Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? (1-е Коринфянам 3:16)
В своем послании к Коринфской церкви, Апостол Павел поднимает один из важнейших вопросов относительно духовной жизни христианина. Он задает вопрос, ответ на который должен дать каждый верующий в Иисуса Христа человек. Знаем ли мы, что мы являемся храмом Бога, и что Дух Божий живет в нас? От ответа на этот вопрос зависит вся наша настоящая и будущая жизнь пред Богом. Порой мы так невежественны, что даже не знаем, что собой представляет храм, какое его предназначение пред Богом и какая у него история. Для того чтобы оставить времена неведения, нам необходимо пойти в Слово Божье и изучить этот вопрос.
Храм - латинское слово templum, «помещение, посвященное божеству», еврейское слово хехал, означает, «роскошный шатер» или «великолепное здание». Соединяя значения этих двух переводов вместе, мы получаем полное определение слову «храм». Храм - это роскошный шатер или великолепное здание, посвященное божеству.
Так и человеческое тело, которое является великолепным и роскошным венцом Божьего творения, после молитвы покаяния становиться местом постоянного обитания Бога.
Первое упоминание о роскошном шатре для Божественного присутствия мы находим в Книге Исход. Бог повелел Моисею построить скинию собрания по образцу, который ему был показан на горе.
И поставь скинию по образцу, который показан тебе на горе. (Исход 26:30)
Бог возвел Моисея на одну из гор и дал ему увидеть образец или детальный план строения, где надлежало обитать присутствию Божьему. В последствии, когда Моисей построил скинию свидетельства, Бог пришел и явил Свою славу Израильскому народу. С этого времени Божественное присутствие не покидало Израиль.
Скиния свидетельства была у отцов наших в пустыне, как повелел Говоривший Моисею сделать ее по образцу, им виденному. Отцы наши с Иисусом, взяв ее, внесли во владения народов, изгнанных Богом от лица отцов наших. [Так было] до дней Давида. Сей обрел благодать пред Богом и молил, [чтобы] найти жилище Богу Иакова. Соломон же построил Ему дом. Но Всевышний не в рукотворенных храмах живет, как говорит пророк: Небо - престол Мой, и земля - подножие ног Моих. Какой дом созиждете Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего? (Деяния 7:44-49)
Бог явил Свою славу Израилю над скинией свидетельства во времена Моисея. После смерти Моисея, Иисус Навин возглавил Израиль и ввел его в обетованную землю, взяв с собой и скинию свидетельства. Когда же на престол в Израиле воссел Давид, он стал просить Бога о том, чтобы построить Ему жилище. Давид мечтал о том, чтобы слава Бога постоянно обитала среди Иудеев, но так и не смог воплотить свою мечту. Храм Богу построил его сын Соломон.
Царь Соломон построил храм Богу из материала, который был заготовлен его отцом и на том месте, которое было указано Давиду.
И начал Соломон строить дом Господень в Иерусалиме на горе Мориа, которая указана была Давиду, отцу его, на месте, которое приготовил Давид, на гумне Орны Иевусеянина. (2-я Паралипоменон 3:1)
Для постройки храма, была указана гора Мориа потому, что именно там Бог заключил завет с Авраамом.
И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я. [Бог] сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе. (Бытие 22:1-2)
И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего. Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я. [Ангел] сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня. И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо сына своего. И нарек Авраам имя месту тому: Иегова-ире. Посему [и] ныне говорится: на горе Иеговы усмотрится. И вторично воззвал к Аврааму Ангел Господень с неба и сказал: Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих; и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего. (Бытие 22:10-18)
Авраам, как патриарх Израильского народа, был испытан на горе Мориа, за что и приобрел вечное благословение от Всемогущего Бога для себя и своих потомков. Гора Мориа – это место завета Бога с человеком и место вечного благословения. Таким образом, мы видим, что храм – это не только мечта Давида, но и вечный замысел Бога. Говоря о храме, мы должны знать не только его духовное происхождение, но и его историю.
Храм Соломона
Строительство храма продолжалось семь лет и закончилось в 961 г. до Р.Х. За все существование Храма, он не раз осквернялся и разорялся и в конце концов, просуществовав почти 380 лет, в августе 586 г. до Р.Х. был разрушен халдеями, Вавилонским царем Навуходоносором.
Храм Заровавеля
По возвращении евреев из вавилонского плена персидский царь Кир издал указ о восстановлении Храма. Вернувшиеся вместе с Зоровавелем (областным начальником), израильтяне начали восстанавливать разрушенный храм. В 515 г. до Р.Х. состоялось освящение восстановленного Храма, и он стал называться Храмом Заровавеля.
Восстановленный Храм Иуды Маккавея
В период войн Маккавеев, Храм был разграблен и осквернен сирийским царем Антиохом IV Эпифаном. Однако Иуда Маккавей, (один из пяти сыновей священника Маттафии, который возглавил восстание против сирийского правления), распорядился восстановить его. Храм был заново укреплен и освящен в 165 г. до Р.Х. С тех пор праздник обновления Храма стал отмечаться ежегодно.
Храм Ирода Великого
Когда в 63 г. до Р.Х. Иерусалим был завоеван римлянами, их начальник Помпей, войдя в Святое Святых, оставил храмовые сокровища нетронутыми. В период правления царя Ирода, чтобы завоевать расположение иудеев, Ирод Великий начал полную перестройку Храма, которая была очень богатой и заняла 46 лет.
Восстановление Храма - надежда иудеев
В 70 г. после Р.Х., Храм и весь Иерусалим был разрушен римским завоевателем Титом. Сегодня на храмовой горе стоит мечеть Омара, построенная арабами в 637 г., после захвата ими Иерусалима. В современном Израиле нет Храма, но Иудеи верят, что когда они восстановят Храм, их долгожданный Мессия придет и установит Свое вечное царство на земле.
Особое место в истории храма играет пророчество Аггея. Для того, чтобы ободрить Свой народ на строительство храма, Бог положил на сердце Аггею, следующие слова:
Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего, говорит Господь Саваоф; и на месте сем Я дам мир, говорит Господь Саваоф. (Аггея 2:9)
Пророк Аггей, живший в период восстановления храма Заровавелем, предсказал, что слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего, но это пророческое слово не коснулось храма Заровавеля. Библия указывает, на тот факт, что слава Божественного присутствия сходила только два раза:
Первый раз, когда была завершена скинии Моисея.
И поставил двор вокруг скинии и жертвенника и повесил завесу в воротах двора. И так окончил Моисей дело.И покрыло облако скинию собрания, и слава Господня наполнила скинию; и не мог Моисей войти в скинию собрания, потому что осеняло ее облако, и слава Господня наполняла скинию. (Исход 40:33-35)
Второй раз, когда был завершен храм Соломона.
Когда священники вышли из святилища, облако наполнило дом Господень; и не могли священники стоять на служении, по причине облака, ибо слава Господня наполнила храм Господень. (3-е Царств 8:10-11)
Я хочу, чтобы вы заметили, что храм и слава Божья звучат как одно целое, потому, что храм предназначен для обитания в нем славы Божьей, а слава Божья открывается только в храме. Давайте вернемся в пророчество Аггея, в котором говорится о последнем храме, которому Бог даст больше славы, нежели Он дал прежнему храму. Хочу отметить, что последний храм никак не связан с храмом Заровавеля, храмом Иуды Маккавея и храмом Ирода Великого потому, что ни в один из этих храмов не была явлена слава Господня. Последний храм это нечто большее, нежели произведение рук человеческих. Последний храм – это человеческое тело, которое является произведением рук Божьих. В доказательство этой истине, нам необходимо обратиться к диалогу, который состоялся в храме, между Иисусом Христом и Иудеями.
Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, [также] и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли. При сем ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня. На это Иудеи сказали: каким знамением докажешь Ты нам, что [имеешь] [власть] так поступать? Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? А Он говорил о храме тела Своего.
