст. – 2-е изд., стереотип. – М.:, 2003. – С. 244-251.

  8. Губогло М.Н. Толерантность сознания молодежи: состояние и особенности // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика) : Сб. науч.-метод. Ст. – 2-е изд., стереотип. – М.:, 2003. – С. 106-133.

  9. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009. (Стандарты второго поколения). С.14

  10. Кленова Н.В., Абдулкаримов Г.Г. Что нужно знать о толерантности // Образование в современной школе 2003, № 7.

  11. Проблемы толерантности в подростковой субкультуре. Труды по социологии образования. Том VIII, Выпуск XIII / Под ред. В.С. Собкина. – М: Центр социологии образования РАО, 2003 – 391 с.

  12. Пчелинцева И. Толерантность и школьник. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2003

  13. Свирская Л. Работа с семьей. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007

  14. Семина Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия. // Семья и школа. 2001. №№11-12, с. 36-40.

  15. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. 2001 № 9, 2002 № 1.

  16. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование, 2001, № 9; 2002, № 9.

  17. Щеколдина С.Д. Тренинг толерантности. – М, 2004. – 80 с.

1 Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009. (Стандарты второго поколения). С.2

2 Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009. (Стандарты второго поколения). С.14

3 Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года // Век толерантности: научно-публицистический вестник. – М.: МГУ, 2001.

4 Грива О. А. Пути воспитания толерантной личности в поликультурном обществе // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика) : Сб. науч.-метод. Ст. – 2-е изд., стереотип. – М.:, 2003. – С. 251.

infourok.ru

О воспитании толерантности — SurWiki

Материал из SurWiki

Воспитание толерантности

Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития (этику и стратегию ненасилия, идею терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идею диалога и взаимопонимания, поиска взаимоприемлемых компромиссов и т.п.).

«Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира», – так говорится в Декларации принципов толерантности, принятой генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году.

Толерантность – это миролюбие, терпимость к этническим, религиозным, политическим, конфессиональным, межличностным разногласиям, признание возможности равноправного существования «другого».

Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.

2003 год был объявлен ЮНЕСКО годом толерантности. Это объяснимо, ибо события, происходящие в мире, часто носят характер межэтнических, религиозных конфликтов, расовой дискриминации.

Президентом России В.В. Путиным разработана программа «Воспитание молодого поколения в духе толерантности». Программа направлена на формирование толерантного сознания и профилактики национального экстремизма, в том числе, антисемитизма в гражданском обществе.

Таким образом, проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» — те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе.

Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа. Толерантность в новом тысячелетии - способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе.

На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения.

Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между 20 — 30 детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Для плодотворного обучения в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества.

На мой взгляд, воспитание толерантности невозможно в условиях авторитарного стиля общения «учитель — ученик». Поэтому одним из условий воспитания толерантности является освоение учителем определенных демократических механизмов в организации учебного процесса и общения учеников друг с другом и с учителем. Именно в начальной школе важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны — критически относиться к своим собственным взглядам.

Ориентация педагога на постижение смыслов поведения и поступков детей означает, что в воспитательной деятельности на первый план выходят задачи понимания ребенка.

Воспитание культуры толерантности, на наш взгляд, должно осуществляться по формуле: "родители + дети + учитель".

Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка школы и семьи, объединивших свои усилия в учебном процессе, направленном на воспитание открытого, непредвзятого отношения к человеческому многообразию.

Можно выделит две группы методов понимания:

1. Методы интерпретации. При интерпретации педагогом поведения ребенка исходной позицией является признание ребенка, уважение его «самости», индивидуальности, понимание того, что его поведение имеет для него самого субъективный, аутентичный смысл.

2. Методы, помогающие педагогу постичь внутренний мир ребенка в его своеобразии и целостности, проникнуть в глубину его переживаний, опираясь на чувства исследователя и интуицию. Данный подход связан с процессом развертывания человеческого отношения одного человека к другому, что предполагает толерантное, со-участное отношение, эмпатийное, а значит, на основе диалога.

Воспитание толерантности - воспитание терпимости к иному образу жизни, мнению, поведению, ценностям.

Представленная ниже система классных часов и коллективно-творческих дел, воспитывающих терпимость по отношению к людям, позволит ученикам успешно адаптироваться не только к жизни в школе, но и за ее пределами.

Можно предложить следующую последовательность мероприятий, направленных на воспитание толерантности:

1-5 классы: воспитание эмпатии, сочувствия, сопереживания посредством вовлечения учащихся в открытое детское движение «Муравьиное братство»

7-9 классы: обучение учащихся пониманию друг друга, умению признавать точку зрения другого, умению выходить из конфликтной ситуации, раскрытие интереса к другим народам, нациям посредством музейой педагогики, педагогики поддержки «Островок общения», работы учащихся по сохранению школьных традиций («Министерство школьных традиций», «Триумфальная арка»)

10-11 классы: формирование активной жизненной позиции, развитие способности жить в мире разных людей и идей, знание прав и свобод и признание права другого человека на такие же права посредством самостоятельной, индивидуальной и групповой работы учащихся («Клуб старшеклассников»).

