Брюс Ли, М. Уехара - Боевая школа Брюса Ли. кн. 5. Философия и дух бойца. Дух бойца


Философия бойца - выигрышный подход к жизни

Рукопашный бой — это основа вообще подхода к жизни. Очень важно в жизни определиться кто ты. По большому счёту есть только две характеристики, которые определяют человека.

«Любой серьёзный проект — это вызов к бою. Даже просто общение с партнёрами или конкурентами». Бизнес-консультант сравнивает существование человека с борьбой в рукопашном поединке и объясняет, какие психологические типы «бойцов» встречаются на жизненном пути.

Я фанат рукопашного боя и считаю, что каждый мужчина просто обязан уметь за себя постоять. Без преувеличения можно сказать, что у каждого мужчины в жизни была хотя бы одна ситуация, когда владение рукопашным боем было необходимым: хотя бы для того, чтобы накалённая ситуация могла разрядиться благодаря вашему спокойствию, а не ещё более накалиться из-за вашего страха. А страх чаще всего и возникает именно из-за неуверенности в себе.

С другой стороны, спортом нужно заниматься хотя бы для здоровья. Можно крутить педали велотренажёра, можно таскать штангу, а можно и то и другое, и ещё и грушу побить, и с тренером позаниматься, — времени уходит столько же, здоровье так же получает положенные бонусы, но уверенность в себе в критической ситуации дорогого стоит.

В юношестве я, как и все, смотрел фильмы, и в каждом втором герои попадали в неприятные ситуации (об этом фильмы и снимают, чтобы интересно было смотреть). И всегда у меня была одна и та же мысль: «Вот если я попаду в такую ситуацию, смогу вырулить? А если нет, то может быть имеет смысл тренироваться? Если не пригодится, то здоровью хуже не будет. А если пригодится, это может спасти жизнь не только мне. Может я стану героем, потому что спасу кого-то ещё?»

Эти мысли, надо сказать, мотивировали как надо, над кроватью висел портрет Брюса Ли, и законные три тренировки в неделю — это правило, а не исключение.

Прошли годы, я так же фанатею от рукопашки, она мне много раз в жизни уже пригодилась, а ещё не старик, и накопились выводы, которыми можно уже и делиться.

Вывод первый и важный.

Рукопашный бой — это основа вообще подхода к жизни. Очень важно в жизни определиться кто ты. По большому счёту есть только две характеристики, которые определяют человека.

Первая — человек является обузой по жизни или он боец. Если боец, то не смиряется с обстоятельствами и идёт вперед. Если обуза, то всегда ищет виноватых, и в итоге польза от такого минусовая: если бы его не было в коллективе, то было бы лучше. Все ценят бойцов и не любят обуз.

Вторая характеристика — это живёт человек только для себя или он готов что-то еще сделать и для других. Обычно эгоисты пытаются всех поиметь. А ведь друзей не надо иметь, с ними надо дружить, и люди не любят, когда их имеют. Поэтому эгоистов недолюбливают.

В итоге, как у ставшего уже классиком Уэлча, есть четыре категории людей (только у нас свои категории, но с Уэлчем созвучные):

Первая — бойцы и не эгоисты. Из таких происходят хорошие лидеры, люди им доверяют и идут за ними. Такие люди обречены на успех в жизни, и они могут быть счастливы, если попадают в среду, где таких уважают. А уважают таких почти везде. Таких людей не так уж и много, но если кто и становится героем, то это воины только этой когорты. Так же из них получаются очень хорошие руководители высокого класса.

Вторая — бойцы и эгоисты. Таких больше. Они готовы вырвать кусок хлеба из глотки умирающего от голода, лишь не умереть самим. Они, распихивая локтями, идут к заветной цели. Но когда приходят туда, обнаруживают, что всё равно несчастны. Их не любят и если за ними идут, то из страха быть ими раздавленными. Из них получаются тиранствующие мужья, стервозные жёны, свирепые начальники, рвущие удачу из-под носа конкурентов. Если взять всех этих людей с планеты и поместить в резервацию, то они друг другу перебьют, а оставшиеся в живых будут друг друга ненавидеть. А на земле станет намного спокойнее. В моём окружении таких просто нет, я их избегаю: не люблю тратить силы на бессмысленные войны.

Третья — не бойцы и не эгоисты. Эти люди готовы идти за лидером, но они не готовы сражаться. Из них получаются хорошие исполнители, но никогда хорошие партнеры. Им можно дать поручение, но они не будут сражаться за результат. Им нельзя поручить проект, они же у первой серьёзной преграды станут, и даже не будут думать, что им делать. Это не соратники. И хотя они неплохие люди, но положиться на них нельзя. Можно пытаться сделать из них бойцов, научить работать на результат, воспитать в них перфекционизм и показать, как можно добиваться поставленных целей. Но не факт, что у вас получится их воспитать, а сил в них вложить надо очень много. Из таких людей получаются хорошие последователи церкви, тихие и безропотные, они никому не желают зла. Но когда зло придёт, они не станут с вами рядом плечом к плечу, а будут многочисленными жертвами, которых надо спасать. Сами думать о спасении они не будут: не бойцы. Пожалуй, это самая многочисленная группа.

Четвертая — это эгоистичные не бойцы. Эта четвертая категория так же немногочисленна, как и первая, просто потому, что их не просто не любят, их избегают. А быть изгоем никому не хочется. Это люди, которые тупо паразитируют на окружающих, они знают, что являются обузой, и ничего не делают, чтобы ей не быть. Они пользуются благами, которые создают другие, но делают это, проживая эти блага, не создавая при этом ничего путного для мира. Активные паразиты, пытающиеся урвать от жизни всё, ничего не давая взамен. От таких лучше держаться подальше.

В итоге, рассмотрев эти четыре категории, мне лично понятно, что лучше быть бойцом, чем им не быть: из эгоиста можно сделать не эгоиста, достаточно завести детей, и забота о них сделает человека мягче и человечнее. Но из обузы сделать воина гораздо сложнее. Можно делать спортсмена из ребенка, когда он ещё готов меняться. Как сказала одна известная спортсменка: «Спорт из всех детей делает спортсменов, кого-то раньше, а кого-то позже». Но сделать спортсмена, а тем более воина из взрослого тюфяка, который боится нагружать себя, — это очень непростая задача. Наверное, поэтому в менеджменте есть правило: если человек нуждается в прямых указаниях и без них не работает, гоните его в шею.

Таким образом, я убежден, что занятие спортом, а тем более рукопашным боем, способно дать человеку необходимые для успеха и счастья элементы для воспитания личности. Это не значит, что всем надо посещать бойцовский клуб. Можно и лыжами заниматься, и коньками, и волейболом, воспитывая в себе дух воина, ведь всюду, где есть состязание, есть и момент единоборств, противостояния. И всё же для мужчин важно понять, что такое поединок, это делает мужчин из мальчиков очень быстро.

Вообще, на мой взгляд, важно уметь сражаться, чувствовать противника, идти к результату. Но важно при этом ещё быть и частью команды. В наш век в основном достигают результата команды, а не одиночки. Поэтому хорошо развиваться как в индивидуальном виде спорта, так и коллективном. Я для себя выбрал альпинизм по многим причинам, об этом потом.

Итак, рукопашный бой.

Почему не бой с оружием? Можно, например, хорошо владеть мечом, уметь рубиться им как заядлый ниндзя. Но, во-первых, его с собой не поносишь, и в экстренной ситуации он не спасет, так как его нет. А во-вторых, рукопашка, то есть бой без оружия, это, всё таки база, и если вы стали в ней хороши, то бой с оружием осваивается много быстрее и проще, чем, если бы вы начинали с нуля. Важно воспитать в себе психологию бойца, уметь чувствовать защищённость и опасность, уметь правильно перемещаться, понимать уровень противника и читать его движения, как книгу, понимать бой как узор. Если вы этому научитесь в рукопашном бою, то в любой ситуации сможете противостоять агрессии и чувствовать себя активной стороной процесса, а не жертвой. И сможете быстро овладеть любым видом оружия.