(Ев. от Иоанна 2:13-21)
Когда Иисус вошел в храм, Он увидел, что там продают волов, овец и голубей. Меновщики денег, меняли римские деньги с изображением кесаря на деньги иудейские. В Иерусалимском храме было все, но того, что должно было быть в первую очередь, там не было – Славы Божьей. Храм был предназначен для Славы Божьей, но люди превратили его в дом торговли. По этой причине Иисус выгнал всех из храма и указал на то, что очень скоро Он воздвигнет другой храм для обитания в нем Славы Божьей. Когда Иисуса Христа, распяли на Голгофском холме, тогда исполнилось Его обещание относительно нового храма. На Голгофе, был воздвигнут последний храм и этим храмом стало человеческое тело.
Иисус же, возгласив громко, испустил дух. И завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу. (Ев. от Марка 15:37-38)
Иисус Христос испустил дух, завеса в храме разодралась надвое, сверху донизу и слава Божья хранящаяся за завесой, оставила рукотворный храм. Когда завеса в храме разодралась, и присутствие Бога вышло из рукотворного храма, куда оно вошло? Присутствие Бога вошло в храм нерукотворный, которым стало искупленное человеческое тело. В книге Деяний, мы читаем о последнем повелении Иисуса Христа к Своим последователям, которое напрямую связано с пророчеством Аггея о славе последнего храма.
И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым. (Деяния 1:4-5)
Сто двадцать человек собрались в горнице и в течение десяти дней ждали обещанного от Отца, Святого Духа. Обещанный Богом Отцом, Святой Дух и есть исполнение пророчества Аггея, в котором говорится, что слава последнего храма будет больше, нежели слава прежнего храма. Если мы будем читать первую главу книги Деяний дальше, мы найдем следующее высказывание Иисуса Христа о Святом Духе.
Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. (Деяния 1:8)
Господь Иисус говорит Своим последователям о том, что когда сойдет на них Святой Дух, они примут силу и станут свидетелями Ему. Что, значит, быть свидетелем Ему? Это намного больше, нежели просто говорить окружающим тебя людям об Иисусе Христе. Быть свидетелем Ему – это значит, свидетельствовать своей жизнью о том, что Бог обитает в тебе! Дело в том, что когда человек принимает крещение Святым Духом, его тело становится скинией свидетельства, подобно той, которая была получена Моисеем на горе и построена им в Синайской пустыне.
Скиния свидетельства была у отцов наших в пустыне, как повелел Говоривший Моисею сделать ее по образцу, им виденному. (Деяния 7:44)
День Пятидесятницы стал знаковым днем во всей истории взаимоотношений Бога с человеком потому, что в этот день Бог стал обитать не с человеком, а в человеке.
При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. (Деяния 2:1-4)
Каждый из ста двадцати человек собранных в горнице получил крещение Святым Духом и стал новозаветным храмом, в который сошла слава Господня в виде огненных языков. Истина состоит в том, что это не прекратилось в Иерусалиме в День Пятидесятницы, но это чудо преобразования продолжается и сегодня. Каждый исповедующий Иисуса Христа Господом и принимающий крещение Святым Духом становится новозаветным храмом и скинией свидетельства.
Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены [дорогою] ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии. (1-е Коринфянам 6:19-20)
После искупления, наше тело становятся собственностью Бога, которое предназначено для обитания в нем славы Божьей. Так как Иудеи ревностно хранили храм от осквернения, так и мы верующие в Иисуса Христа люди должны хранить свои тела в святости и чистоте.
Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот [храм] - вы. (1-е Коринфянам 3:16-17)
Дух Святой в этих стихах показывает нам, что если мы будем разорять храм Божий, тогда Бог покарает нас, но если мы будем созидать Его, тогда Бог благословит нас. Нам необходимо строить храм Божьего присутствия внутри себя потому, что слава Божья не придет в жизнь человека, если храм будет не достроен. Вспомните, когда слава Господня наполнила скинию свидетельства? Тогда, когда Моисей завершил все работы по ее устройству.
И поставил двор вокруг скинии и жертвенника и повесил завесу в воротах двора. И так окончил Моисей дело. И покрыло облако скинию собрания, и слава Господня наполнила скинию; и не мог Моисей войти в скинию собрания, потому что осеняло ее облако, и слава Господня наполняла скинию. (Исход 40:33-35)
Так же вспомните, когда слава Господня наполнила храм Соломона? Тогда, когда Соломон завершил все строительные работы в нем.
Когда священники вышли из святилища, облако наполнило дом Господень; и не могли священники стоять на служении, по причине облака, ибо слава Господня наполнила храм Господень. Тогда сказал Соломон: Господь сказал, что Он благоволит обитать во мгле; я построил храм в жилище Тебе, место, чтобы пребывать Тебе во веки. (3-е Царств 8:10-13)
На основании этих мест Писания, нам необходимо усвоить простую Библейскую истину, Бог никогда не поселится в незавершенном храме. Если мы, люди, не можем жить в домах, в которых не завершено строительство, то тем более присутствие Бога никогда не войдет в нашу жизнь во всей полноте, если Его храм не будет достроен. Конечно же, Бог будет наведываться к нам и посещать нашу жизнь Своим присутствием, но Его слава станет постоянно обитать в нас только тогда, когда мы завершим строительство Божьего храма внутри нас.
… Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить [в них]; и буду их Богом, и они будут Моим народом. (2-е Коринфянам 6:16)
Когда Бог вселится в нас? Когда храм будет завершен! Когда станет ходить в нас? Когда все внутренние работы будут завершены! Если мы желаем исполнения этого обетования в своей собственной жизни нам необходимо оставить все маловажные дела, заботу, суету и заняться строительством храма Божьего внутри себя.
Для завершения строительства храма Божьего внутри нас, нам необходимо посмотреть на строительство храма, который был построен царем Соломоном. Храм Соломона является для нас явным примером для нашего внутреннего устройства. Храм Соломона был построен на одной из гор Мориа, на месте где Бог заключил завет с Авраамом, так и мы строим новозаветный храм внутри себя на основании Голгофы, которая так же является одной из гор Мориа. Давид выкупил место для постройки ветхозаветного храма у Орны Иевусеянина, так и наши тела были искуплены Иисусом Христом из рабства греха и порока, чтобы внутри нас возвести новозаветный храм для обитания в нем славы Божьей. Так же как Давид не смог построить храм Богу, но приготовил все материалы для его постройки и передал это дело Соломону. Так и Иисус Христос не Сам строит новозаветный храм внутри человека, но Он приготовил все необходимое для его постройки и передал это право Святому Духу, Которого послал вместо Себя на землю.
Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит (выстроит внутри вас Мою истину) вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. (Ев. от Иоанна 16:13-14)
Вся работа Святого Духа сосредоточена на внутреннем устройстве человека. Задача Святого Духа состоит в том, чтобы употребить в жизни человека все материалы, приготовленные Иисусом Христом для устройства храма: искупление, прощение, очищение, освобождение, исцеление, благословение, и т.д. Мы выстраиваемся в храм Божий так же, как это происходило и во время строительства храма Соломона.
Когда строился храм, на строение употребляемы были обтесанные камни; ни молота, ни тесла, ни всякого другого железного орудия не было слышно в храме при строении его. (3-е Царств 6:7)
Когда Святой Дух работает над внутренним миром человека, эту работу не слышно, но ее очень хорошо видно. Мы должны позволить Святому Духу преобразовать нашу жизнь в образ Христов. Если мы это сделаем, Он будет вести нас от славы в славу до тех пор, пока Его слава в нас не станет совершенной.
Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа. (2-е Коринфянам 3:18)
Очень важное место в строительстве храма занимает молитва на иных языках, о которой говорится как о самой духовной и созидающей молитве.
Ибо кто говорит на [незнакомом] языке, тот говорит не людям, а Богу; потому что никто не понимает [его], он тайны говорит духом; Кто говорит на [незнакомом] языке, тот назидает себя;
(1-е Коринфянам 14:2,4)
А вы, возлюбленные, назидая себя на святейшей вере вашей, молясь Духом Святым, (Иуды 1:20)
Молитва на иных языках является важнейшим инструментом в руках Святого Духа, которым Он назидает, т.е. выстраивает человека в храм Божий. По этой причине, сатана и религия так сильно атакуют эту форму молитвы. Они знают, что если человек перестанет молиться на иных языках, он прекратит строительство храма Божьего и слава Господня никогда не сможет прийти и обитать в его жизни. Апостол Павел стал образцом новозаветного храма, который позволил Святому Духу завершить все работы в нем и наполнить его жизнь славой Господней. Это произошло, во-первых, потому, что Павел знал, что его тело является храмом Бога и то, что Дух Божий обитает в нем. А во-вторых, он очень дорожил и всегда правильно употреблял молитву на иных языках.