В средних классах рекомендуется использовать интерактивные методы обучения - это модель открытого обсуждения, развивающая в детях умение спорить, дискутировать и решать конфликты мирным путем.

по материалам сайта http://www.ref.by/refs/62/13637/1.html

surwiki.admsurgut.ru

Воспитание толерантности у молодежи

Воспитание толерантности молодежи.

В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. Не секрет, что сегодня всё большее распространение среди молодёжи получили недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации проникают в семью, школу. Поэтому, необходимо активизировать процесс поиска эффективных механизмов воспитания в духе толерантности.

«Воспитание – это прежде всего человековедение» В.А.Сухомлинский

Толерантность – это миролюбие, терпимость к этническим, религиозным, политическим, конфессиональным, межличностным разногласиям, признание возможности равноправного существования «другого».

2003 год был объявлен ЮНЕСКО годом толерантности. Это объяснимо, ибо события, происходящие в мире, часто носят характер межэтнических, религиозных конфликтов, расовой дискриминации.

Президентом России, Д.А. Медведевым, разработана программа «Воспитание молодого поколения в духе толерантности». Программа направлена на формирование толерантного сознания и профилактики национального экстремизма, в том числе, антисемитизма в гражданском обществе.

Таким образом, проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения — одна из самых острых в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто.

Основой, фундаментом толерантности в самом широком понимании является индивидуальный уровень, так как эта индивидуальная добродетель содержит в себе все прочие аспекты бытия толерантности (цивилизационная, этническая, социальная формы).

Формирование таких качеств, как признание человеком другого, принятие, понимание облегчило бы решение проблемы воспитания толерантности.

Признание - это способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения.

Принятие - это положительное отношение к таким отличиям. Понимание - это умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.

Толерантность являет собой новую основу педагогического общения педагога и ребенка, сущность которого сводится к таким принципам воспитания, которые создают оптимальные условия для формирования у ребенка культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа.

На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности. Воспитание толерантности невозможно в условиях авторитарного стиля общения «педагог — ребенок».

Воспитание культуры толерантности должно осуществляться по формуле: «родители + дети + педагог».

Путь к толерантности – это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания.

Если педагог толерантен, он уверен, открыт, недирективен, доброжелателен. Он выступает по отношению к детям в роли наставника.

Можно выделит две группы методов понимания:

1. Методы интерпретации. При интерпретации педагогом поведения ребенка исходной позицией является признание ребенка, уважение его «самости», индивидуальности, понимание того, что его поведение имеет для него самого субъективный, аутентичный смысл.

2. Методы, помогающие педагогу постичь внутренний мир ребенка в его своеобразии и целостности, проникнуть в глубину его переживаний, опираясь на чувства исследователя и интуицию. Данный подход связан с процессом развертывания человеческого отношения одного человека к другому, что предполагает толерантное, со-участное отношение, эмпатийное, а значит, на основе диалога.

Воспитание в духе терпимости должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

Список использованной литературы

  1. Асмолов, А.И. Историческая культура и педагогика толерантности // Мемориал. 2001., №24, с.61-63.

  2. Семина, Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия. // Семья и школа. 2001. №№11-12, с. 36-40.

  3. Степанов, П.В. Как воспитать толерантность? // Народное образование. 2001 № 9, 2002 № 1, № 9.

multiurok.ru

Воспитание толерантности

«Теория и методика воспитания толерантности в начальном, среднем и профессиональном образовании и образовательной области технологии»

Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития (этику и стратегию ненасилия, идею терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идею диалога и взаимопонимания, поиска взаимоприемлемых компромиссов и т.п.).

«Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира», – так говорится в Декларации принципов толерантности, принятой генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году. Толерантность – это миролюбие, терпимость к этническим, религиозным, политическим, конфессиональным, межличностным разногласиям, признание возможности равноправного существования «другого»

Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.

2003 год был объявлен ЮНЕСКО годом толерантности. Это объяснимо, ибо события, происходящие в мире, часто носят характер межэтнических, религиозных конфликтов, расовой дискриминации.

Президентом России В.В. Путиным разработана программа «Воспитание молодого поколения в духе толерантности». Программа направлена на формирование толерантного сознания и профилактики национального экстремизма, в том числе, антисемитизма в гражданском обществе.

Таким образом, проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» — те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе.

