Боги древних славян… Какими они были? Во что верили и кого почитали наши предки? Обо всем этом я и хочу рассказать в своей статье. Поверья и мифология древних славян Боги древних славян, которые входили в так называемый языческий пантеон, принадлежали, как правило, к одному из двух видов: некоторые из них считались солнечными, других сейчас принято называть функциональными. Верховным же считался Сварог, часто также именуемый богом Родом. К солнечным богам относят четыре древних божества: Хорса, Ярила, Дажьбога и Сварога. А в пантеон функциональных вошли Перун, Семаргл, Велес и Стрибог. У славян были и свои праздники. Например, они отмечали смену и времен года, и солнечных фаз. Древнеславянские боги были ответственны за эти изменения. Каждый - за свое: Хорс - за весну, Ярило – за лето, Дажьбог – за осень, и, наконец, Сварог – за зиму. Именно в "свои" сезоны их и почитали особо. Такая традиция на Руси имела достаточно глубокие корни. Кстати, нельзя не отметить и тот факт, что после Крещения Руси боги древних славян не были напрочь забыты, а продолжали массово почитаться, но уже под видом привычных нам православных святых. Солнечные боги древних славян. Функциональные боги древних славян fb.ru Тема русского язычества в последние годы невероятно популярна. Ширятся ряды «родноверов», «славяно-ариев», «родичей» и других неозыческих течений. Между тем, ещё до середины прошлого века спор о русском язычестве велся только в научных кругах. Слово «язычество» происходит от славянского слова «языцы», то есть «народы», не принявшие христианство. Также оно в исторических летописях обозначает «поклоняющийся многим богам (идолам)», «идолопоклонник». Само слово «язычество» - калька с греческого «ethnikos» («языческий»), от «ethnos» («народ»). От этого же греческого корня народ называется «этносом», и образовано название науки «этнографии» «изучающей материальную и духовную культуру народов». При переводе Библии переводчики переводили словом «язычник» еврейские термины «гой» (нееврей) и подобные им. Затем словом «язычник» первые христиане стали обозначать предствителей всех неаврамических религий. То, что эти религии были, как правило, политеистическими, повлияло на на то, что «язычеством» в широком смысле стали называть «многобожие» как таковое. Научных исследований по русскому язычеству вплоть до последней трети XX века было очень мало. В 1902—1934 годах чешский филолог Любор Нидерле опубликовал свой знаменитый труд «Славянские древности». В 1914 году была издана книга историка-масона Евгения Аничкова «Язычество и древняя Русь». В начале XX века исследовал русское язычество и филолог финского происхождения Вильо Петрович Мансикка («Религия восточных славян»). После Первой мировой интерес к славянскому язычеству спал и пробудился вновь уже во второй половине XX века. В 1974 году вышел труд Владимира Топорова и Вячеслава Иванова «Исследования в области славянских древностей». В 1981 году - книга археолога Бориса Рыбакова «Язычество древних славян». В 1982 году - нашумевшая работа филолога Бориса Успенского о древнем культе Николая Мирликийского. Если мы зайдем сейчас в любой книжный магазин, то увидим на полках сотни книг по русскому язычеству. О нем пишут все, кому не лень (даже сатирики) - тематика очень популярна, однако «выловить» сегодня в этом океане макулатуры что-нибудь научное крайне непросто. Представления о русском язычестве до сих пор обрывочны. Что мы знаем о нем? Русское язычество было политеистической религией. Это доказано. Верховным богом был Перун, что сразу ставит язычество славян в ряд религий с богом-громовержцем во главе пантеона (вспомните Древнюю Грецию, Древний Рим, индуизм). Представление о главных языческих богах дает нам так называемый «Владимирский пантеон», составленный в 980 году. В «Лаврентьевской летописи» читаем: «И нача княжити Володи мерь въ Киеве единъ • и постави кумиры на холму • вне двора тсремнаго. Перуна древяна • а главу его сребрену • а оцсъ златъ • и Хърса Дажьба • и Стриба • и Симаръгла • и Мокошь [и] ж ряху имь наричющея б[ог]ы... и жряху бесомь».... Идет прямое перечисление богов: Перун, Хорс, Даждьбог, Стрибог, Симаргл и Мокошь. Хорс и Даждьбог считались богами солнца. Если Даждьбога признавали славянским богом солнца, то Хорса считали богом солнца южных племен, в частности торков, где еще в X веке было сильным скифско-аланское влияние. Имя Хорса выводится из персидского языка, где корш (коршид) обозначает «солнце». Однако олицетворение Хорса с солнцем было оспорено некоторыми учеными. Так, Евгений Аничков писал о том, что Хорс - не бог солнца, а бог месяца, луны. Этот вывод он сделал на основании текста «Слово о полку Игореве», где упоминается величественное языческое божество, которому Всеслав Полоцкий путь перебегал: «Всеслав-князь людям суд правил, князьям города рядил, а сам ночью волком рыскал: из Киева дорыскивал до петухов Тмутаракани, великому Хорсу волком путь перерыскивал». Ясно, что Всеслав перебегал путь Хорсу ночью. Великим Хорсом, по мнению Аничкова было не солнце, а месяц, которому также поклонялись восточные славяне. Споров относительно солярной природы Даждьбога не возникает. Его имя происходит от «даждъ» – дать, то есть дай-бог, дающий бог, буквально: дающий жизнь. По древнерусским памятникам, солнце и Даждьбог – синонимы. Солнцем называет Даждьбога в 1114 году Ипатьевская летопись: «Солнце же царь, сын Сварога, он же Даждьбог». В уже упомнятом «Слове о полку Игореве» русский народ назван Даждьбожьими внуками. Ещё один бог из Владимирского пантеона - Стрибог. Он обычно считается богом ветров, однако в «Слове о полку Игореве» читаем: «Вот ветры, Стрибожьи внуки, веют с моря стрелами на храбрые полки Игоря». Это позволяет говорить о Стрибоге как о боге войны. Первая часть имени этого божества «стри» происходит от древнего «стрити» – уничтожать. Отсюда Стрибог – уничтожитель добра, бог уничтожающий, или бог войны. Таким образом, Стрибог – уничтожающее начало в противовес доброму Даждьбогу. Другое название Стрибога у славян – Позвизд. Среди перечисленных в летописи богов, идолы которых стояли на Старокиевской горе, не совсем ясна сущность Симаргла. Некоторые исследователи сопоставляют Симаргла с иранским божеством Симургом (Сенмурв), священным крылатым псом, хранителем растений. По предположению Бориса Рыбакова, Симаргл на Руси в XII–XIII веках был заменен богом Переплутом, имевшим то же значение, что и Симаргл. Очевидно, Симаргл был божеством какого-то племени, подвластного великому киевскому князю Владимиру.Урок истории на тему "Язычество, или Во что верили древние славяне". 4-й класс. Во что верили древние славяне назови имена их богов и духов
Боги древних славян. Во что верили наши предки
В каких богов верили славяне, когда были язычниками
Что такое язычество
Трудности
Боги
Хорс
Даждьбог
Стрибог
Симаргл
Мокошь
В более бытовом смысле Мокошь также была богиней овцеводства, ткачества и женского хозяйства.