Благодарю Бога моего: я более всех вас говорю языками; (1-е Коринфянам 14:18)
По этой причине он и уподобился Иисусу Христу, как первому образцу новозаветного храма. Павел стал подражателем Христу во всем, т.е. он употребил все Его материалы в дело и в результате стал похожим на Своего Господа.
Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу. (1-е Коринфянам 4:16)
Апостол Павел был не единственным человеком, который позволил Святому Духу построить в нем храм Божий и наполнить этот храм славой Господней. Библия говорит нам о том, что было и есть множество верующих людей, которые построили внутри себя скинию свидетельства по тому образцу, который был им показан в Иисусе Христе.
Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас.
(Филиппийцам 3:17)
Многие верующие люди позволили Святому Духу построить внутри своего тела, храм Богу и тем самым исполнили пророчество Аггея о том, что слава последнего храма будет больше, нежели предыдущего. Если они это сделали, значит, и мы сможем. Давайте позволим Святому Духу завершить внутри нас все работы связанные со строительством храма, чтобы слава Господня вошла в нашу жизнь и обитала в ней навсегда.
Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный. От того мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище; только бы нам и одетым не оказаться нагими. Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью. На сие самое и создал нас Бог и дал нам залог Духа. (2-е Коринфянам 5:1-5)
Я молюсь о том, чтобы каждый верующий в Иисуса Христа, стал тем последним храмом, о котором пророчествовал пророк Аггей, чтобы слава Господня наполнила нашу жизнь и сделала ее скинией свидетельства.
Журнал МИССИЯ.RU №8 life3.ru Редактор библейского раздела портала «Предание», нарративный практик Послание к Коринфянам, глава 3 9 Богу бо есмы споспешницы: Божие тяжание, Божие здание есте.10 По благодати Божией данней мне, яко премудр архитектон основание положих, ин же назидает: кийждо же да блюдет, како назидает.11 Основания бо инаго никтоже может положити паче лежащаго, еже есть Иисус Христос.12 Аще ли кто назидает на основании сем злато, сребро, камение честное, дрова, сено, тростие,13 когождо дело явлено будет: день бо явит, зане огнем открывается: и когождо дело, яковоже есть, огнь искусит.14 (И) егоже аще дело пребудет, еже назда, мзду приимет:15 (а) егоже дело сгорит, отщетится: сам же спасется, такожде якоже огнем.16 Не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас?17 Аще кто Божий храм растлит, растлит сего Бог: храм бо Божий свят есть, иже есте вы. 9 Ибо мы соработники у Бога, [а] вы Божия нива, Божие строение.10 Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на [нем]; но каждый смотри, как строит.11 Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос.12 Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, —13 каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть.14 У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду.15 А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня.16 Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?17 Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот [храм] — вы. Размышления редактора Апостол называет нас Божиим строением, в основу которого положен Иисус Христос. Мы – Божие строение. Это значит, что Бог заботится о нас и мы не одиноки. Он Сам трудится над нами, хочет сделать Свое строение красивым и прочным, привлекает других сотрудников для работы над этим строением. Однако, каждый из Божьих сотрудников, хоть и старается Богу служить, но вкладывает в нас разные материалы. Кто-то – золото, серебро и драгоценные камни, а кто-то – сено и солому, которые сгорают в огне. Для нас это означает, что если в нас вкладывали сено и солому, нам будет тяжело, когда придут испытания и Суд Божий – ведь сено и солома не устоят и сгорят, а если вкладывали драгоценные камни и золото с серебром, то наше здание выстоит несмотря ни на что. Как вы думаете, что такое золото и серебро, а что – сено и солома? Мне кажется, что золото и серебро – это то, что укрепляет нас в следовании за Христом, помогает нам держаться самого главного. Это постоянное напоминание нам о Христе, об Отце и о Духе Святом, о Распятии и Воскресении, о том, что ждет нас в будущем. Это призыв жить именно так, как заповедовал Христос, напоминание о том, что мы призваны к святости. С нашей стороны это память о Божьей любви к нам и готовность слушаться Христа. Прощать, в ответ на ругань в наш адрес говорить добрые слова, избегать того, что смущает нас или злит, молиться за обижающих, не беспокоиться о том, что будет с нами завтра и что мы будем есть и как выживать, а полагаться на Бога, не делать целью своей жизни зарабатывание денег, а стремиться в первую очередь послужить Богу, помогать бедным и не гордиться этим, не осуждать даже и тех, кто грешит откровенно и тяжело – каждый может покаяться. А солома — благочестивые вещи, которые не умножают в нас любовь к Богу и ближним, которые не про главное – выстаивание долгих служб и длинные очереди к мощам, пост без масла, агрессивные споры в интернете рада истины – в этом случае мы строим из сена и соломы, патриотизм. Какие-то из этих вещей не плохи сами по себе, но они сильно второстепенны. Можно спастись без долгих молитв, без строгих постов и без патриотизма. А без веры в Господа Иисуса Христа и жизни по заповедям спастись нельзя. Но ведь речь идет о том, что в нас вкладывают разные материалы. Мы-то можем что-нибудь сделать сами? Апостол Петр говорит, что и мы сами должны «устроять из себя дом духовный» (1 Пет.2:5), наверно, тоже не из соломы, и Христос в конце Нагорной проповеди говорит: «Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое». (Матф.7:24-27). Многие сейчас заботятся о здоровой пище и, дорожа своим здоровьем, отвергают плохую. Многие стремятся к какой-то цели и отвергают то, что им препятствует. Так и нам надо, дорожа своим духовным здоровьем, рассматривать, чем нас кормят, и класть в стены нашего дома только золото и серебро, рубины и изумруды. Апостол называет нас не только Божьей нивой и Божиим строением, но и говорит в итоге, что это за строение и Кто должен жить в этом доме. Мы – Божии, и Он относится к нам с огромной заботой. Как важно об этом помнить и самим не разорять этот храм – себя. А какие мысли вызвал этот отрывок у вас? Вопросы для размышленияБлаженный Феофилакт Болгарский Архимандрит Ианнуарий Ивлиев Святитель Феофан ЗатворникБлаженный АвгустинЗаключительные вопросыМолитва Если вам интересны воскресные апостольские чтения, вопросы к ним и святоотеческие толкования, вы можете подписаться на еженедельную рассылку и получать их на почту. blog.predanie.ru Беседа на апостольское чтение 9-й Недели по Пятидесятнице. Апостол Павел возвещает нам сегодня о высоком предназначении человека, об удивительном замысле Божием о нас. «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» – говорит он (1 Кор. 3:16). Для того чтобы Павел смог сказать нам: «Вы храм Божий» – таким живым храмом стал Христос. Вспомним, как Господь, находясь в храме Иерусалимском, проповедовал Иудеям: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? А Он говорил о храме тела Своего» (Ин. 2:19–21). Теперь же апостол Павел открывает нам, ученикам Христовым: «Вы храм Божий». Мы можем выстроить определенную смысловую цепочку. Нечто, задуманное Богом, сначала исполняется во Христе, а потом Писание и нам говорит: а теперь ты, теперь с тобой это должно произойти, потому что ты христианин. Все, происшедшее со Христом в Его земном служении, таинственным образом касается и нас, так как мы – члены тела Христова, часть Церкви Его. Только во Христе это произошло, по словам святителя Феофана Затворника, «ипостасно», а в нас имеет исполниться «благодатно-нравственно». Интересно, что в древности храмы возводились согласно пропорциям человеческого тела. Храм для древних христиан был образом человека. Система мер, употреблявшихся при строительстве, была основана на размерах частей тела. Расстояние измеряли локтями, а также пальцами, ладонями, шагами, саженями – расстоянием между концом среднего пальца левой руки и концом среднего пальца правой руки при разведенных руках. Знаменитая «золотая пропорция», которой древние строители удивили мир, опять же связана