Очень простой пример: спецназ. Я общался с одним моим другом на тренировке. Он сказал просто: «Мы учимся рукопашке не для того, чтобы применять её в спецоперациях, как ты её применишь, когда на тебе броник, сфера, разгрузка и оружие? Но навыки, полученные в рукопашке, очень помогают в реальном бою». Вот эти самые навыки, которые входят в мышление и участвуют в его формировании, как раз они и важны для реальной жизни. По себе могу сказать, что любые серьёзные переговоры — это всегда поединок. Любой серьёзный проект — это вызов к бою. Даже просто общение с партнерами или конкурентами: если нет навыков ведения поединка, то приходит скованность, а с ней и тупость. Если есть навыки, то приходит собранность, внимательность и ясность. А вместе с ними и правильные управленческие решения, то есть хороший результат. Вообще быть воином, означает спокойно переносить давление, любое: стрессов, людей, обстоятельств. Это в первую очередь психологическая устойчивость к стрессу, способность выстоять наперекор обстоятельствам.

Автор: dmitriyraevskiy

mensby.com

Философия Брюса Ли. Философия и дух бойца. Цитаты Брюса Ли

Брюс Ли (Ли Чжэнфань) — человек, вдохнувший новую жизнь в китайские боевые искусства. Он был кумиром для миллионов людей по всей планете, его невероятные умения мотивировали на бескомпромиссное саморазвитие. Этот китайский боец был не только выдающимся актёром, но и философом, чьи изречения до сих пор помогают найти себя многим заблудшим душам. Философия Брюса Ли не всегда соответствовала его жизни, ведь Голливуд требовал жертв. Однако, несмотря на все внутренние противоречия, знаменитый мастер ушу продолжал идти только вперёд, сметая все препятствия на своём пути.

Биография

Брюс Ли появился на свет 27 ноября 1940 года в Сан-Франциско, где его отец, бывший актёром китайского театра, проводил свои выступления. Мать будущей звезды была наполовину немкой, так что Брюс не являлся чистокровным китайцем. Так как он родился в год и час Дракона, то в детстве его называли Маленьким Драконом. Однако ему было трудно оправдать столь грозное прозвище, так как с детства Брюс Ли был болезненным и слабым ребёнком.

Как ни странно, но первым увлечением легендарного бойца были отнюдь не единоборства. В 1954 году он начинает обучаться танцу ча-ча-ча, в котором достигает огромных успехов. Его пластика и безупречная координация принесли ему победу в чемпионате Гонконга по танцам. Из-за смешанного происхождения Брюса постоянно донимали сверстники, что привело его в 1956 году к Ип Ману, который на то время уже был прославленным мастером стиля Вин Чун. Занятия ушу вызывали у Маленького Дракона огромный интерес, в отличие от школьных уроков. В результате он выигрывает межшкольные соревнования по боксу, потеснив местного чемпиона, не знавшего поражений более трёх лет.

Переезд

Мастерство Брюса Ли постоянно росло, в результате чего он стал регулярно драться на улице. Сложный характер неоднократно втягивал молодого бойца во всевозможные истории, за некоторые проделки он даже попадал в полицию. Опасаясь за жизнь своего сына, отец отправляет Брюса в Сан-Франциско, где тот приступает к работе в ресторане своего дяди. Таким образом, Маленький Дракон не успел завершить своё обучение искусству Вин Чун, прозанимавшись этим стилем ушу всего 4 года.

Даже за океаном Брюс Ли не прекратил свои тренировки. В его комнатушке над рестораном стоял самодельный манекен, на котором будущий мастер отрабатывал технику Вин Чун. Помимо этого, он изучал английский язык, философию и математику, что помогло ему поступить в Высшую техническую школу имени Эдисона. Через год после её окончания, в 1961 году, Брюс поступает на факультет философии Вашингтонского университета.

Жизнь в США

Именно во времена учёбы в университете начинает формироваться философия Брюса Ли. Его работа в ресторане подошла к концу, так как он смог набрать группу учеников, с которыми за неимением помещения занимался в парке. Снарядами для отработки ударов служили деревья, обмотанные тряпками. Всё свободное время юного мастера уходило на изучение философии. Это принесло свои плоды, руководство Вашингтонского университета оценило старания Брюса, и он получил должность лектора китайской философии. В это время будущая звезда пишет книгу о философии ушу, которую публикует за свой счёт. Во время работы в университете Брюс Ли встречает свою будущую жену Линду Эмерли, которой тогда было всего 17 лет.

В 1963 году мастер ушу открывает свой первый зал, где обучает своему искусству всех, независимо от национальности. Такой подход ужасно злит других китайских мастеров, которые шлют ему гневные письма, угрожают расправой и даже приходят для проведения поединков. Несмотря на это, Дракон продолжает тренировать людей и пропагандировать ушу в Америке. Он проводит показательные выступления, чтобы привлечь как можно больше учеников.

Актёрская карьера

В 1965 году Брюс Ли прошёл пробы и стал актёром. До этого он уже неоднократно снимался в подростковом возрасте, так что проблем не возникло. Дальнейшая жизнь великого бойца проходит в постоянных съёмках и суете. В фильмах наиболее полно выражается боевая философия Брюса Ли — на экране он побеждает врагов в считаные секунды, одного за другим. Именно такой была его концепция идеального поединка.

Яркий мастер единоборств быстро стал популярен как в Китае, так и за его пределами. Фильмы с его участием собирали огромные деньги, благодаря им люди перестали относиться к «китайскому боксу» с пренебрежением. В это время философия Брюса Ли нашла своё внешнее выражение в его собственном боевом стиле под названием «путь опережающего кулака». Его основная идея — опережение оппонента, вместо того, чтобы блокировать его атаку и затем отвечать. Боевые сцены, написанные Брюсом, полностью отражают его взгляд на ведение боя, выводя постановочные поединки на совершенно новый уровень.

Философия воды Брюса Ли

Быть, как вода, — вот один из главных принципов яркого киноактёра. На формирование этого философского принципа повлиял его учитель — Ип Ман. Однажды у юного Брюса не получалось понять технику Вин Чун, сколько бы усилий он ни прилагал. Учитель, видя неверный подход своего ученика, отпустил его с тренировки и дал ему неделю на отдых, чтобы восстановить силы и подумать над основными принципами Вин Чун.

В один из дней отдыха Брюс Ли плавал на лодке, пытаясь понять, что же он делает не так. В порыве бессильной злобы он ударил по водной глади. Он смотрел, как вода тут же приняла исходную форму, не понеся никакого ущерба от его действий. И тут молодой боец начал понимать, что именно вода является для него идеальным примером. Ведь она преодолевает любые преграды, просачиваясь сквозь них, никакие удары не могут причинить ей вреда, она так мягка и при этом обладает колоссальной силой. Взгляд на этот вопрос хорошо отражает отрывок из цитаты Брюса Ли: «Стань бесформенным, бестелесным, как вода. Когда ты наливаешь воду в чашку, она становится чашкой, ты наливаешь воду в чайник, она принимает форму чайника».

Мягкость

Призыв стать подобным воде очень хорошо отражает принципы, к которым стремился гениальный актёр. Философия Брюса Ли гласит, что лишь самые приспособленные выживают в этом мире. Поэтому только тот, кто приспосабливается и постоянно изменяется, не имея формы, сможет выйти победителем из схватки. Известно, что в детстве Брюс занимался тайцзицюань — мягким стилем ушу, так что неудивительно, что его видение поединка стало именно таким.

Однако мягкость и подвижность вовсе не означают слабость и медлительность. Атаки мастера Вин Чун были сильны и стремительны, иногда настолько, что приходилось использовать специальные камеры, чтобы заснять его удар. К сожалению, Голливуд не позволял придерживаться многих принципов, к которым пришёл Брюс Ли. Нахождение в столь аморальной среде порождало множество внутренних конфликтов, нарушавших гармонию в душе актёра.