Действительно, образовательная деятельность является главным средством развития толерантности в обществе, как отмечается в «Декларации принципов толерантности UNESCO, 1995». Основой, фундаментом толерантности в самом широком понимании является индивидуальный уровень, так как эта индивидуальная добродетель содержит в себе все прочие аспекты бытия толерантности (цивилизационная, этническая, социальная формы).

На мой взгляд, формирование таких качеств, как признание человеком другого, принятие, понимание облегчило бы решение проблемы воспитания толерантности.

Признание - это способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения.

Принятие - это положительное отношение к таким отличиям. Понимание - это умение видеть другого из нутрии, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.

Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа. Толерантность в новом тысячелетии - способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе.

На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения.

Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между 20 — 30 детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Для плодотворного обучения в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества.

На мой взгляд, воспитание толерантности невозможно в условиях авторитарного стиля общения «учитель — ученик». Поэтому одним из условий воспитания толерантности является освоение учителем определенных демократических механизмов в организации учебного процесса и общения учеников друг с другом и с учителем. Именно в начальной школе важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны — критически относиться к своим собственным взглядам.

Ориентация педагога на постижение смыслов поведения и поступков детей означает, что в воспитательной деятельности на первый план выходят задачи понимания ребенка.

Воспитание культуры толерантности, на наш взгляд, должно осуществляться по формуле: "родители + дети + учитель".

Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка школы и семьи, объединивших свои усилия в учебном процессе, направленном на воспитание открытого, непредвзятого отношения к человеческому многообразию.

Путь к толерантности – это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания.

В основе педагогической деятельности учителя должен быть живой смысл и живое общение на основе живого слова, живого понятия, что, в свою очередь, важно не само по себе, а как путь не просто к толерантности, пониманию, а путь к толерантному взаимодействию, пониманию взаимному. Здесь можно апеллировать к симпатическому пониманию, которое исповедовал Г.Г. Шпет, сочувственному (эмпатическому) – М.М. Бахтин, к пониманию через со-мышление – В.Ф. Гумбольдт, что ведет к со-действию.

Если педагог толерантен, он уверен, открыт, недирективен, доброжелателен. Он выступает по отношению к учащемуся в роли наставникаю.

Можно выделит две группы методов понимания: 1. Методы интерпретации. При интерпретации педагогом поведения ребенка исходной позицией является признание ребенка, уважение его «самости», индивидуальности, понимание того, что его поведение имеет для него самого субъективный, аутентичный смысл. 2. Методы, помогающие педагогу постичь внутренний мир ребенка в его своеобразии и целостности, проникнуть в глубину его переживаний, опираясь на чувства исследователя и интуицию. Данный подход связан с процессом развертывания человеческого отношения одного человека к другому, что предполагает толерантное, со-участное отношение, эмпатийное, а значит, на основе диалога.

Воспитание толерантности - воспитание терпимости к иному образу жизни, мнению, поведению, ценностям.

Представленная ниже система классных часов и коллективно-творческих дел, воспитывающих терпимость по отношению к людям, позволит ученикам успешно адаптироваться не только к жизни в школе, но и за ее пределами.

Программа "Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста" предназначена для реализации в 1 - 4 классах и предусматривает следующие направления обучения толерантности:

  1. Знакомство детей с принципом уважения человеческого достоинства всех без исключения людей.
  2. Понимание того, что каждый человек - уникальная личность, и уважение различий между людьми.
  3. Понимание принципа взаимодополняемости как основной черты различий. Ученики должны понять, что их различия могут выступать как дополняющие друг друга элементы, как подарок каждого из них группе в целом.
  4. Понимание принципа взаимозависимости как основы совместных действий. Детей следует приучить к совместному решению проблем и разделению труда при выполнении заданий, чтобы наглядно показать, как выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество.
  5. И как результат - приобщение к культуре мира. Дети, на практике познающие, что такое уважение и терпимость по отношению к другим получают основы, необходимые для созидания мира и развития сообщества. Действия, предпринятые ими для служения сообществу семьи, класса, школы, укрепляют их знания и делают возможным создание общества взаимного согласия, где живут в радости и гармонии.

Основной целью программы является формирование у детей навыков толерантных отношений. Как итог реализации программы ожидаются следующие результаты:

  • ребенок, успешно взаимодействующий в коллективе;
  • ребенок, противостоящий нетолерантным отношениям;
  • социально адаптированный ребенок.

Можно предложить следующую последовательность мероприятий, направленных на воспитание толерантности:

1-5 классы: воспитание эмпатии, сочувствия, сопереживания посредством вовлечения учащихся в открытое детское движение «Муравьиное братство»

7-9 классы: обучение учащихся пониманию друг друга, умению признавать точку зрения другого, умению выходить из конфликтной ситуации, раскрытие интереса к другим народам, нациям посредством музейой педагогики, педагогики поддержки «Островок общения», работы учащихся по сохранению школьных традиций («Министерство школьных традиций», «Триумфальная арка»)

10-11 классы: формирование активной жизненной позиции, развитие способности жить в мире разных людей и идей, знание прав и свобод и признание права другого человека на такие же права посредством самостоятельной, индивидуальной и групповой работы учащихся («Клуб старшеклассников»).