с человеческим телом. Например, соотношение между средним пальцем и ладонью, ладонью и кистью руки, кистью руки и локтевого сустава и т. д. Человек был камертоном средневекового храмоздательства. После завершения строительства православного храма в нем всегда служится «Чин освящения храма». Присутствующий когда-нибудь на этом прекрасном богослужении знает, что порядок освящения храма подобен всему тому, что делается для освящения человека в Таинствах Крещения и Миропомазания. Обряд освящения храма начинается молитвою и призыванием Святого Духа, потому что алтарь посвящается Всевышнему. Точно так же бывает и перед Крещением, ведь человек тоже посвящается Богу. Далее специально освящается престол – это указывает на вселение Господа в сердце христианина. Престол омывается водой со специальными молитвами, так же как и при Крещении. По освящении престола, жертвенника и утвари освящается и весь храм каждением, молитвою, кроплением святой водою – опять же так, как в Крещении. Последующее помазание святым миром стен храма ясно указывает на Таинство Миропомазания, совершаемое над человеком после Крещения. Затем сразу служится Литургия – так и новокрещеного Церковь как можно скорее причащает Тела и Крови Христовых. Причем Литургия должна, по Уставу, служиться в новоосвященном храме семь дней подряд – полный недельный цикл. Это символизирует то, что христианин отныне призван непрерывно совершать в сердце своем «жертву хваления и воскликновения» (Пс. 26:6). Посмотрите, братья и сестры, на какую высоту ставит человека христианство! Мы строим и освящаем храмы по образу человека – значит, мы человека считаем выше храма. Человек в христианской системе ценностей всегда будет выше всего, потому что Бог стал человеком. Но при этом будем помнить, что благовестие о человеке как о храме не есть уже свершившийся факт, но наше призвание, сверхзадача. Считая себя дворцами и храмами, в душе мы можем иметь отхожее место и в сердце содержать грязный притон, в котором разбойники (наши страсти) веселятся с блудницами (нашими преступными помыслами). Необходимо разрушить этот внутренний притон, изгнать разбойников и блудниц, слезами покаяния освятить место под строительство храма и по кирпичику начинать строить, имея терпение и помня, что это не дело одного дня, но всей жизни. Вера здесь будет нам фундаментом, дела – строительными кирпичиками, смирение – цементом, замешанным на воде покаянных слез. Построив же храм, нужно опасаться растлить его, ибо сказано: «Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог» (1 Кор. 3:17). Удивимся, братья и сестры, красоте Божьего замысла о нас, но и устрашимся, потому что труд предстоит большой и задачи очень высоки. Многие в этом строительстве срывались с лесов, многие бросали храм недостроенным и уходили. В нашей стране миллионы недостроенных, разрушенных, загаженных, брошенных храмов – живых, но пустых святилищ с попранными алтарями, сорванными крестами. Храмов, в которых вместо запаха ладана сигаретный дым, вместо ангельских песнопений крик и мат, вместо икон – порнографические картины. Эти заброшенные храмы есть души многих наших родных и близких – крещеных, но Бога не знающих. Будем молитвенно вздыхать о них, и просить Господа, чтобы вложил в них жажду богопознания. И про самих себя скажем Богу: «Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския» (Пс. 50:20). Положим еще один кирпичик в основание нашего храма – очередной воскресный день, проведенный свято. И пусть каждый день будет означать для нас хотя бы небольшое продвижение в созидании дома Божьего из униженного грехом, но прекрасного по замыслу Всевышнего существа – человека. Сергей Комаров pravlife.org «Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворeнных xрамах живет…» (Деян.17:24). Из священного Писания мы узнаем, что наши тела – это не просто ничего не значащий футляр для духа, но храм, где может пребывать Бог. У народа Божьего всегда есть потребность в общении с Богом, поэтому еврейский народ вначале строил в пустыне скинию собрания, а затем – храм в Иерусалиме, тоннами тратя золото, серебро и драгоценные материалы. Все это делалось лишь для того, чтобы соприкоснуться с Богом, чтобы устроить жилище, в котором мог бы пребывать Бог. Для этого отделяли от грязного мира определенное место, сохраняли его в абсолютной чистоте и святости, чтобы, через священников, иметь общение с Богом. Священники тоже проходили определенное очищение, посвящение и с кровью жертвы входили за завесу, в святое святых, в Божье присутствие, чтобы узнать волю Бога и затем объявить ее народу. И все это было прообразом того нерукотворного храма, в котором хотел бы пребывать Господь: «Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворeнных храмах живет…» (Деян.17:24). Но где? Павел пишет: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы» (1Кор.3:16,17). Итак, не дерзость ли разорять или осквернять храм Божий? Сейчас те, которые через покаяние и крещение приняты в число народа Божьего, стали отделенными от мира, выделенными среди массы погибающих, то есть святыми. Теперь, после союза, заключенного с Богом о прощении, наши тела стали храмами, в которых хотел бы поселиться Бог. Но для этого храм должен соблюдаться в чистоте, это место должно быть свято, и это – обязательное условие. Кто из вас осмелиться, войдя в храм Божий, в церковь, осквернить его? Плюнуть там на пол, закурить, выругаться, устроить там просмотр порнографических фильмов и т.п.? Я думаю, что никто из любящих Бога, никто из уважающих Его не осмелится сделать такое. Почитая храм, вы оказываете почтение не камням, из которых он сделан, а Богу, Кому это место посвящено и принадлежит. Если вы уважаете хозяина дома, то свое уважение вы покажете на деле, через свои поступки, через свое отношение к живущим в его доме и даже к самому дому. Так почему же у вас нет правильного отношения к храму, в котором пребывает Бог, нерукотворному, не построенному из камней, а созданному по образу и подобию Божьему? Вы оскверняете свой храм без зазрения совести. Вы вносите в свой храм различные мерзости, через двери ваших глаз, оскверняете курением и другим непотребством, через двери вашего рта рушите храм, разрушая свое здоровье. Делая все это, вы грешите против собственного тела, а Апостол Павел говорит: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1Кор.6:19,20). Не обманывайтесь и не думайте, что в оскверненном теле может находиться освященная душа. Все взаимосвязано, все то, что вы творите вашим телом, исходит от желаний вашей души. Команды, которые поступают к частям вашего тела, берут свое начало в сердце, там рождается желание, которое передается в мозг, затем осуществляется действие. Вы скажете, вот, написано: «...не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека» (Мф.15:11). Да, безусловно, так написано, но нужно это правильно понимать. Человека не оскверняет то, что он, проходя по улице, случайно увидел мерзкую рекламу или постоял с курящим и надышался дыма, или услышал ругательство от прохожего; но оскверняет человека рожденное внутри его сердца желание посмотреть грязный фильм, журнал или же рекламу, желание закурить, грубо выражаться, блудить и т.