"Путь опережающего кулака"

Эта знаменитая книга была создана женой мастера из его записей, которые он так и не успел систематизировать. В ней собраны не только приёмы и подходы к тренировкам, но и философия. Брюс Ли, книга которого вышла лишь после его смерти, утверждал, что его концепция подходит любому боевому искусству. Поэтому не важно, занимаетесь вы боксом, карате или дзюдо, идеи, заложенные в ней, помогут вам стать сильнее и эффективнее.

Также "Путь опережающего кулака" пронизан философскими высказываниями, отражающими стремление великого бойца к самопознанию и духовному росту. Вот некоторые цитаты Брюса Ли:

"Джиткундо есть познание истины, образ жизни, движение к обретению сильной воли и полному контролю. Это познание зиждется на интуиции".

"Если вы не черствы душой, то внешний мир сам раскроется перед вами. В движении подражайте воде. В спокойствии будьте подобны зеркалу. Отзывайтесь, как эхо."

Дополнить "Путь опережающего кулака" может произведение, наиболее полно отражающее образ жизни, который вёл Брюс Ли, - "Философия и дух бойца". Это пятая часть известной книги - "Боевая школа Брюса Ли", написанной им в соавторстве с М. Уехарой. Именно она связывает воедино методы физического и духовного развития, которыми пользовался этот неординарный человек. Глубокое понимание этого философского труда поможет развить свой собственный стиль ведения боя, исключив бездушное подражание.

Боец и философ

К сожалению, гениальный актёр и боец погиб, так и не доведя до конца свои многообещающие начинания. Сегодня изречения Брюса Ли заполоняют интернет и не только, их можно услышать от многих фанатов боевых искусств. Этот великий человек стал путеводной звездой для спортсменов со всего земного шара. Брюс Ли, трюки которого до сих пор поражают зрителей, доказал, что нет ничего невозможного для человека, обладающего несгибаемой волей. По его пути идут многие тысячи последователей, которые следуют принципам именитого бойца. Пока люди помнят и чтят наследие Брюса Ли, его философия будет жить и развиваться.

fb.ru

Брюс Ли и М. УехараБоевая школа Брюса ЛиКнига 5: Философия и дух бойца

Предисловие

В своем постижении боевых искусств Брюс Ли старался отыскать ту первозданную простоту и целостность, которая была присуща им изначально. Разработанная им система боя стала одним из этапов этой работы, направленной на осознание мудрости древних и облачения этой мудрости в новую форму, понятную для современного человека. Фрагменты этого осознания вдумчивый исследователь может обнаружить в том наследии, которое осталось после Брюса – его фильмы, книги, интервью.

В пятой, заключительной книге о боевом методе Брюса Ли, читатель найдет ключи к пониманию целостности и универсальности системы, разработанной Брюсом. Материал книги позволит интегрировать все части системы в тотальный боевой стиль, высокоэффективный и бескомпромиссный, представляющий собой сплав непоколебимого духа и реальной техники. Без понимания духовной стороны боевого искусства, представленной на страницах этой книги, невозможно понять «сердце» (сущность) метода боя, практиковавшегося Брюсом и его многочисленными последователями, что в итоге приводит лишь к «голой» имитации техники, превращая мощное боевое искусство в военизированную гимнастику.

Дзэн

Чтобы постичь боевое искусство, необходимо избавиться от всего, что скрывает истинный смысл, реальную жизнь. В то же время, это означает безграничное познание, которое должно быть направлено на изучение не особой области, входящей в состав целого, а на целое, содержащее в себе и эту область.

Путь познания кармы заключается в гармонии сознания и воли. Единство всего живого – есть истина, которую можно постичь тогда, когда ложное представление о возможности существования своего «Я» отделено от целого, уничтожено навсегда.

Пустота есть «нечто», которое находится точно посредине между «тем» и «этим». Пустота содержит в себе все и не имеет противоположности. В ней нет ничего, что исключало бы ее или противостояло ей. Пустота существует потому, что все формы возникают из нее, но тот, кто воплощает в себе пустоту, наполнен жизнью, энергией и любовью от всего сущего.

Превратись в «деревянную куклу»: у нее нет «Я», она ничего не думает, она ничего не воспринимает, не сохраняет. Позволь телу и конечностям следовать своим собственным законам.

Если в тебе нет ничего застывшего, косного, то окружающее бытие будет проявлять себя само. В движении будь подобен воде. В покое будь подобен зеркалу. Отвечай подобно эху. Ничто невозможно отделить, мягчайшую вещь невозможно схватить.

Я двигаюсь и не двигаюсь вообще. Я подобен неподвижному отражению луны в бушующих и скачущих волнах. Это не осознание действия «Я делаю это», а скорее внутреннее понимание, что «это случилось, благодаря мне» или «это делается для меня». (Осознание собственного «Я» становится величайшим препятствием для правильного исполнения всех физических действий).

Концентрация сознания означает его неподвижность. Если сознание прекращает действовать свободно, как должно быть, то это уже не есть сознание, как таковое.

«Неподвижность» – это концентрация энергии в фокусе, как на оси колеса, вместо рассеивания ее в процессе разрозненных действий.

Главным является результат действия, а не его исполнение. Не актер, а игра, не экспериментатор, а эксперимент.

Видеть вещь независимо от своих собственных желаний и ожиданий, значит, видеть ее в истинном свете.

Искусство достигает высочайшей вершины, когда освобождается от самосознания. Свобода открывается человеку в тот момент, когда ему безразлично, какое впечатление он производит или должен производить.

Совершенный путь труден только для тех, кто выбирает и желает. Не выбирайте: нравится – не нравится, тогда все будет ясно. Сделайте зазор в толщину волоса, и небо отделится от земли, если хочешь познать истину не будь ни «за», ни «против». Борьба между «за» и «против» есть наихудшая болезнь сознания.

Мудрость заключается не в попытках отделить хорошее от дурного, а в умении «оседлать» их и приспособиться к ним, как пробка приспосабливается к гребням и впадинам волн.

Позвольте себе идти с болезнью, быть с ней, ухаживать за ней, это – путь быть свободным от нее. Утверждение является Дзэном, если только оно воздействует само по себе, а не мыслью, заключенной в нем. В буддизме нет места для усилий. Следует быть естественным и не делать чего-то особенного. Ешьте свою пищу, освобождайте кишечник, пейте воду, а если вы устали, ложитесь отдыхать. Невежественный будет смеяться надо мной, но мудрый поймет.

Уясните себе следующее: двигайтесь быстро, как призрак, и будьте спокойны, как невинность. Тот, кто спешит, проигрывает. Не опережайте других, всегда приспосабливайтесь к ним. Не спешите, выбросите это из головы. Не стремитесь к этому специально, и будете действовать, когда этого менее всего ожидают.

Думай, как бы не думая. Наблюдай за техниками, как бы не наблюдая. Не существует универсального уровня. Все, что я могу дать, подобно нужному лекарству от определенных болезней.

Восьмеричный путь буддизма

Восемь способов устранения страдания путем исправления ложных ценностей и получения истинных знаний о смысле жизни заключается а следующем:

1. Правильные воззрения (понимания): вы должны ясно видеть, что ошибочно.

2. Правильные устремления (желания): решитесь на исцеление.

3. Правильная речь: говорите в соответствии со своей целью – исцелиться.

4. Правильное поведение: вы должны действовать.

5. Правильный образ жизни: ваши средства существования не должны противоречить вашему лечению.

6. Правильные усилии: лечение должно идти с постоянной скоростью, самой высокой, которая может быть выдержана.

7. Правильное внимание (контроль сознания): вы должны чувствовать это и думать об этом непрерывно.

8. Правильное сосредоточение (медитация): учитесь созерцать глубину своего сознания.

Искусство души

Целью искусства является демонстрация внутреннего мира, воплощение в эстетическом произведении глубочайшего духовного и личного опыта человеческого бытия. Оно способно сделать понятным эти переживания и дает возможность осознать их в рамках идеального мира. Искусство проявляется в духовном понимании внутренней сущности вещей и является формой общения с природой абсолюта.