В средних классах рекомендуется использовать интерактивные методы обучения - это модель открытого обсуждения, развивающая в детях умение спорить, дискутировать и решать конфликты мирным путем.

Интерактивное обучение - обучение, погруженное в процесс общения, основанное на учебно-воспитательном взаимодействии ученика с другими учащимися и педагогами, педагогами и родителями, учащимися и родителями (в зависимости от того, кто включен в работу).

mirznanii.com

Проект "Я - гражданин мира!". Программа воспитания толерантности

Разделы: Внеклассная работа, Школьная психологическая служба, Социальная педагогика

 «Мы разные, но мы вместе. Мы вместе – и в этом наша сила»

Государственная молодежная политика является системой формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности. От позиции молодежи в общественно-политической жизни, ее уверенности в завтрашнем дне и активности будет зависеть темп продвижения России по пути демократических преобразований. Именно молодые люди должны быть готовы к противостоянию политическим манипуляциям и экстремистским призывам. Результаты исследований показывают, что молодежь в целом аполитична. В выборах федерального уровня участвует менее половины молодых россиян, лишь 33 процента молодых граждан в возрасте до 35 лет интересуются политикой. Только 2,7 процента молодых людей принимают участие в деятельности общественных организаций. В условиях глобализации и вынужденного притока мигрантов молодежь призвана выступить проводником идеологии толерантности, развития российской культуры и укрепления межпоколенческих и межнациональных отношений.

Актуальность проекта определяется сложностью темы, поскольку в современном обществе в связи с экономическим, образовательным и духовным расслоением существует многообразие представлений о человеке и его предназначении в жизни. Различные партии, организации, религиозные конфессии, национальные объединения формулируют свои, нередко противоположные друг другу цели воспитания. Вопрос о целях воспитания представляется особо значимым сейчас еще и потому, что идет процесс формирования нового поколения российских граждан.

В образовательном комплексе создаются условия для реализации программы посредством обеспечения духовно-нравственного развития обучающихся на основе их:

– приобщения к базовым общечеловеческим ценностям, ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы; – общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России; – воспитания ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны; – развития его творческих способностей; – формирования основ социально ответственного поведения в обществе и в семье.

Знакомство с культурой, религией, искусством разных стран и народов поможет каждому ребенку в становлении собственного мировоззрения, даст импульс к осмыслению своего собственного «я».

Сложные социально-политические условия современной российской действительности, в том числе образовательной среды с ее внутренним и внешним пространством, актуализировали проблему воспитания толерантности, настоятельно требующую практического решения. Поэтому, принятие Федеральной целевой программы в январе 2001 г. «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» стало для педагогического коллектива стимулом для систематизации накопленного опыта работы и, одновременно, толчком для разработки собственной программы, посвященной проблемам толерантности. Известно, что толерантность понимается как способность человека сосуществовать с другими людьми, которым присущи иные менталитет, религия, культура, образ жизни.

Воспитание толерантности – общее дело многих государственных и общественных институтов, но когда его объектами выступают дети, главная нагрузка и ответственность в работе с ними ложится, наряду с семьей, на образовательную среду, на педагогов – учителей, воспитателей, социальных педагогов, школьных психологов и др.

В этом труднейшем, до сих пор неведомой остроты деле столь же остро необходимы, во-первых, информация о сущности воспитания толерантности, ее содержании и проявлениях, во-вторых, представление о возможных средствах – технологиях такого воспитания, предназначенное для выбора и творческого использования таковых в тех или иных конкретных условиях. Тем более, в-третьих, – и здесь особая и немалая проблема! – что толерантность необходима и самому педагогу – человеку и профессионалу.

Множество источников стихийно влияет на формирование толерантности (влияние отдельных людей, читаемые книги, средства массовой информации и пр.) – опыта действительного отношения человека к тем или иным явлениям жизни, который можно назвать опытом толерантности. Однако любой опыт можно специально обогащать, пополнять, насыщать. В этом, собственно, и состоят суть и содержание воспитания толерантности – целенаправленной организации положительного (преодоления отрицательного) опыта толерантности. Речь идет о создании пространства прямого или опосредованного взаимодействия с другими, иными по взглядам или поведению, людьми, их сообществами, иначе говоря – пространства сосуществования разного. Каким бы это разное ни было, в любом случае педагогу приходится быть готовым к нему, а для этого хорошо знать не только источники, но и факторы, вызывающие необходимость толерантности, т.к. они провоцируют проявления неприятия, нетерпимости, враждебности, конфликты. Таких факторов, сложных для ребенка, а, значит, и для педагога, немало: религиозных, этнических, психологических, ценностных, коммуникативных, поведенческих. Все эти факторы пересекаются, воплощаются в поведении — в реальных взаимоотношениях ребенка с окружающим миром. Поэтому именно поведение, образ жизни, жизненный опыт ребят, его организация – основное поле деятельности педагогов, на котором они только и могут практически реализовать свои задачи, обогащая опыт толерантности своих питомцев и, добавим, свой собственный.