п. То, что исходит из сердца, оскверняет человека, и не только тело, но и душу, и дух. Можно ли сказать о таком человеке, что он является храмом живого Бога, что в нем пребывает Дух Святой? Может ли Дух Бога, мы говорим, что это – Дух Святой, пребывать там, где нет святости, где нет чистоты, в оскверненном и разоренном храме? Господь сказал Моисею: «…ибо Сам не пойду среди вас, чтобы не погубить Мне вас на пути, потому что вы народ жестоковыйный» (Исх.33:3). Из любви к народу Господь отошел от него, потому что Его святость требует святости, в ином случае – истребление нечистоты и зла. Так что, пока такой храм не очищен и разорен, пока он не очистится и не освятится, в нем не может пребывать Бог; и Господь дает время на восстановление храма. Это – Его милость, Его любовь. Но если человек, в своем упорстве, не стремится к восстановлению и освящению, а продолжает разорять нерукотворный храм, который создан для общения с Богом, то и Господь с такими поступит по строгости Своей, как предупреждает Апостол Павел: «Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы» (1Кор.3:17). Поэтому путь освящения не может происходить только в духе, отдельно от тела, а только в полной гармонии духа, души и тела. Согрешающий против тела, рассматривается Богом, как согрешающий против храма, в котором живет Дух Божий, потому что: «Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет…» (Деян.17:24). philadelphiachurch.co.uk В Расширенном переводе говорится: «Неужели вы не различаете и не понимаете, что вы (вся церковь в Коринфе) - храм Бога (Его святилище) и что Дух Божий постоянно обитает в вас (сделал вас каждого отдельно и всю церковь вместе Своим домом)?» Видите, Дух Божий живет в теле верующих, и именно там Он и проявляется. Когда верующие служат Господу, это создает возможность для действия даров Духа. Например, в январе 1953 года я проповедовал в церкви брата Льюиса в Тайлере, штат Техас. Однажды он спросил: «Брат Хейгин, вы помните мою племянницу?» Я сказал, что помню, потому что последняя церковь, в которой я был пастором, находилась недалеко от Тайлера. «У нее рак обоих легких, — сказал брат Льюис. — Мы кормим ее шесть раз в день, а она теряет в весе. Несколько месяцев назад ее положили в онкологическую клинику, и после того, как ей сделали анализы, был обнаружен рак в левом легком». Они хотели немедленно удалить легкое, чтобы рак не распространился дальше. Шел 1953 год, и не было еще такого оборудования, как сейчас. Брат Льюис продолжил: «Мы не смирились с таким диагнозом. Я отправил ее в другую больницу, но там сказали то же самое. Когда моя племянница сказала, что хочет помолиться неделю, чтобы определиться насчет операции, доктор ответил: «Мы верим в молитву, но через неделю уже будет поздно, пойдут большие метастазы». Но она все же отложила операцию и помолилась. В конце недели она сказала: «Нет. Я не хочу операции. Я буду верить Богу, что Он исцелит меня, а умру — так умру». Она должна бы сказать: «Я верю Богу и буду жить». Прошло несколько недель, и рак распространился на правое легкое. Доктора сказали, что если даже она и согласится на операцию, то уже поздно. Теперь она была прикована к постели, поэтому ее принесли на одно из моих служений. Я служил больным по вечерам только во вторник и пятницу. Ее положили в соседней комнате, где она могла слышать проповедь через громкоговоритель. Затем ее внесли и положили в линию для исцеления. Я возлагал на нее руки четыре раза в течение двух недель, но ничего не происходило. И на третью неделю во вторник ее принесли на вечернее служение. На этот раз, когда я возложил на нее руки, то было проявление Духа. Внезапно как будто белое облако окутало меня. Мои глаза были открыты, но я не видел людей - они исчезли, как будто растворились. Я только видел в облаке себя и эту молодую женщину. В Ветхом Завете, когда люди славили Бога, слава Божья часто проявлялась в форме облака. Я увидел существо, похожее на обезьяну (это демон), которое крепко вцепилось в ее тело в районе левого легкого (оттуда начался рак). Я приказал злом? духу оставить ее во Имя Иисуса, а он ответил: «Я знаю, что должен уйти по твоему слову, но я не хочу». Я сказал: «Оставь ее», и он упал на пол и лежа: там, дрожа, как маленький избитый щенок. Затем я сказал: «Ты должен оставить не только ее тело, но и этот зал». Он побежал по проходу и выбежал из церкви, а эта женщина была исцелена! Ей было двадцать три года, и хотя она и была спасена с восьми лет, но не была крещена Святым Духом. Но в тот момент она подняла руки, начала славить Бога и говорить на иных языках. На той же неделе ее отвели на прием к доктору и попросили сделать новый рентген и анализы легких. Внешне она не выглядела лучше, поэтому доктора сказали, что больше не нужно никаких анализов. Но так, как она настаивала на этом, они сделали все возможные процедуры. Доктор сказал: «Ничего не понимаем. Рак исчез. Что случилось?» Она подробно им все рассказала, что она стала полностью здоровой благодаря силе Божьей. Доктора сказали, что дадут ей письменное подтверждение того, что у нее был рак легких, а теперь его нет! Я хочу, чтобы вы увидели из этой истории, что если бы исцеления производил я сам, то она бы исцелилась, когда я молился за нее впервые, а не на пятый раз. Видите ли, мы не можем контролировать действия Святого Духа, Он действует так, как хочет Бог. Но мы можем создать такую атмосферу, в которой Дух мог бы свободно двигаться. Много раз Святой Дух не может двигаться так, как Ему хотелось бы, потому что верующие не почитают Присутствие Божье. Чтобы перейти в большую славу Бога, нам нужно научиться проистекать со Святым Духом. Нам нужно научиться быть более чувствительными к Духу Божьему. Если мы будем почитать Святого Духа, то мы будем видеть больше Его проявлений. В церквах, где мы с женой были пасторами, у нас было постоянное пробуждение. Люди постоянно спасались, исполнялись Святым Духом и исцелялись. Невозможно было прийти на служение и не получить от Него, слава Богу. Наши церкви научились следовать Святому Духу и проистекать с Ним. Но и сегодня во многих церквах, когда кто-то выходит вперед для покаяния, все начинают хлопать. Слава Богу, что люди спасаются. Но не нужно аплодировать им, нужно славить Бога. Нужно воздавать Ему всю славу и честь. Когда вы хлопаете, вы не проистекаете с Духом. Вы пытаетесь прославить Бога в естественном. Некоторые люди так привыкли хлопать, что когда говоришь им прославить Бога, они не знают, как это делать. Именно поэтому Господь и сказал мне, что духовно мы уже продвинулись насколько могли. Но когда мы перестанем хлопать и начнем славить Бога, мы перейдем в большую славу! Возможно, многие будут возражать, но Слово Божье недвусмысленно говорит об этом. В Деяниях 16:25 не сказано: «Около полуночи Павел и Сила, молясь, начали хлопать; узники же слушали их». Нет! В этом стихе нет ни слова о рукоплескании. Сказано, что Павел и Сила молились и воспевали Бога. Бог живет среди славословия Своего народа. И во 2-й Паралипоменон 20:22 не сказано: «И в то время, как дети Израиля стали восклицать и хлопать, Господь возбудил несогласие между их врагами». Нет! Когда они начали восклицать и славословить, Господь возбудил несогласие между их врагами. Видите, они уже помолились; ответ пришел, когда они хвалили Бога. Победа была одержана, когда они славословили. Или по-другому можно сказать: слава пришла, когда они славословили. Какого бы ответа вы ни хотели, ожидайте, что он придет, когда вы славите Бога. Когда Божьи люди славят Его, Он что-то делает! В это время проявляется сила Божья, и враг терпит поражение в жизнях людей! Вот почему нам так важно понять, когда можно хлопать, а когда нужно славить Бога. Когда мы научимся правильно славить и поклоняться Господу, мы будем переживать больше движения Святого Духа. Я бросаю вам вызов славить Бога вместо того, чтобы хлопать, и вы гарантированно переживете больше движения Духа. Больше чем пятьдесят лет назад Господь сказал мне: «Если вы будете делать то, что я вам сказал, то увидите восстановление того, что было вначале». Иногда я вспоминаю о том, как мы когда-то переживали могущественные сверхъестественные проявления силы Божьей. В последние годы Бог говорил мне: «Будет не только восстановление бывшей славы, но и умножение». Таких проявлений будет больше. Слава Богу! Поэтому не огорчайте Святого Духа неуместным хлопаньем. Пытайтесь понять, что говорит и делает Святой Дух, и учитесь, как проистекать с Ним. Если мы не сделаем этого, то наше поколение не увидит полного движения Святого Духа. Я не верю, что такое может произойти, потому что я верю в то, что мы будем подниматься от славы в большую славу! cyberpedia.su Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят, а этот храм – вы... Апостол Павел Иисус Христос (Спаситель) Итак, всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот, и он упал, и было падение его великое (Мф.7:24-27). Апостол Петр Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом. Ибо сказано в Писании: «вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный, и верующий в Него не постыдится». Итак, Он для вас верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна, о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены. Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы (1Пет.2:4-10). Апостол Павел Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение… Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят, а этот храм – вы (1Кор.3:9,16,17). Святитель Игнатий (Брянчанинов) Что такое — человек? На этот вопрос отвечает человекам апостол: вы есте церкви Бога Жива, якоже рече Бог: яко вселюся в них, и похожду, и буду им Бог, и тии будут Мне людие (2Кор.6:16). Священное Писание называет всякого вообще человека домом, обителью, сосудом. Тот человек, который не захочет быть домом Божиим, сосудом Божественной благодати, соделывается домом и сосудом греха и сатаны. Егда нечистый дух, — сказал Спаситель, — изыдет от человека, преходит сквозе безводная места, ища покоя, и не обретает. Тогда речет: возвращуся в дом мой, отнюдуже изыдох: и пришед обрящет празден, пометен и украшен. Тогда идет и поймет с собою седмь иных духов лютейших себе, и вшедше живут ту: и будут последняя человеку тому горша первых.Человек не может не быть тем, чем он создан: он не может не быть домом, не быть жилищем, не быть сосудом. Не дано ему пребывать единственно с самим собою, вне общения: это ему неестественно. Он может быть с самим собою только при посредстве Божественной благодати, в присутствии ее, при действии ее: без нее он делается чуждым самому себе и подчиняется невольно преобладанию падших духов за произвольное устранение из себя благодати, за попрание цели Творца. Апостол, благоговейно созерцая свободу, которую Бог предоставил человекам преуспевать как в добре, так и во зле во время всей земной жизни, говорит: Яко камение живо зиждитеся в храм духовен, святительство свято, возносити жертвы духовны, благоприятны Богови Иисус Христом. В велицем дому мира не точию сосуди злати и сребряни суть, но и древяни и глиняни; и ови убо в честь, ови же не в честь. Аще убо кто очистит себе от сих, будет сосуд в честь, освящен и благопотребен Владыце (1Пет.2:5; 2Тим. 2:20,21). Дана свобода, но воля Божия пребывает неизменною: Сия есть воля Божия — святость ваша, хранити себе самех от блуда, и ведети комуждо от вас свой сосуд стяжавати во святыни и чести, а не в страсти похотней, якоже и языцы, не ведящии Бога. Не призва бо нас Бог на нечистоту, но во святость. Темже убо отметаяй, не человека отметает, но Бога, давшаго Духа Своего Святаго в нас (1Сол.4:3-8). Соделывается человек сосудом и жилищем Божиим посредством христианства; устраивается и украшается жилище действием Святаго Духа: вы созидаетеся, — говорит апостол, — в жилище Божие Духом (Еф.2:22). Вожделенно для человека удовлетворение Божественной цели! Вожделенно для человека достижение достоинства, предоставленного ему Богом! Достоинство это при сотворении человека было даром Божиим; потерянное падением, оно по искуплении опять соделалось даром Божиим. Преклоняю колена моя, — пишет святой Павел к ефесеям, — ко Отцу Господа нашего Иисуса Христа, да даст вам по богатству славы Своея, силою утвердитися Духом Его во внутреннем человеце, вселитися Христу верою в сердца ваша (Еф.3:14,16,17). Достоинство даровано и законоположено Богом: отвержение достоинства влечет за собою вечную погибель. Будите во Мне и Аз в вас, — сказал Спаситель всем ученикам Своим — христианам. — Якоже розга не может плода сотворити о себе (сама собой), аще не будет на лозе: тако и вы, аще во Мне не пребудете. Аз есмь лоза, вы же рождие, и иже будет во Мне, и Аз в нем, той сотворит плод мног: яко без Мене не можете творити ничесоже. Аще кто во Мне не пребудет, извержется вон, якоже розга, и изсышет, и собирают ю, и во огнь влагают, и сгорает (Ин.15:4-6). Аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет, и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидем, и обитель у него сотворим (Ин.14:23). Соделались храмами Божества все избранники Божии, как говорит о себе святой апостол Павел: Живет во мне Христос (Гал.2:20). Не удовлетворивших Божественному назначению он называет не тем, чем они должны быть. Или не знаете себе, — говорит он, — яко Иисус Христос в вас есть? Разве точию чим неискусни есте, то есть (по русскому переводу) «разве только вы не то, чем должны быть» (2Кор.13:5). За неудовлетворение человеком назначению своему апостол возвещает ему вечное бедствие. Не весте ли, — говорит он, —яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас? Аще кто Божий храм растлит, растлит сего Бог отступлением от него, преданием собственному состоянию падения, общению с падшими духами и последствию их — погребению навеки во адской огненной бездне. Храм Божий свят есть, иже есте вы, то есть «храм Божий свят, а этот храм — вы» (1Кор.3:16-17). Не только души, но и телеса ваша храм живущаго в вас Святаго Духа суть, Егоже имате от Бога, получив в себя при Таинстве Крещения, и несте свои: куплены бо есте ценою Крови Богочеловека. Прославите убо Бога в телесех ваших и в душах ваших, яже суть Божия (1Кор.6:19-20). Основываясь на этих свидетельствах Святаго Духа, определяем человека так: «Человек есть Богозданный храм Божества по душе и телу». Предлагаем возлюбленным братиям, инокам и всем вообще подвижникам христианства, желающим подвизаться правильно, законно, соответственно воле Божией, предлагаем обратить должное внимание на сделанное нами определение человека! Указание и объяснение правильного подвига составляет цель нашего убогого Слова. Плод правильного, предначертанного Святым Духом подвига — обновление подвижника Божественною благодатию и водворение Христа с Его Отцом и Духом в Его храме — человеке. «Тех, которые не ощущают вселения Христова, — сказал некоторый великий отец, — Священное Писание именует неискусными, то есть не знающими опытно христианства». К правильному подвигу, как к существенно необходимому, приглашает апостол служителя Христова: Злопостражди, — говорит он, — яко добр воин Иисус Христов. Аще и подвизается кто, не венчается, аще не законно будет подвизатися» (2Тим.2:3,5). Естественно, что учение Священного Писания о человеке возвещается и проповедуется единогласно отцами Православной Церкви. «Мы дом Божий по слову пророческому, евангельскому и апостольскому», — сказал преподобный Марк Подвижник. Святой Иоанн Златоуст говорит: «Благодать Святаго Духа соделывает нас самих, если мы проводим благочестивую жизнь, храмами Божиими, и мы получаем способность молиться на всяком месте. Не таково у нас богослужение, каковым было оно некогда у иудеев, сопряженное с значительною наружною обстановкою, нуждавшееся в многих обрядах. Там намеревавшемуся принести молитву долженствовало прийти ко храму, купить горлицу, иметь в руках дрова и огонь, пригласив жреца, приступить к алтарю, сверх того исполнить много других постановлений — здесь ничего нет такого, где бы ты ни был, приуготовлен тебе и алтарь, и жрец, и жертва. Ты сам и алтарь, и священник, и приношение». Вы есте церкви Бога Жива (2Кор.6:16). — Этот дом укрась, извергни всякое греховное помышление, чтоб соделаться драгоценным членом Христа, чтоб соделаться храмом Духа». Основания иного никтоже может положити паче лежащего, еже есть Иисус Христос (1Кор.3:11), о Немже всяко создание составляемо (то есть зиждется всякое здание) (Еф.2:21). Самое дело, будучи рассмотрено со вниманием и точностью, показывает, что основание иначе положено быть не может, как трезвенным и правильным жительством. Здание растет, —говорит апостол, — в церковь святую о Господе, —часто повторяет он это, — в святой храм, в жилище Божие Духом (Еф.2:21,22). Что это за здание? Храм, предназначаемый в обитель для Бога. «Каждый из вас есть храм, и все вообще составляете храм, в котором жительствует Бог, как в Теле Христовом, как в духовном храме». Учение святого Иоанна Златоустого читаем и в возвышенных словах святого Исаака Сирского. Епископ Ниневии и отшельник в пустынях Месопотамии, а потом Египта (Исаак) уясняет это учение из опытов святого подвижничества. «Дерзаю утверждать, — говорит Исаак, последуя святому Павлу, — что мы — храм Божий. Очистим храм Его, потому что Он чист, чтоб Он возжелал вселиться в него. Освятим его, потому что и Он свят. Украсим его всеми делами благими и благолепными. Покадим его кадилом — упокоением Бога, исполнением воли Его, чистою и сердечною молитвою, которой невозможно стяжать при частом общении с миром участием в действиях его. Тогда осенит душу облак славы Божией, и свет величия Его воссияет внутри сердца (Слово 