Искусство есть воплощенное впечатление от жизни, и оно преодолевает границы времени и пространства. Мы должны попытаться с помощью искусства придать нашим душам новые формы и новое отношение к природе и миру. Самовыражение мастера демонстрирует его душу, его школу, его хладнокровие. За каждым движением мастера скрывается музыка его души. В противном случае, движение является «пустым», а «пустое» движение подобно пустому слову – оно не имеет значения. Избегайте «неясных» мыслей и действий.

Искусство никогда не является украшением, декорацией, оно есть результат озарения. Искусство, другими словами, есть средство достижения свободы. Искусство требует совершенного мастерства техник, развитого размышлением.

Искусство без искусства есть творческий процесс внутри художника, его значение – «искусство души». Все виды движений есть шаги по пути к абсолютному эстетическому миру души. Творчество в искусстве является духовным выражением личности, корни которого кроются в «ничто». Его эффект заключается в расширении духовного мира.

«Искусство без искусства» есть искусство души, находящейся в покое, подобно отражению лунного света в глубоком озере. Конечной целью художника является использование его повседневной деятельности для того, чтобы стать настоящим мастером жизни, познать искусство жизни. Мастера всех видов искусств должны прежде всего быть мастерами жизни, для души создавая все. Все неясные представления должны исчезнуть прежде, чем ученик сможет назвать себя Мастером. Искусство – есть путь к «абсолюту» и к сущности человеческой жизни.

Цель искусства заключается не в одностороннем развитии духа, души и чувств, но в «раскрытии» всех человеческих способностей – мыслей, ощущений, воли и жизненного ритма мира природы. Так можно услышать беззвучное безмолвие и привести себя в состояние гармонии с ним.

Профессиональный уровень в искусстве еще не означает художественного совершенства. Искусство остается скорее на среднем уровне или отражает некоторый шаг в психическом развитии, совершенство которого основано не на очертании или форме, а должно исходить из человеческой души.

Творческая деятельность не заключается в искусстве, как таковом. Оно проникает в глубинный мир, в котором все формы искусства (вещи внутренне познанные) существуют вместе, в котором гармония души и космоса, в котором «ничто» имеет свою связь с реальностью.

Это есть творческий процесс, поэтому, это есть реальность, и реальность есть истина.

Путь к истине

1. Стремление к истине.

2. Осознание истины ( и ее существования).

3. Восприятие истины (ее сущности и направления – подобно ощущению движения).

4. Понимание истины ( в первую очередь философская практика для понимания ее – Дао. Видеть не часть, а целое).

5. Опыт истины.

6. Овладение истиной.

7. Забвение истины.

8. Забвение носителей истины.

 

9. Возвращение к первоисточнику, где лежат корни истины.

10. Покой и ничто.

Джиткундо

Все многообразие жизни существует в виде жестких форм, имеющих определенные рамки, ограничения. Для понимания Джиткундо нужно отбросить все идеалы, шаблоны и стили, отбросить вопрос – существует ли идеал в Джиткундо? Можете вы наблюдать за ситуацией, не называя ее? Называя ситуацию, превращая ее в слово, вы придаете ей форму. Действительно, трудно просто наблюдать ситуацию – наш разум очень сложен. Легко обучать кого-то мастерству, но очень трудно научить человека независимому самостоятельному мышлению, отношению.

Джиткундо предпочитает бесформенное, так как может принимать любые формы, Джиткундо не имеет стиля и подходит для любых стилей. В результате Джиткундо использует все пути и не связано ни с одним из них, более того, использует все техники и средства, которые служат его целям.

Занимайтесь Джиткундо с намерением укрепить волю. Забудьте о победе и поражении, забудьте о гордости и боли. Дайте вашему противнику коснуться вашей кожи, и вы проникнете в его плоть, дайте ему проникнуть в вашу плоть, и вы сломаете ему кости, дайте ему сломать ваши кости, и вы возьмете его жизнь! Не заботьтесь о своей безопасности, положите свою жизнь перед ним.

Большой ошибкой будет ожидать результат заранее. Не следует думать о победе или поражении. Дайте природе следовать своим путем, и ваше оружие нанесет удар в нужный момент. Джиткундо учит нас не оглядываться назад, однажды выбрав путь. Оно оценивает жизнь и смерть равнозначно. Джиткундо избегает внешнего, проникает вглубь сложного, постигает суть проблемы и указывает ключевые факторы.

Джиткундо не ходит вокруг да около, оно не пользуется извилистым окольным путем. Джиткундо следует к цели по прямой. Простота есть кратчайшее расстояние между двумя точками. Искусство Джиткундо состоит в упрощении. Оно позволяет быть самим собой, оно означает реальность в ее бытии. Быть самим собой, означает обладать свободой в ее первоначальном смысле, не ограниченной привязанностями, пределами, зависимостями.

Джиткундо есть просветление, путь жизни, движение к сильной воле и контролю, этого можно добиться и интуитивно.

Во время тренировок ученик всегда должен быть активным и динамичным, но в реальном бою его сознание должно быть спокойным. Он должен чувствовать себя так, как если бы ничего особенного не происходило. Когда он наступает, его шаги должны быть легкими и надежными, его глаза не выпучиваются и не смотрят на врага с безумной яростью. Его поведение ничем не отличается от его обычного повседневного поведения, нет изменений, зависящих от его впечатлений, нет ничего выдающего тот факт, что он находится в смертельной схватке.

Ваше природное оружие имеет двойную цель:

1. Сокрушить противника – разрушать все, что стоит на пути к миру, справедливости и гуманности.

2. Разрушать ваши собственные порывы, возникающие от инстинкта самосохранения. Разрушать все, беспокоящее ваше сознание. Не причинять вреда никому, но преодолеть свои собственные недостатки – жадность, гнев, глупость и т.д. Джиткундо воздействует на нас самих.

Удары кулаками и ногами являются средством уничтожения эго. Это природное оружие представляет собой силу интуиции или инстинкта, которые, в отличие, от интеллекта или усложненного эго, не анализируют себя, ограничивая тем самым свою свободу. Природное оружие двигается вперед, не оглядываясь назад или по сторонам.

Так как чистосердечность и пустота сознания есть врожденные качества человека, то его природное оружие наследует эти качества и проявляет их с величайшей степенью свободы. Природное оружие является символом невидимого духа, поддерживающего сознание, тело и конечности в постоянной активности.

Отсутствие стереотипной техники по сути означает абсолютную свободу. Любые направления движения возможны в этом случае.

Отсутствие ограничений есть врожденное качество сознания человека. В естественном состоянии его мысли движутся вперед непрерывно: прошлые, настоящие и будущие мысли продолжаются как непрерывный поток.

Отсутствие мыслей означает не уноситься мыслями прочь в процессе мышления, не отвлекаться внешними объектами, думая быть свободным от мыслей. Истина, таким образом, есть субстанция, а мысли есть функция истины. Мыслить, определять значение в мыслях, это значит разрушать мысль.

Сконцентрируйте свое сознание в «резкий фокус» и примите состояние боевой готовности, чтобы вы могли мгновенно интуитивно понять истину, которая существует повсюду. Сознание должно быть свободно от старых привычек, предрассудков, ограничений и даже от обычного мышления.

Очистив сознание от всего лишнего, вы будете воспринимать реальность в ее сущности, как таковой, в ее «обнаженности», которая соответствует буддийской концепции пустоты. Опустошите вашу чашку, чтобы она могла быть наполнена, освободите свое сознание для достижения истины.

Безнадежность ограниченности

В длинной истории боевых искусств стремление к копированию и имитации присуще в равной мере большинству боевых мастеров, инструкторов и учеников. Отчасти это связано с человеческой природой, отчасти с прочными традициями различных стилей. Найти «свежего» оригинального мастера-учителя очень трудно, и ощущается острая потребность в «указателе пути».

Каждый человек, отдавая предпочтение какому-то стилю, верит, что этот стиль самый лучший и отказывается от других. В таком случае каждый стиль становится своеобразным «законом», устанавливающим свое объяснение «Пути», свое понятие о гармонии жесткого и мягкого, свой ритм исполнения техник.