При этом главная педагогическая задача состоит не в том, чтобы вынудить ребенка изменить взгляды, заставить его мыслить и относиться иначе, чем он это уже делает. Дело не в том, чтобы он признал то, чего раньше не признавал, полюбил то, чего прежде не любил: он имеет право на свое отношение, а в том, чтобы создать условия, требующие взаимодействия ребенка с другими людьми, какими бы в его глазах они ни были.

Нельзя не сказать и об этических границах, требующих понимания и особенно четкой нравственной позиции: невозможно равнодушно сосуществовать с предательством, преступлением, терроризмом. Толерантность – это не равнодушие, а труд души!

Нами разработана универсальная программа для любого школьного отделения образовательного комплекса. Программа рассчитана на учебный год. В каждом новом учебном году программа может пересматриваться, могут вноситься дополнения и изменения. 

Целью программы являетсяукоренение в школе духа толерантности, формирование отношения к этому понятию как к важнейшей ценности общества, а также вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития; развитие созидательной активности молодежи.

Задачи:

  • развитие у школьников черт толерантной личности с целью воспитания ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность;
  • развитие способности понимать важнейшие принципы толерантности и применять их в повседневной жизни;
  • развитие способности предупреждать конфликты и разрешать их ненасильственными средствами;
  • внедрение новых методик, форм и приемов работы по развитию школы толерантности в образовательном процессе;
  • воспитание умения терпимо относиться к особенностям поведения людей, вызванных национальными, религиозными, половыми различиями;
  •  формирование стремление оказывать помощь и быть готовым ее принимать;
  • воспитание у обучающихся любви к Родине, желания знать и изучать ее историю, традиции и обычаи;
  • создание условий для формирования в классе атмосферы дружбы, взаимопонимания и поддержки;
  • развитие умения действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях;

    Программа воспитания толерантности «Я человек мира!» /проект/ построена таким образом, что охватывает всех субъектов образовательного пространства.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы, их социальная эффективность

  • создание благоприятных условий для повышения значимости духовных ценностей;
  • создание и развитие образовательной и воспитательной среды, способствующей формированию толерантного сознания обучающихся;
  • восстановление национальных традиций российской культуры;
  • создание банка научно-методических разработок по вопросам толерантности.

Работа с обучающимися

Работа с педагогическим коллективом

Работа с родителями

Сентябрь: «Я – человек»

1. Проведение анкетирования «Черты толерантной личности». 2. Конкурс рисунков «Россия – Родина моя». 3. Всемирный день мира /проведение акций/ 1. Заседание МО классных руководителей по проблеме «Школа толерантности. Концепция, методика, содержание». 2. Формирование проблемной группы педагогов для внедрения методик толерантности в учебно – воспитательный процесс образовательного комплекса. 1. Анкетирование родителей «Черты толерантной личности» (5-7 кл.). 2. Родительское собрание «Свобода выбора будущего».

Октябрь: «Я – любознательный человек»

1. День ученического самоуправления. 2. Классные часы «Что значит уважать другого человека» 3. Международный день пожилых людей. Конкурс – презентация проектов «Бабушка рядом с дедушкой» 1. Анкетирование учителей «Черты толерантной личности». 2. Совещание классных руководителей с ответственным за ВР в отделении (обзор литературы по проблеме толерантности). 1. Анкетирование родителей «Черты толерантной личности» (8-9 кл.). 2. Социально-психологическая служба – лекторий «Роль семьи в формировании личности ребенка»

Ноябрь: «Я – ответственный человек»

1. Международный день толерантности. Классные часы «Толерантность – это гармония в многообразии, многообразия культур нашего мира». 2. Фестиваль культур «Все флаги мира в гости к нам!» 1. Научно-практический семинар «Этика школьной жизни» /Совет обучающихся/ 2. Педсовет «Воспитательная система класса». 1. Родительские собрания «Права ребенка», «Роль родителей в формировании школы толерантности».