68). Небо — внутри тебя, если будешь чист: в самом себе увидишь Ангелов со светом их, и Владыку их с ними и внутри их. Сокровище смиренномудрого внутри него: оно — Господь (Слово 8). Храм благодати тот, кто растворен с Богом и пребывает в попечении о суде Его. Что значит пребывать в попечении о суде Его? Не что иное, как непрестанно изыскивать все средства к упокоению Его, непрестанно скорбеть и печалиться по причине немощи естества нашего, не попускающей нам достигнуть совершенства, непрестанно заботиться о том, чтоб постоянно содержать в душе своей непрерывающуюся память Божию, как сказал блаженный Василий. Сосредоточенная молитва, чуждая развлечения, соделывает в душе волю Божию явственною. В этом заключается вселение Бога в человека, когда Бог, постоянным памятованном Его, напечатлеется (водрузится) в человеке» (Слово 89). Святому Исааку был предложен вопрос: «В чем заключается совокупность всех частных подвигов жительства, то есть безмолвия, чтоб по ней подвижник мог уразуметь, что он достиг совершенства в жительстве?» Великий отец дал вопросу следующее решение, которое можно было дать только из глубокой подвижнической опытности: «Когда безмолвник достигнет постоянного пребывания в молитве. Достигший этого достиг высшей грани всех добродетелей и отселе соделался жилищем Святаго Духа. Если кто с достоверностью не приял в себе благодати Утешителя, тот не может свободно пребывать таким образом в молитве. Дух, говорит Писание (Рим.8:26), когда вселится в кого из человеков, не престает от молитвы, потому что Сам Дух непрестанно молится. Тогда молитва не пресекается в душе ни во время сна, ни во время бодрствования, но ест ли человек, или пьет, или что другое делает, даже во время глубокого сна благоухания и пары молитвы этой без труда источаются из его сердца. Тогда молитва не отлучается от подвижника, но постоянно пребывает в нем и с ним: если она и умолкает по наружности на краткое время, то тайно она же служит в нем». Преподобный Макарий Великий очень часто в глубоких беседах своих к совершенным христианам обращается к объяснению назначения, данного человеку Творцом. Он постоянно выражается о человеке как об обители, храме, сосуде, престоле Божества. «Благоизволил Небесный Отец обитать во всяком, верующем в Него и просящем у Него (Ин.14:21,23). Так восхотело беспредельное милосердие Отца! Так угодно непостижимой любви Христовой! Таково благоволение неизглаголанной Божией благости (Беседа 18, гл. 6). Внутренний человек есть некое живое существо, имеющее свой образ и вид: внутренний человек есть подобие внешнего человека. Это — превосходнейший и драгоценнейший сосуд, потому что Бог благоволил о нем более, нежели о всех тварях (Беседа 16, гл. 7). Престол Божества есть ум наш, и, наоборот, престол ума есть Божество и Дух. Подобно этому, по преступлении заповеди Адамом на его сердце, ум и тело, как на свой престол, воссели сатана, начала и силы тьмы. Для разрушения их царства пришел Господь, приняв плоть от Девы, и низложил духов злобы, восседающих в теле, с престолов их: с разума и помышлений, в которых они обитали. Господь очистил совесть, соделал Своим престолом разум, помышление и тело (Беседа 6, гл. 5). Естество наше может быть в общении с демонами и лукавыми духами, равно как и в общении с Ангелами и Святым Духом, бывает храмом сатаны и храмом Святаго Духа. Итак, рассматривайте, братия, совесть вашу: с кем вы находитесь в общении, с Ангелами ли или с демонами? Чей вы храм и жилище, Божие ли или диавольское? Каким сокровищем наполнено сердце ваше, благодатным ли или сатанинским? Как дом, оскверненный зловонием и нечистотами, должно, во-первых, окончательно очистить, потом украсить и наполнить всяким благовонием и сокровищами, так должно нам очистить и сердце, чтоб вместо сатаны пришел Дух Святый и почил в душах христианских (Беседа 27, гл. 19). Души, ищущие естеству своему Странника, то есть освящение Святаго Духа, прилепляются всею любовию своею ко Господу, в Нем живут, в Нем молятся, к Нему устремляют все помышления свои, презирая все прочие блага мира. За это они удостаиваются приять елей Божией благодати. После этого они могут проводить жизнь свою беспреткновенно, во всем вполне благоугождая духовному Жениху. Но души, пребывающие в одном собственном естестве, пресмыкающиеся помышлениями своими по земле, занятые попечениями единственно о земном, — разум их живет в стране дольней. Сверх того, — что хуже всего, — обольщенные самомнением и упорные в нем, они признают себя, будучи украшены плотскими правдами, истинными невестами Небесного Жениха. По самой же вещи их невозможно признать рожденными свыше, как не приявших елея радости (Беседа 4, гл. 6). Дом, в котором не живет господин его, находится в темноте, нечистоте и запустении, наполняется сором и смрадом, так и душа, в которой не обитает Господь с Ангелами, наполняется греховным мраком, скверными и унизительными страстями. Горе пути, по которому никто не ходит, на котором не слышится человеческого голоса! Такой путь соделывается притоном зверей. Горе душе, в которой не ходит Господь и не прогоняет из нее Своим гласом зверей — духов злобы! Горе дому, когда не обитает в нем владелец его! Горе земле, когда нет земледельца, который бы возделывал ее! Горе кораблю, не имеющему кормчего! Он сокрушится и погибнет от морских волн и бури! Горе душе, не имеющей в себе истинного кормчего — Христа! Находясь в горестном и мрачном море, обуреваемая волнами страстей и духами злобы, бедствуя как бы от тяжкой непогоды, наконец, она подвергается погибели! Горе душе, если она не имеет в себе рачительно возделывающего ее Христа, чтоб она могла приносить благие плоды Духа! Будучи оставлена, она порастает терниями и волчцами и, наконец, подвергается потреблению огнем. Горе душе, если она не имеет обитающим в себе Господа своего Христа! Будучи оставлена, она наполняется смрадом страстей и соделывается жилищем пороков» (Беседа 28, гл. 1,2). Святитель Феофан Затворник Притча о постепенном возрастании из семени пшеницы изображает в отношении к каждому человеку постепенное возрастание потаенного в сердце человека, благодатью Божией засеменяемого и соблюдаемого, а в отношении к человечеству - постепенное увеличение тела Церкви или общества спасаемых в Господе Иисусе Христе, по чину Им установленному. Этою притчею разрешается вопрос: отчего до сего времени христианство не всеобъемлюще? Как человек, бросив семя в землю, спит и встает, семя же прозябает и растет само собою без его ведома, так и Господь, положив на земле семя Божественной жизни, дал ему свободу о себе разрастаться, подчинив его естественному течению событий и не насилуя этих последних; блюдет только семя, содействует ему в частных случаях и дает общее направление. Причина этому в свободе человека. Господь ищет, чтобы человек сам себя подчинил Ему и ждет склонения его свободы, дело и длится. Если бы все зависело только от воли Божией, давно бы все были христианами. Другая мысль: созидаемое тело Церкви созидается на небе; с земли поступают только материалы, образуемые тоже небесными деятелями. Слово с неба проходит по земле и привлекает хотящих. Внявшие и последовавшие поступают, как сырцовый материал, в лабораторию Божию, в Церковь, и здесь переделываются по образцам с неба данным. Переделанные, по исходе из этой жизни, переходят на небо и там поступают в здание Божие, каждый куда годен. Это идет непрерывно и, следовательно, дело Божие не стоит. Всеобщая торжественность христианства и не требуется для сего. Здание Божие созидается невидимо. Толкование послания святого апостола Павла к Коринфянам о Церкви Коринфской как о здании построенном Апостолом Павлом. Доселе смотрел Апостол на Коринфскую Церковь как на получившую от него только основание. Теперь смотрит на нее как на целое, построенное им здание. Вы, говорит, храм Божий. Цель речи – еще более устрашить взявшихся строить, или скорее, перестраивать построенное, по своему смышлению, а это то же что разорять. Выше он оставил еще вероятным для них спасение, хотя с трудом, а здесь решительный дает приговор: растлит сего Бог. Стих 16. Не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас? Что выше сказал: вы Божие здание (стих 9), то же теперь говорит: храм Божий есте. Выразил это вопросом: не весте