Вместо изучения рукопашного боя, как такового, большинство школ боевых искусств создают «беспорядок воображения», сбивают с толку и запутывают учеников, отвлекая их от подлинной реальности боя, которая является простой и ясной. Вместе проникновения непосредственно в суть боя, «ритуально» отрабатываются сложные эффектные формы, безнадежно ограниченные и надуманные техники, которые лишь имитируют реальную схватку. В таких школах ученики вместо приобретения навыков реального боя, занимаются чем-то «подобным» бою.

Еще хуже, когда в тренировку привносят понятие сверхъестественной силы сознания и духа. Это стремительно уносит учеников в мистику и абстракцию. Все эти вещи являются бесполезными попытками закрепить и зафиксировать постоянно изменяющиеся движения рукопашного боя, расчленять и анатомировать, как труп. Когда вы поймете это, то увидите, что реальный бой есть не что-то жестко фиксированное, а, напротив, нечто «очень живое». Установленные школами «образы» закрепляют и «цементируют» то, что ранее текло и изменялось. Очевидно, что такое обучение есть не что иное, как слепое следование бесполезным на практике шаблонам или трюкам, путь, который ведет в никуда.

Когда возникает реальное чувство, например, гнев или страх, сможет «стилист» действовать «классическим» способом, или он только услышит свой собственный пронзительный крик? Является живым человеком, способным на самовыражение, или только образцовым механическим роботом? Является он существом, которое может приспособиться к внешним обстоятельствам, или он сопротивляется им в соответствии с усвоенным в школе набором шаблонов? Создают ли избранные приемы барьер между ним и противником при постоянно изменяющихся внешних условиях?

«Стилисты» вместо того, чтобы смотреть прямо на факты, цепляются за формы, запутывают себя все более и более, и, наконец, загоняют себя в безвыходную ситуацию. Они не видят факта в его сущности, так как их обучение извращено и искажено, знание должно соответствовать сущности вещей. Зрелость не означает приверженности какой-то концепции. Это есть реализация того, что содержится в глубине нашей сущности.

Пустота есть свобода от навязываемых ограничений. Жизнь есть взаимосвязь с окружающим миром. Человек свободный и простой действует без процесса выбора. Что есть, то есть. Действие, основанное на мысли, очевидно, является результатом выбора, а значит оно не свободно. Такое действие создает дополнительное сопротивление, дополнительный конфликт.

Взаимоотношения есть процесс самопознания. Взаимоотношения есть зеркало, в котором вы исследуете себя самого – «быть» означает находиться во взаимоотношениях с кем-либо.

Комплекс «шаблонов», неспособных измениться или исправиться в зависимости от обстоятельств, есть очередной вариант «клетки». Истина лежит вне всяких шаблонов. Формальные упражнения есть бесплодные повторения техник вместо самопознания в процессе контакта с живым противником. Наработка таких «шаблонов» увеличивает сопротивление интуитивному действию, а сложные техники увеличивают его еще более.

Обычный человек подобен сгустку рутины, предвзятости и традиций. Когда он действует, то переводит каждое живое действие на язык прошлого. Знания фиксированы во времени, а процесс познания продолжается непрерывно. Знание приходит к нам от какого-то источника – из «статики», и накопления фактов, в то время, как познание есть движение, есть «динамика».

Накопление знаний есть только развитие памяти, которая становится механической. Познание есть движение, которое не имеет ни начала ни конца. В занятиях боевыми искусствами должен царить дух свободы. Обученное сознание – несвободно. Обучение ограничивает личность рамками особой системы. Чтобы обрести свободу самовнушения, необходимо покончить со своим «прошлым». От прошлого вы наследуете постоянство, от нового вы получаете изменение.

Для реализации свободы человек должен научиться жизни, как бесконечному движению. Свобода лежит по ту сторону сферы сознания. Наблюдать, но не останавливать и не истолковывать. Если вы думаете: «Я свободен», то на самом деле живете воспоминаниями о чем-то давно ушедшем. Понять и жить «сейчас» означает: все прошлое должно умереть. Свобода от познания есть смерть, поэтому вы живы. Откажитесь внутренне от «за» и «против». Не существует правильного или ошибочного действия, когда вы свободны. Боец, действующий без самовыражения, несвободен, поэтому он на все реагирует так, «как учили», вместо того чтобы реагировать на происходящее в соответствии с реальностью.

Боец, действующий без самовыражения, зря тратит драгоценное время. Боец должен всегда держать в сознании только одну цель – сражаться, не оглядываясь ни назад, ни в стороны. Он должен устранить все преграды своему движению вперед – эмоциональные, психические или интеллектуальные.

Любой человек может действовать свободно и цельно, если он «вне системы». Тот, кто действительно ищет истину, не имеет стиля вообще. Он живет тем, что есть.

Если вы хотите познать истину в боевых искусствах, видеть каждого противника ясно, вы должны отбросить представления о стилях и школах, предрассудки, симпатии, антипатии и так далее. Тогда в вашем сознании не будет конфликтов и наступит покой. В таком состоянии вы все будете видеть цельно и свежо!

Если вы следуете классическим образцам, вы познаете рутину, традицию, тень – что угодно, но только не самого себя. Как можно ответить на общее частным? Бездумное, ритмическое повторение техник лишает эти боевые движения их «жизни» и «смысла» – их реальности. Наработка форм, даже немного меняющихся в зависимости от условий, становится якорем, который держит вас на месте и тянет вниз. Этот путь ведет вас только вниз.

Форма есть средство создания внутреннего сопротивления, это есть отработка только шаблонных движений. Вместо бессознательного увеличения своего внутреннего сопротивления, делайте движение так, как оно возникает, не анализируйте его – инстинктивное действие позволяет приспособиться к противнику наилучшим образом. Боец, скованный рамками конкретного стиля, видит своего противника через «призму» внутреннего сопротивления – он «исполняет» свои стилизованные блоки, вслушивается в свой собственный пронзительный крик и не видит, что в действительности делает его противник. Мы сами являемся ката, мы есть классические блоки и удары, столь глубоко мы пропитаны ими.

 

Чтобы справиться с противником, необходимо открытое непосредственное восприятие. Такого восприятия не существует там, где есть внутреннее сопротивление, где существует «единственный верный путь».

Быть в состоянии гармонии с бытием означает быть способным следовать бытию, которое постоянно движется и изменяется. Если боец придерживается особой точки зрения, то он не способен следовать быстрому изменению бытия.

Чтобы ни думали вы о хуках и свингах, в рамках своего собственного стиля, не существует хорошей защиты от них. Действительно, почти все «природные» бойцы используют их. Боевым мастерам они добавляют разнообразия в атаках. Мастер должен уметь наносить удар из того положения руки, в котором она находится.

Но в классических стилях Система становится более важной, чем человек! «Классический» человек действует в соответствии с «шаблонами» стиля! Как могут косные методы и системы пополняться чем-то живым? Путь, «определенная дорожка» есть к тому, что статично, фиксировано, мертво, но нет пути к тому, что живо. Не сводите живую реальность до уровня статических образцов и не изобретайте методов достижения этого!

Истина заключается в отношениях с противником, в постоянном движении в жизни, но никогда в статике. Истина не имеет пути. Истина есть жизнь и, потому, изменение. Истина не имеет точки покоя, формы, ограничений, философии. Когда вы увидите это, вы поймете, что истина – такая же вещь, как вы сами. Вы не можете выразить себя и быть живым в статике, формах, стилизованных движениях.

Классические формы сковывают ваше творчество, ограничивают и закрепощают ваше чувство свободы. Вы не способны «быть», вы способны «делать» без всякого чувства. Позолоченная бумажка может быть выдана за золотую монету, чтобы успокоить плачущего ребенка. Точно так же, как так называемые «секретные техники» и эффектные позиции впечатляют неопытных новичков. Все вышесказанное не означает, что не нужно делать ничего вообще. Нужно только не обдумывать свои действия заранее. Не нужно выбирать. Отсутствие выбора в сознании не тормозит мысль.

Признание или отрицание мешают восприятию. Позвольте своему сознанию воспринимать противника не логикой, а чувством, тогда появится возможность реальной связи с ним. Чтобы одному человеку почувствовать внутреннее состояние другого, необходимо иметь такое состояние сознания, при котором нет места размышлению, сравнению или ожиданию будущего развития событий. Прежде всего не начинайте с выводов.