Декабрь: «Я – культурный человек»

1.День принятия генеральной ассамблеей ООН декларации о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам. 2. Классные часы, уроки, викторины, конкурсы стихов, рисунков, сочинений о правах человека ко дню принятия Всеобщей декларации прав человека 3. Акция «Мы – за мир! 1. Круглый стол, подготовленный учителями истории «Всеобщая декларация прав человека. Основные тезисы. Основные аспекты» 1.Родительское собрание «Стереотипы и предрассудки: причины их возникновения и влияния на нашу жизнь»

Январь: «Я – чуткий человек»

1. Акции «Письмо солдату», «Помоги ребенку». 2. Конкурс видеороликов    «Семейные ценности среди молодежи» 1. Научно-практический семинар «Личность преподавателя. Оценка и самооценка». 1. Анкетирование родителей «Черты толерантной личности» (10-11 кл.). 2. История новогодних праздников. «Рождественские встречи» с участием родителей.

Февраль: «Я – гордый человек»

1. Классные часы «Я – гражданин России», «Горжусь собой, своей семьей, своей страной», 2. Лекторий представителей ЦПМСС «Учись говорить «нет!» 1. Научно-практический семинар «Конфликт в классе. Способы разрешения конфликтных ситуаций» /педагог-психолог/ 1. Родительская суббота. Встреча с врачом-наркологом.

Март: «Я – веселый человек».

1. Создание альбомов – передвижек /проектов/ «Праздники народов мира» 2. Коллаж из вырезок журналов «Москва молодежная» 1. Научно-практический семинар «Новые технологии. Дебаты». 1. Конкурс семейных газет.

Апрель: «Я – добрый человек»

1. Диспуты «Кого можно назвать добрым человеком?» 2. Конкурс сочинений «Добро и зло во мне и вокруг меня». 1. Проведение в школе Единых дней правовых знаний 1. Подготовка и проведение школьного конкурса «Кухни народов России и мира»

Май: «Я – человек мира!»

Проведение Флеш моба: представители разных национальностей и конфессий в единый структурный рисунок (Сердце) Заседание МО классных руководителей по итогам проведения программы. Итоги проекта. Обсуждение и корректировка программы на следующий учебный год. Приглашение родителей на творческий вечер «Мы за мир!»

Приложение 1

Анкета

Для построения в школе системы работы по профилактике экстремизма, сепаратизма и развития толерантного отношения просим принять участие в анонимном анкетировании. На каждый вопрос отметьте только один вариант ответа.

1. «Я считаю, что права нации всегда выше прав человека»

Да Нет

2. «Как вы относитесь к представителям других культур, национальностей, религий?»

Терпимо Мне все равно

3. «Я считаю, что любые средства хороши для защиты своего народа»

Да Нет

4. «Я считаю строго необходимым соблюдать чистоту нации»

Да Нет

5. «Я считаю, что люди других национальностей должны быть ограничены в праве проживания на его национальной территории»

Да Нет

6. «Вы пытаетесь как-либо выделиться среди масс людей?»

Да Нет

7. «Я считаю, что на моей земле все права пользования природными и социальными ресурсами должны принадлежать только моему народу»

Да Нет

Благодарим за участие!

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Толерантность

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 6

г. Минеральные Воды

ВОСПиТАНИЕ толерантности в начальной школе

Подготовила:

учитель начальных классов

Осипова Анжелика Юрьевна

21 октября 2011 г.

«Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира», – так говорится в Декларации принципов толерантности, принятой генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году.

Толерантность – это миролюбие, терпимость к этническим, религиозным, политическим, конфессиональным, межличностным разногласиям, признание возможности равноправного существования «другого».

Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.

Была разработана программа «Воспитание молодого поколения в духе толерантности». Программа направлена на формирование толерантного сознания и профилактики национального экстремизма, в том числе, антисемитизма в гражданском обществе.

Таким образом, проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» — те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе.

Действительно, образовательная деятельность является главным средством развития толерантности в обществе, как отмечается в «Декларации принципов толерантности UNESCO, 1995». Основой, фундаментом толерантности в самом широком понимании является индивидуальный уровень, так как эта индивидуальная добродетель содержит в себе все прочие аспекты бытия толерантности (цивилизационная, этническая, социальная формы).

На мой взгляд, формирование таких качеств, как признание человеком другого, принятие, понимание облегчило бы решение проблемы воспитания толерантности.

Толерантность в новом тысячелетии - способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе.

На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения.

Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе.

Для плодотворного обучения в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества.

Именно в начальной школе важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны — критически относиться к своим собственным взглядам.

Воспитание культуры толерантности, на наш взгляд, должно осуществляться по формуле: "родители + дети + учитель".

Мать и отец являются основными воспитателями детей. Семья дает ребенку важный опыт взаимодействия с людьми, в ней они учатся общаться, осваивают приемы коммуникации, учатся слушать и уважать мнение других, терпеливо и бережно относиться к своим близким.

Совместные поездки с детьми в театр, в цирк, по историческим местам (Домик Лермонтова, живописным природным местам: гора Кольцо, окрестности г. Кисловодска, г. Пятигорска) способствуют сплачиванию родителей и детей.