ли, показывая несомненность сей истины и общеизвестность ее. Они все знали, что так есть, потому довольно было вопросом посильнее вставить сию истину в сознание, чтоб ею вразумить, не распространяясь в объяснении ее и доказывании. С сознанием, что они все один храм Божий, должно было прийти на мысль и то, что храм обыкновенно, хотя есть многочастное здание, но единое, нераздельное. При этой мысли совесть не могла им не напомнить: у нас же что? – Мы разошлись по разным главам, кто под одного, кто под другого, кто под третьего учителя. Выходит, мы разломали храм Божий на части, здание Божие разорили. И Дух Божий живет в вас. И это также всем было ведомо. Ибо все явно принимали чрез возложение рук дар Святого Духа, и Он действия Свои проявлял осязательно в собраниях их. Что напоминает сим Апостол? – То, что разделение, начавшееся среди них, может повесть к тому, что Дух Божий отойдет от них. Как сосуд, пока не разбит, держит в себе и хранит аромат какой, а когда разобьется, аромат выходит, так и у них могло быть, что по причине разделения, они лишатся Духа. Эти слова относятся ко всему обществу и его вразумляют, а следующие касаются прямо вождей разделения. Стих 17. Аще кто Божий храм растлит, растлит сего Бог: храм бо Божий свят есть, иже есте вы. Хотя вообще говорит он: аще кто растлит, но явно намекает на тех, которые произвели и поддерживали разделение. Он не говорит, что они уже растлили,– в таком случае Апостол и писал, и действовал бы иначе, – но и не почитает маловажным сделанного уже, основательно предполагая, что если продолжится то же положение дел, то разделение укоренится, особенно когда какие-либо случайности увеличат разделяющее средостение. Тогда это уже будет настоящее растление. Он и устрашает их возможностью такого исхода дела. Начато по легкомыслию и от праздности, а может вот чем кончиться: Церковь разделится – растлится. Вина вся на вас падет. Но смотрите, какой тогда падет на вас приговор: аще кто храм Божий растлит, растлит сего Бог. «Растлит, то есть предаст погибели. Апостол не проклинает, а предсказывает» (святой Златоуст). Какого можно ожидать еще сильнейшего вразумления?! Чувствуется меч над головою. Почему такая кара за растление храма Божия? – Потому, что он свят, а свят потому, что есть Божий и есть жилище Духа, основание же его – Христос Господь. Кто растлевает храм, тот грешит прямо против Бога, в Троице поклоняемаго. Гамалиил, когда власти иудейские полагали расстроить Церковь Иерусалимскую, отвращал их от этого, устрашая: да не како богоборцы обрящемся (Деян. 5:39). Та же мысль и здесь. Иже есте вы. Намеренно прибавил это слово Апостол, давая разуметь: вот что вы! – Опять обращается ко всему обществу верующих и дает им урок: как вы, имея такое высокое значение, позволили поставить себя в такое положение, что можете потерять Духа. Вместе же и зачинщикам разделения внушал: вы так легкомысленно взглянули на это общество святых и начали раздирать его на части, а оно вот что есть! Такие мысли видятся в сих стихах (16 и 17) по ходу речи Апостола. Но они вне контекста могут быть прилагаемы к ересеначальникам и грешникам не кающимся. Ересь растлевает Церковь, грех смертный – душу. За растление Церкви отвечает ересеначальник: растлит его Бог. А за грех смертный, неочищаемый покаянием, отвечает грешник. И его растлит Бог, то есть погубит, если не покается, если не здесь, ибо и это бывает иногда, то всячески там – в другой жизни. Эту последнюю мысль о растлении храма души грешником раскрывает святой Павел ниже, когда предостерегает от блудодеяния (6:15–20). www.azbukaspaseniya.com Е Коринфянам 3:16 Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогоюценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии. Е Коринфянам 6:19,20 Когда апостол Павел рассказывал о своих духовных переживаниях, он говорил о том, как могущественно действовал в нем Бог. На это нам с вами стоит обратить особое внимание. Именно Божья сила, действовавшая в Павле, позволила ему совершить все то, что он совершил. Ибо Содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных содействовал и мне у язычников. Галатам 2:8 ...Для чего я и тружусь и подвизаюсь силою Его, действующею во мне могущественно. Колоссянам 1:29 Апостол Павел подчеркивает, что Бог могущественно действовал как через апостола Петра, чтобы достигать и благословлять иудеев, так и через него, чтобы благословлять язычников. Бог хочет могущественно действовать и в вас своей Божественной силой. У вас есть для этого все способности и возможности. Вам нужно лишь открыть свое сердце для Божьего Слова и Святого Духа, — и тогда Божья сила начнет энергично действовать в вашей жизни, и вы станете мощным оружием в Божьих руках. Ты у Меня — молот, оружие воинское; тобою Я буду поражать народы и тобою буду разорять царства. Иеремии 51:20 (перевод с английского) Последствия Божья сила ставит нас превыше всех стихий этого мира, превыше всех начальств и властей, всех представителей нечистой силы — ведьм, колдунов, духов, демонов и бесов. Пытаться сравнивать всякую другую силу с силой всемогущего Бога, действующей в вас — это все равно что сравнивать свет свечи с сиянием тропического полуденного солнца, стоящего в зените в безоблачный день. Именно эту силу высвободил Бог, когда воскресил Иисуса Христа из мертвых и посадил Его одесную Себя на небесах, поместив все Ему под ноги. Задумайтесь об этом. Сила, сломавшая хребет сатане на Голгофе, победившая смерть и ад; сила, победившая грех; сила, разбившая узы смерти и воскресившая Иисуса Христа - эта самая сила действует в вас. Здесь будет весьма уместным прочесть молитву Павла. Я обычно молюсь этой молитвой о себе. Но сегодня я молюсь этой молитвой и о вас. Вы также можете сделать ее вашей личной молитвой и молиться ею за самих себя. Пусть Бог даст вам понимание этого. ...Чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его, И просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых, И как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его, Которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах, Превыше всякого начальства, и власти, и силы, и господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, И все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, Которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем. Ефесянам 1:17-23 Когда Бог высвободил эту огромную силу и воскресил их мервтвых Иисуса Христа, верующий был воскрешен вместе с Ним. Когда Бог помещает все под ноги Своего Сына Иисуса Христа, каждый из нас, истинных верующих, полностью разделяет этот триумф, правление и завоевание. Власть, которую Он приобрел в результате этого завоевания, также полностью доступна каждому верующему. Ибо Он сделал все это именно ради вас. Хотя эти события происходили около двух тысяч лет тому назад, слава их не угаснет в веках. Более того — сегодня все они так же реальны, как и в те далекие времена. Помните: в тот момент, когда вы возлагаете свое упование на Иисуса Христа и принимаете Его в свое сердце верой, вы реально становитесь участником Его победы. Поймите это, возлюбленные, и ходите в сознании этого. Вы не должны ходить с поникшей головой, наоборот - несите ее гордо и прямо, ведь вы посажены на небесах во Христе, все силы зла Он покорил вам под ноги. Теперь вы смело можете наступать«на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам» (Луки 10:19). Аллилуйя! Бог сделал это, чтобы продемонстрировать Свою великую любовь к нам и показать действенность Своей благодати — благодати, способной преобразить блудницу в святую, хулителя веры - в пламенного апостола, нищего — в миллионера, дитя дьявола - в наследника Божьего царства. Воистину потрясает Его благодать! cyberpedia.suРазве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Вы храм божий и дух божий живет в вас
Статьи пасторов Ассоциации
Разве вы не знаете, что вы
На церковнославянском языке На русском языке Разве не знаете, что вы храм Божий?
Храм Бога живого. | Международная Церковь Филадельфия
Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? — КиберПедия
Азбука Спасения - Здание Божие
Исполнение Заповедей - фундамент здания веры
Новозаветный народ Божий
Вы храм Божий
Определение человека
Разве не знаете, что вы — храм Божий, и Дух Божий живет в вас? — КиберПедия