Почувствуйте свободу от шаблонов стилей. Освободите себя, наблюдая за своей обычной тренировкой. Не осуждайте и не одобряйте, просто наблюдайте. Когда вы вне влияния, когда вы отбросите заучивание классических форм и шаблонов, тогда вы будете ощущать и видеть окружающее свежо и ново. Когда у сознания нет выбора, нет требований, нет страха, то это – единственное состояние духа, в котором возможно восприятие. Такое состояние решит все ваши проблемы.

Понимание требует не только момента восприятия, но и непрерывного познания, постоянного состояния вопроса без ответа.

К пониманию рукопашного боя боец приходит простым и прямым путем: через ощущение от момента к моменту в зеркале взаимоотношений. Самопознание происходит в процессе взаимоотношений с другими людьми, а не в самоизоляции. «Познавать себя» означает «изучать себя во взаимных отношениях с другим человеком».

Для понимания реальности требуется сознание, зрелый и совершенно свободный дух. Любое усилие сознания ограничивает его, потому что усилие подразумевает борьбу за достижение цели. Когда вы видите свою цель, намерение, окончание в поле зрения, то этим вы накладываете ограничение на свое сознание.

Если сегодня я вижу что-то совершенно новое, то эта новость является испытанием для моего сознания. Если завтра я попытаюсь повторить новизну ощущения, а это не удается, то повторение становится «механическим». Описание никогда не соответствует действительности. Действительность соответствует истине только мгновение, потому что истина не имеет будущего. Исследуя проблему, мы постигаем истину. Проблема не столь уж далека от ответа. Проблема – это и есть ответ: понимание проблемы разрешает проблему. Наблюдая, сохраняйте «цельность» своего сознания.

Подлинная сущность познается интуитивно, ее невозможно понять посредством рассуждений и размышлений. Размышление есть «несвобода» – все мысли являются ограничением сознания, размышление не может быть всеобъемлющим. Мысль есть ответ памяти, а память всегда ограничена, так как валяется результатом опыта. Таким образом, мысль – это реакция сознания, ограниченного жизненным опытом. Познай пустоту и спокойствие своего сознания. Будь пустым, не имей стиля или формы, чтобы противник не подобрал к тебе «ключи».

Естественное состояние сознания – покой, следование Пути возможно без размышлений. Интуиция есть реализация того, что не создано естественной природой человека.

Тишина и покой устанавливаются, когда человек свободен от внешних влияний и не взволнован. «Быть спокойным» означает не иметь каких-то иллюзий или заблуждений о действительности. Там, где нет мысли, существует только реальность. Реальность не движется, но ее движение и действие неисчерпаемы.

Медитировать означает реализовать абсолютную пустоту своего сознания. Несомненно, что медитация не может быть процессом концентрации, потому что высшей формой мышления является ничто. «Ничто» – это состояние, в котором не существует ни положительного ни отрицательного. Это состояние полной пустоты.

Концентрация есть процесс самоограничения, отбрасывание лишнего. Там, где есть процесс концентрации, существует и мыслитель – человек, который отбрасывает лишнее. Концентрируясь, он формирует центр, от которого происходят противоречия. Возникает состояние действия без «действующего лица», состояние испытания без испытателя. Это состояние подобно классическому беспорядку.

Классическая концентрация, то есть сосредоточение сознания на одном предмете и отбрасывание всех других, и познание, которое является всеобъемлющим и ничего не исключает – есть два состояния сознания, которое можно понять только при объективном непредвзятом наблюдении.

Познание не имеет границ, оно дает вам все бытие без исключения.

Концентрация есть ограничение сознания. Но мы связаны с общим процессом жизни и концентрируясь, на каком-то частном ее аспекте, обедняем жизнь. Мгновение не имеет прошлого или будущего. Это не есть результат мышления, а потому не имеет времени.

Если в одно мгновение ваша жизнь оказывается в опасности, разве вы говорите: «Дайте мне убедиться, что моя рука находится на бедре, а мой стиль соответствует канону». Когда ваша жизнь в опасности, разве вы спорите о методе, которым будете защищаться? Так зачем же эта двойственность? Так называемый «мастер боевых искусств» есть результат трех тысяч лет пропаганды и условностей.

Почему же некоторые люди поддаются этой пропаганде? Они могут исповедовать как идеал все – от «легкости» до «жесткости», но когда возникает реальная боевая ситуация, что произойдет? Идеалы, принципы, все то, «что должно быть» ведут к лицемерию.

Так как никто не хочет чувствовать себя неудобно, неопределенно, то каждый устанавливает себе образец поведения и мышления, образец взаимоотношений с человеком. После этого человек становится рабом своего образца и принимает его за действительность.

Соглашение об определенном характере движений и действий в соответствии с установленными правилами может быть полезным для таких видов спорта, как бокс или баскетбол, но успех Джиткундо базируется на его свободе использовать технику или обходиться без нее.

«Второсортный» боец слепо следует образцу своего сэнсэя или шифу. В результате его действия и, что более важно, его мышление становятся «механическими». Его реакции становятся автоматическими, соответствуют  установленным формам и делают бойца «узколобым» и ограниченным. Самовыражение должно быть полным, непосредственным, вневременным. Вы только тогда сможете выразить себя, когда вы свободны физически и духовно от внутренней разобщенности.

fictionbook.ru

Дух бойца. Это они, Господи…

«В этой книге собраны статьи Владимира Бушина за последние полтора года.

Она будет интересна всякому, кому интересны история, литература, современная жизнь. Читатель В. Бушина — тот, кто способен, даже не соглашаясь, получать удовольствие от чтения. Потому что главное, чем хорош автор — читать его интересно, прямо не оторвёшься. Конечно, у него многочисленные поклонники, сочувствующие каждому полемическому выпаду. И всё же, по-моему, он — автор для подлинно свободного ума. Главное в Бушине — артистизм и занимательность. И, конечно, воинственный дух бойца, сарказм, вечная весна в одиночной камере…

Владимир Бушин пишет удивительно много и, кажется, по плодовитости может соперничать лишь с Дмитрием Быковым. Он исключительно эрудирован: поражает способностью легко оперировать фактами, именами, биографиями. Другое дело, что Бушина нет в эфире, и площадки для публикаций у него малотиражные. Впрочем, его книги постоянно переиздаются. Так, книга об А. Солженицыне вышла в этом году уже четвертый раз. А ведь по возрасту он годится Быкову в отцы или даже в деды. Но смелость, напряженность, звонкость его текстов создают впечатление, что это написано молодой и сильной рукой. Да и дотошная цепкая памятливость свидетельствует о ясной свежести разума.

Он родился в семье бывшего царского офицера в 1924 году. Школу окончил за несколько дней до начала Великой Отечественной. С осени 42-го на фронте. Прошёл со своей армией от Калуги до Кёнигсберга. Потом воевал с японцами в Маньчжурии. После войны закончил Литературный институт. Печататься начал, когда ещё был на фронте.

Объекты атак Владимира Бушина — многие известные люди: и политики, и литераторы как, разумеется, либерального, так и своего, патриотического направления. Среди них немало моих друзей или людей мною уважаемых, но разве в этом суть? Но он не „агрессор“, а защитник правоты Советского периода отечественной истории. Это для него некое суверенное государство духовных и исторических ценностей. Это не то суверенное государство, каким однажды объявил сам себе Александр Зиновьев. И вот какова была моментальная искромётная реакция на это Бушина: „Возникает вопрос: а его жена и дети являются гражданами этого суверенного государства? Их муж и отец выдал им паспорта? Есть у них прописка? Если муж полезет под одеяло к жене, она не расценит ли это как вражеское вторжение, как грубое попрание её суверенитета и не даст ли надлежащий отпор наглому оккупанту, вознамерившемуся вопреки международному праву подмять под себя независимую Китайскую державу?“. Помните у Цветаевой:

Вчера за рученьку держал,

Ровнял с Китайскою державою…

Да, ключевая идея фронтовика Владимира Бушина — правота красного периода отечественной истории. О, он не из тех, кто призывает за всё каяться, низко опустить голову! Он апостол совсем другого — гордиться и голову держать высоко. Он, как и я, вовсе не считает, что советская власть была чуть ли не раем на земле. Но ясно, что Бушин не только любит свою страну, а ещё и умеет ярко, убедительно, умно ответить на любые нападки на историю страны. Делает он это живо, с юмором, с русской усмешкой, так что единственная управа на Бушина — не замечать его и держать в разряде безумцев и маргиналов, что его противники и много лет и делают».