Организация поздравления родителей с праздниками, подготовка сюрпризов, подарков, написание сочинений (о семье, о своих близких), проведение совместных мероприятий «Праздник мам» (ко Дню Матери), спортивные праздники, подготовка и проведение фольклорных праздников помогает лучшему общению детей и взрослых.

Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка школы и семьи, объединивших свои усилия в учебном процессе, направленном на воспитание открытого, непредвзятого отношения к человеческому многообразию.

Воспитание толерантности - воспитание терпимости к иному образу жизни, мнению, поведению, ценностям.

На территории России много исторически сложившихся полиэтнических регионов, где веками жили представители разных этнических групп (Поволжье, республики Северного Кавказа, Краснодарский и Ставропольский края и др.), а также приграничных регионов, которые граничат с несколькими государствами (в том числе и Псковская область). Живущие в этих регионах народы можно рассматривать как единую систему этнических групп, как полиэтнический и некий надэтнический социально-психологический феномен. Исследования проблем этнической толерантности - интолерантности обусловлено спецификой этнической ситуации и полиэтническим составом населения стран в мире, нашей страны и Псковской области в частности. Осознание опасности, которая связана с проявлением форм нетерпимости в современном мире, привело к обращению мировой общественности и политиков к проблеме развития толерантности в сфере образования.

Наиболее эффективным способом развития толерантности является воспитание, направленное на развитие независимого мышления, критической точки зрения, здравомыслящих суждений в обучаемых с первых классов. В современности обществу нужны образованные, высоконравственные люди, могущие принимать самостоятельные решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью. В связи с этим важным является развитие системы значимых ценностей и новых жизненных установок всех субъектов образования для сохранения единого социокультурного пространства страны, для преодоления этнонациональной напряженности и этносоциальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия этносов, ограничения любого неравенства. Именно поэтому, средствами образования, необходимо развивать такие качества личности учащихся с первых классов, как толерантность в целом и этническую толерантность в частности, уважение личности другого человека не зависимо от места жительства, этнической принадлежности, социального статуса, развивать соучастие и сопереживание друг к другу, любовь к своей Родине

Система классных часов и коллективно-творческих дел, воспитывающих терпимость по отношению к людям, позволит ученикам успешно адаптироваться не только к жизни в школе, но и за ее пределами.

Программа "Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста" предназначена для реализации в 1 - 4 классах и предусматривает следующие направления обучения толерантности:

  1. Знакомство детей с принципом уважения человеческого достоинства всех без исключения людей.
  2. Понимание того, что каждый человек - уникальная личность, и уважение различий между людьми.
  3. Понимание принципа взаимодополняемости как основной черты различий. Ученики должны понять, что их различия могут выступать как дополняющие друг друга элементы, как подарок каждого из них группе в целом.
  4. Понимание принципа взаимозависимости как основы совместных действий. Детей следует приучить к совместному решению проблем и разделению труда при выполнении заданий, чтобы наглядно показать, как выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество.
  5. И как результат - приобщение к культуре мира. Дети, на практике познающие, что такое уважение и терпимость по отношению к другим получают основы, необходимые для созидания мира и развития сообщества. Действия, предпринятые ими для служения сообществу семьи, класса, школы, укрепляют их знания и делают возможным создание общества взаимного согласия, где живут в радости и гармонии.
Основной целью программы является формирование у детей навыков толерантных отношений. Как итог реализации программы ожидаются следующие результаты:
  • ребенок, успешно взаимодействующий в коллективе;
  • ребенок, противостоящий нетолерантным отношениям;
  • социально адаптированный ребенок.
Можно предложить следующую последовательность мероприятий, направленных на воспитание толерантности:

- проведение внеклааных занятий с учащимися по разным темам («Знакомство с планетой Земля», «Международный день толерантности», «Россия – родина моя. Богатыри на Руси», «Этническая толерантность»)

- участие детей в городских мероприятиях, конкурсах рисунков, стихотворений о Родине, о семье, ко Дню Матери

- встречи с участниками ВОВ

помогают ребятам достигать взаимопонимания друг с другом. Неизгладимый след оставили в них встреча с блокадницей Ленинграда, написание сочинений на тему войны, а также классные часы о родственниках воевавших во время ВОВ. Ребята приносили письма, фотографии, ордена, даже вырезки из старых газет.

В городском конкурсе «Моя малая Родина», проходившем 21 сентября 2011 года, дети 4 класса заняли 1 место.