Есть здесь один тонкий момент. В своих статьях Бушин почти никогда не предлагает идеи и рецепты, он самозабвенно разносит в пух и прах чужие!.. О том же патриотизме Бушин, любитель Толстого и Пастернака, высказывается спокойно и честно:

«Конечно, если под патриотизмом понимать барабанные речи, то они не имеют никакого отношения к подвигам, но Толстой знал, что есть „скрытая теплота патриотизма“, а советский поэт об этом же сказал так:

Никто не говорил «Россия!»,

А шли и гибли за неё

Читая Бушина, хочешь понять загадку его долголетия и творческой энергии. Наверное, разгадка в страстности. В детскости. В донкихотстве. Как писал другой в прямом смысле детский писатель и долгожитель Сергей Михалков:

Попал Бушину на суд —

Адвокаты не спасут!

В каком-то смысле Владимир Бушин — это чистая энергия, тем и привлекателен. У него, десятилетиями не бывшего на телеэкране, в России множество читателей, увлечённых его энергетикой. Мало того, ему пишут читатели и из ближнего зарубежья, и из Австралии, Канады, Китая… Не увлечься им трудно.

СЕРГЕЙ ШАРГУНОВ,

«Литературная Россия», № 29 от 16 июля 2010 г.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

public.wikireading.ru

Дух воина или душенка нищего?

Недавно общался с хорошим товарищем об оружии, самообороне, и разговор зашел о эффективности стилей. Я, соответственно, стал рассказывать о каратэ, но товарищ меня пренебрежительно прервал и сказал, что он занимался самым эффективным и крутым, боевым и полноконтактным кекусинкай-каратэ, а все остальные стили — это балет. Что они настолько круты, что бьются в полный контакт без защиты чуть ли не три раунда по три минуты. .. и то получают на улице. Я не люблю такие глупые разговоры, а потому сразу меняю тему. Хотя меня так и подмывало спросить если вы занимаетесь особо эффективным и боевым-полноконтактным, то почему не ломаете друг другу ничего? Да еще и так долго возитесь 3 по 3… То ли бить не умеют, то ли бьют не туда, то ли выбор технических действий таков, что становится бесполезным.

В интернете даже анекдоты появились:

xxx: Всю суть карате я понял, когда случайно подслушал в фитнес-клубе разговор тренера по кекусинкай-карате и администратора. Тренер сказал, что на старости лет решил пойти на бокс, чтобы научиться не получать по голове.

Произошла профанация целого направления. Недаром Адзума Такаси, основатель Кудо, отказался от названия каратэ и заменил его созвучным произношением. Он отметил, что каратэ дискредитировало себя как боевое искусство.

Недавно увидел рекламу кекусинкай где на фото были… бойцы Сетокана. Логику можно понять если тренер хотел на фото показать замануху, коей являются удары в голову.

С другой стороны я могу понять Ояму: ему нужен был вид спорта с одной стороны зрелищный, а с другой абсолютно безопасный. Ояма всегда противопоставлял свой стиль другим направлениям, особенно тем, кто практиковал спарринги по правилам WUKO (Сетокан, Вадорю, Годзюрю, Ситорю). Эти правила решали вопрос безопасности спаррингов за счет принципа сундомэ (остановка удара на растоянии одного сун, около 2 см.). Оямой были придуманы правила, которые позволяли смело утверждать, что у них полный контакт, но это достигалось за счет большого числа ограничений, которые по сути и убили эффективность каратэ.

 В 1973 году Дж. Андерсоном-старшим были придуманы правила Тойквай-каратэ, которые тоже наложили свой отпечаток на практиков данного направления. На тот период Дж. Андерсон-ст. имел опыт дзюдо и каратэ, но был не удовлетворен в каждом из них, что толкнуло его создать первые правила смешанных боев, то что в последствии назовут MMA (mix fight). Удары руками, ногами, локтями и коленями, возможность бороться, удушать и выполнять болевые, вот что сделало правила Тойквай-каратэ самым жестким стилем. С другой стороны ряд ограничений позволили не скатиться к уличным дракам.

Соревнования по правилам Тойквай регулярно проводятся на Мальте.

 С другой стороны жесткость отталкивает широкие массы, происходит процесс естественного отбора. Многие приходят, но не всякий является воином в душе, и не каждый может принять и позволить пробудиться духу воина.

Кто-то сбегает уже на этапе общей физической подготовки, кто-то очень торопится и не хочет точить технику, кто-то не может вынести тяжесть психологической нагрузки противостояния в спаррингах…

 Противостояние полного контакта и бесконтакта происходит и у нас в Тойквай: так в Лондоне перестали проводить чемпионаты по правилам Тойквай, а пользуются правилами WKF, а на Мальте на оборот, только полноконтактная версия правил Тойквай.

Всегда считал, что боевые искусства это путь развития духа воина, так сказать, путь преобразования человека, homo vulgaris, в Воина.

Пути для этого преобразования бывают внешние и внутренние.

Преодоление внешних трудностей и развитие тела есть инструмент внешнего преобразования.

Шлифовка внутренних процессов, мотивов, реакций, желаний и волевых импульсов — внутренние преобразования, инструментом к которым является произвольная работа с вниманием.

Заявился на прошлых выходных на соревнования по разным направлениям БИ, а заодно посмотрел кто чем занимается, какие тенденции и тд. И заметил интересную особенность: практически все декларируют развитие духа, но как только начинает проявляться дух бойца, то его тут же останавливают.

Старые мастера говорили: «Побеждает не тело, побеждает дух».

Выйти на соревновнование это уже поступок, но это только начало!

Нужно еще и закончить дело! И тут проявляются непонятные процессы… вернее очень даже понятные, но неприглядные.

При недостатках в подготовке технических элементов или тактики и стратегии начинает рулить дух воина. Именно об этом и говорили старые мастера.

Но что получается? Как только включился в работу легендарный дух воина, судья сразу останавливает бой.

Его можно понять, он отвечает за безопасность бойцов, а потому пресекает все попытки проявления бойцовского духа кроме одного — терпения.

Так как же развивать дух? Или дух по их мнению это только терпение?

К примеру, как развивают боевой дух в нашем и Израельском спецназе? Есть такое упражнения: берут бойцов, одевают в защитную экипировку и они на каждой тренировке, на протяжении трех месяцев бьются один против троих-четверых. Без остановок времени и др.

Меня каждую субботу сэнсэй ставил против группы или давал 15-20 боев подряд с меняющимися противниками. Это стимулирует мышление и тонизирует тело.

Что предлагают соревнования? Они стимулируют технику, тактику и в меньшей степени стратегию. Дух остается в опале из-за боязни травм и неконтролируемой техники.

Т.е. участвуя в соревнованиях такого рода мы тренируем в основном тело, навыки техничной работы и пренебрегаем тренингом мозга, духа, психики.

И тут стоит задуматься о том, что телом управляет именно мозг.

Все видели как достаточно опытный, техничный и сильный боец мгновенно превращает бой в пьяную драку под пивным ларьком. Стойка на прямых ногах, удары по-рабоче-крестьянски, тупые прямолинейные наскоки… Это проблема не техники, а духа! Дух, психика не выдерживает нагрузок и управляющие действия становятся нерациональными, хаотичными, боевой комп перегружен, зависает, выдает нерациональные решения или решения с запаздыванием.

В такой ситуации боец старается побыстрее решить вопрос, и радикально. Отсюда и неконтролируемые удары от которых возможны травмы.

Второй аспект данной ситуации, это систематическое педагогическое воздействие, так называемое создание обученной беспомощности. http://toyakwai.forum2x2.ru/t6-topic#6 Тогда это, по-факту,  оружие, троянский конь! И внедрение такой практики в чужие ряды является подготовкой к поражению противника.

«Воин ни перед кем не опускает голову, но в то же время он никому не позволяет опускать голову перед ним.

Нищий, напротив, падает на колени и шляпой метет пол перед тем, кого считает выше себя. Но тут же требует, чтобы те, кто ниже его, мели пол перед ним».

Стоит задуматься, что именно поощряют и развивают конкретные правила соревнований, какие цели преследуют их создатели.

Вице-президент РСОО ФБИ «Тойквай»Павел Николаевич Пискун

Вас заинтересует \ Related posts

www.toyakwai.ru

Брюс Ли, М. Уехара - Боевая школа Брюса Ли. кн. 5. Философия и дух бойца

Пятая, заключительная книга о боевом методе Брюса Ли, в которой читатель найдет ключи к пониманию целостности и универсальности системы, разработанной Брюсом. Материал книги позволит интегрировать все части системы в тотальный боевой стиль, высокоэффективный и бескомпромиссный, представляющий собой сплав непоколебимого духа и реальной техники. Без понимания духовной стороны боевого искусства, представленной на страницах этой книги, невозможно понять "сердце" (сущность) метода боя, практиковавшегося Брюсом и его многочисленными последователями, что в итоге приводит лишь к "голой" имитации техники, превращая мощное боевое искусство в военизированную гимнастику.

Посвящается всем друзьям и ученикам Брюса Ли.

Содержание:

Брюс Ли и М. УехараБоевая школа Брюса ЛиКнига 5: Философия и дух бойца

Предисловие

В своем постижении боевых искусств Брюс Ли старался отыскать ту первозданную простоту и целостность, которая была присуща им изначально. Разработанная им система боя стала одним из этапов этой работы, направленной на осознание мудрости древних и облачения этой мудрости в новую форму, понятную для современного человека. Фрагменты этого осознания вдумчивый исследователь может обнаружить в том наследии, которое осталось после Брюса – его фильмы, книги, интервью.

В пятой, заключительной книге о боевом методе Брюса Ли, читатель найдет ключи к пониманию целостности и универсальности системы, разработанной Брюсом. Материал книги позволит интегрировать все части системы в тотальный боевой стиль, высокоэффективный и бескомпромиссный, представляющий собой сплав непоколебимого духа и реальной техники. Без понимания духовной стороны боевого искусства, представленной на страницах этой книги, невозможно понять "сердце" (сущность) метода боя, практиковавшегося Брюсом и его многочисленными последователями, что в итоге приводит лишь к "голой" имитации техники, превращая мощное боевое искусство в военизированную гимнастику.

Дзэн

Чтобы постичь боевое искусство, необходимо избавиться от всего, что скрывает истинный смысл, реальную жизнь. В то же время, это означает безграничное познание, которое должно быть направлено на изучение не особой области, входящей в состав целого, а на целое, содержащее в себе и эту область.

Путь познания кармы заключается в гармонии сознания и воли. Единство всего живого – есть истина, которую можно постичь тогда, когда ложное представление о возможности существования своего "Я" отделено от целого, уничтожено навсегда.

Пустота есть "нечто", которое находится точно посредине между "тем" и "этим". Пустота содержит в себе все и не имеет противоположности. В ней нет ничего, что исключало бы ее или противостояло ей. Пустота существует потому, что все формы возникают из нее, но тот, кто воплощает в себе пустоту, наполнен жизнью, энергией и любовью от всего сущего.

Превратись в "деревянную куклу": у нее нет "Я", она ничего не думает, она ничего не воспринимает, не сохраняет. Позволь телу и конечностям следовать своим собственным законам.

Если в тебе нет ничего застывшего, косного, то окружающее бытие будет проявлять себя само. В движении будь подобен воде. В покое будь подобен зеркалу. Отвечай подобно эху. Ничто невозможно отделить, мягчайшую вещь невозможно схватить.

Я двигаюсь и не двигаюсь вообще. Я подобен неподвижному отражению луны в бушующих и скачущих волнах. Это не осознание действия "Я делаю это", а скорее внутреннее понимание, что "это случилось, благодаря мне" или "это делается для меня". (Осознание собственного "Я" становится величайшим препятствием для правильного исполнения всех физических действий).

Концентрация сознания означает его неподвижность. Если сознание прекращает действовать свободно, как должно быть, то это уже не есть сознание, как таковое.

"Неподвижность" – это концентрация энергии в фокусе, как на оси колеса, вместо рассеивания ее в процессе разрозненных действий.

Главным является результат действия, а не его исполнение. Не актер, а игра, не экспериментатор, а эксперимент.

Видеть вещь независимо от своих собственных желаний и ожиданий, значит, видеть ее в истинном свете.

Искусство достигает высочайшей вершины, когда освобождается от самосознания. Свобода открывается человеку в тот момент, когда ему безразлично, какое впечатление он производит или должен производить.

Совершенный путь труден только для тех, кто выбирает и желает. Не выбирайте: нравится – не нравится, тогда все будет ясно. Сделайте зазор в толщину волоса, и небо отделится от земли, если хочешь познать истину не будь ни "за", ни "против". Борьба между "за" и "против" есть наихудшая болезнь сознания.

Мудрость заключается не в попытках отделить хорошее от дурного, а в умении "оседлать" их и приспособиться к ним, как пробка приспосабливается к гребням и впадинам волн.

Позвольте себе идти с болезнью, быть с ней, ухаживать за ней, это – путь быть свободным от нее. Утверждение является Дзэном, если только оно воздействует само по себе, а не мыслью, заключенной в нем. В буддизме нет места для усилий. Следует быть естественным и не делать чего-то особенного. Ешьте свою пищу, освобождайте кишечник, пейте воду, а если вы устали, ложитесь отдыхать. Невежественный будет смеяться надо мной, но мудрый поймет.

Уясните себе следующее: двигайтесь быстро, как призрак, и будьте спокойны, как невинность. Тот, кто спешит, проигрывает. Не опережайте других, всегда приспосабливайтесь к ним. Не спешите, выбросите это из головы. Не стремитесь к этому специально, и будете действовать, когда этого менее всего ожидают.

Думай, как бы не думая. Наблюдай за техниками, как бы не наблюдая. Не существует универсального уровня. Все, что я могу дать, подобно нужному лекарству от определенных болезней.

Восьмеричный путь буддизма

Восемь способов устранения страдания путем исправления ложных ценностей и получения истинных знаний о смысле жизни заключается а следующем:

1. Правильные воззрения (понимания): вы должны ясно видеть, что ошибочно.

2. Правильные устремления (желания): решитесь на исцеление.

3. Правильная речь: говорите в соответствии со своей целью – исцелиться.

4. Правильное поведение: вы должны действовать.

5. Правильный образ жизни: ваши средства существования не должны противоречить вашему лечению.

6. Правильные усилии: лечение должно идти с постоянной скоростью, самой высокой, которая может быть выдержана.

7. Правильное внимание (контроль сознания): вы должны чувствовать это и думать об этом непрерывно.

8. Правильное сосредоточение (медитация): учитесь созерцать глубину своего сознания.

Искусство души

Целью искусства является демонстрация внутреннего мира, воплощение в эстетическом произведении глубочайшего духовного и личного опыта человеческого бытия. Оно способно сделать понятным эти переживания и дает возможность осознать их в рамках идеального мира. Искусство проявляется в духовном понимании внутренней сущности вещей и является формой общения с природой абсолюта.

Искусство есть воплощенное впечатление от жизни, и оно преодолевает границы времени и пространства. Мы должны попытаться с помощью искусства придать нашим душам новые формы и новое отношение к природе и миру. Самовыражение мастера демонстрирует его душу, его школу, его хладнокровие. За каждым движением мастера скрывается музыка его души. В противном случае, движение является "пустым", а "пустое" движение подобно пустому слову – оно не имеет значения. Избегайте "неясных" мыслей и действий.

profilib.net


Смотрите также