Воспитание в духе терпимости должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

В своей работе использую программу классных часов «Я и мир». Дети в игровой форме осваивают основные элементы взаимодействия «Я - природа», «Я – мир вещей», «Я – культура», «Я - другие», «Я - я», «Я - мир», Я – мое Отечество, «Я и моя история», «Культура разных народов», «Золотые правила этики». В ходе занятий развиваются потенциальные возможности каждого ребенка, формируются установки на сотрудничество, построение позитивных отношений с ровесниками и взрослыми. Погружаясь в новые социальные ситуации, ребенок сталкивается с необходимостью свой индивидуальный способ презентации, поведения и общения. Индивидуальность каждого – психологический бриллиант, требующий огранки, шлифовки и бережного хранения. Входе занятий использую разные виды тестов, которые способствуют формированию представлений у детей о себе и окружающих.

Например, игра «Ласковое имя», «Моё красивое имя» - ученик пишет свое имя, а затем разрисовывает его ярко и красиво: Что нового я в себе открыл?; Нарисуйте своё настроение – на что оно похоже? Чтобы вам хотелось сделать с рисунком в данный момент.

«Как можно избавиться от неприятных эмоций»: все становятся в круг – и в ладошках лежит комок неприятных эмоций – тяжелее и тяжелее, что хочется его выбросить за круг, даже, можно крикнуть, чтобы было легче.

Игры «Цветик – семицветик», «Хорошо, что люди разные, потому что…».

Культура разных народов (делаются костюмы разных народов, организуются игры).

В конце курса «Коллективный рисунок «Я - мир» - рисунок обсуждается, подводится итог.

В начальных классах получило развитие «Я - концепция» у детей младшего школьного возраста (с 7 до 11 лет):

1 аспект – Я как Я - это то, что позволяет человеку быть уверенным в том что он тот же человек, что и вчера.

2 аспект – Я – как другой – взгляд на себя с точки зрения Другого.

3 аспект – Я – как мы. Мы – это семья, компания друзей, коллеги на работе, собаководы, посетители кинотеатра, учащиеся, мужчины, женщины, люди определенной национальности. Люди идентифицируют себя со своим Мы: с предками и их историей, полом, этнической группой, родом занятий и др. Всякий раз, задеваются те Мы, к которым человек себя относит, он реагирует так, словно затронут лично. То, какие мы есть, определяет, какой жизнью мы живем, и изменить свою жизнь может, только изменив себя.

В этом направлении проводится большая работа с психологом. В работе используется детский вариант личностного теста Р. Кеттеля. Например, потому, как ребенок рисует свою семью и определяет себя на рисунке можно много узнать о ребенке. По результатам тестов можно узнать какие взаимоотношения в семье (доверительные или нет), какие складываются отношения в коллективе. В дальнейшем строю свою работу по привитию тех или иных качеств личности. Это и классные часы, посвященные дружбе и товариществу («Что такое дружба и товарищество», «Давайте жить дружно», «Дружба начинается с улыбки…», «Подари другому радость», «Поделись радостью»), классные часы, посвященные истории города, края, страны (презентации, сообщения детей о городах, странах), игры народов мира.

В школе действует объединения «Город мастеров», где ребята знакомятся с народными промыслами (Гжель, Дымковская игрушка, Жостовская игрушка, Кисловодский фарфор), проводятся фольклорные праздники («Веселая масленица», «С незапамятных пор», «Я люблю тебя осень», «Осенины», «Осень, осень в гости просим», «Кузьминки – проводы осени - встреча зимы», «Мы за чаем не скучаем!» «Деревенские посиделки».)

О возможности единения людей, воспитания человека в духе уважения, доброты и мира люди задумывались издревле. Читая «Жалобу мира» Эразма Роттердамского, мы видим, что даже в эпоху Нового времени, вопросы толерантного человека стояли особо остро. Во что он нам говорит из глубины веков:

«Всевозможными способами и путями природа учит людей согласию. Не доволь­ствуясь выражением взаимного расположе­ния на словах, она сделала так, что содруже­ство стало не просто приятно, но и необхо­димо.

Природа дала всем прочим живым суще­ствам оружие и средства для самозащиты. Только человека она оставила слабым и бе­зоружным, способным защищать себя от общей опасности лишь в содружестве с дру­гими людьми. Так необходимость создала города, общество, научила людей товарище­ству, научила их, сливая воедино слабые силы, давать отпор диким зверям и разбой­никам. Поистине, ничто в мире не смогло бы уберечь человеческое дитя, особенно новорожденное, от гибели, если бы семья не выкармливала его и не заботилась о нем в полном согласии.

Природа учит людей согласию и миру. И при всем этом какая-то адская злоба все же овладевает людьми. В их сердца вселяется всепожирающая, ненасытная страсть к кровопролитиям! Поверить, что люди, постоянно заня­тые бесплодными раздорами и войнами, на­делены разумом, может только тот, кто привык к этим действиям настолько, что перестал им удивляться и видеть всю их пагубность».

Эразм Роттердамский «Жалоба Мира»

(«Говорит Мир»)

Поделитесь с Вашими друзьями:

dogmon.org


Смотрите также