Мокошь еще долго почитали после 988 года. На это указывает хотя бы один из вопросников XVI века; церковник на исповеди обязан был спрашивать женщину: «Не ходила ли еси к Мокоше?». Богине Мокоше (позже Параскеве Пятнице) приносились в жертву снопы льна и вышитые полотенца.
Велес
В книге Иванова и Топорова отношения Перуна и Велеса восходят к древнейшему индоевропейскому мифу о поединке Бога Грозы со Змеем; в восточнославянской реализации этого мифа «поединок Бога-Громовержца с его противником происходит из-за обладания окотом».
Волос, или Велес выступает в русских летописях обычно как как «скотий бог», как бог богатства и торговли. «Скот» - деньги, подать; «скотница» - казна, «скотник» - сборщик дани.
В Древней Руси, особенно на Севере, культ Волоса был весьма значимым. В Новгороде память о языческом Волосе сохранилась в устойчивом наименовании Волосовой улицы.
Культ Волоса был и во Владимире на Клязьме. Здесь известен пригородный Никольский - Волосов монастырь, построенный по преданию на месте капища Волоса. Существовало капище Волоса и в Киеве, внизу на Подоле y торговых пристаней Почайны.
Ученые Аничков и Лавров считали, что капище Волоса в Киеве находилось там, где останавливались ладьи новгородцев и кривичей. Поэтому можно считать Велеса или богом «более широкой части населения», или «богом новгородских словен».
Велесова книга
При разговоре о русском язычестве нужно всегда понимать, что эта система представлений реконструируется по данным языка, фольклора, обрядов и обычаев древних славян. Ключевое слово здесь - «реконструируется».
К сожалению, с середины прошлого века повышенный интерес к теме славянского язычества стал порождать как малодоказуемые околонаучные исследования, так и откровенные подделки.
Самой известной мистификацией является так называемая «Велесова книга».
По воспоминаниям сына ученого, в своем последнем выступлении на бюро отделения академик Борис Рыбаков сказал: «Перед исторической наукой стоят две опасности. Велесова книга. И — Фоменко». И сел на своё место.
В подлинность «Велесовой книги» до сих пор верят очень много людей. Это не удивительно: по ней история русичей начинается с IX в. до н. э. от праотца Богумира. На Украине изучение «Велесовой книги» даже включено в школьную программу. Это, скажем мягко, поразительно, поскольку подлинность этого текста не признается академической общественностью даже больше, чем полностью.
Во-первых, множество ошибок и неточностей в хронологии, во-вторых - несоответствие языка и графики заявленной эпохе. Наконец - просто отсутствует первоисточник (деревянные таблички).
По признанию серьезных ученых «Велесова книга» является мистификацией, созданной предположительно русским эмигрантем Юрием Миролюбовым, который в 1950 году в Сан-Франциско опубликовал её текст с так и не продемонстрированных им табличек.
Известный филолог Анатолий Алексеев выразил общую точку зрения науки, когда написал: «Вопрос о подлинности «Велесовой книги» решается просто и однозначно: это примитивная подделка. В защиту её подлинности нет ни одного аргумента, против её подлинности приведено множество аргументов.»
Хотя, конечно, приятно бы было иметь «славянские Веды», но только подлинные, а не написанные фальсификаторами.
Читайте также:
cyrillitsa.ru
во что верили предки / Научный хит
sci-hit.com
Имена богов древних славян
Мы живем в замечательное время, когда каждый, кто небезразличен к истокам славянской культуры, может свободно постигать ее. Нам больше, к счастью, никто не навязывает, во что верить и чему поклоняться. И благодаря этому мы имеем возможность прикоснуться к наполненному мудростью и необыкновенным символизмом пласту, который одни называют язычеством, другие культом природных сил… А мы назовем его исконной славянской религией.
Вопреки расхожей фразе, наши предки не обожествляли природу. Они ее чувствовали и понимали. Они умели с ней разговаривать и постигали ее секреты. Давайте прикоснемся к волнующему, многогранному миру славянских богов и мы.
Род — Вседержитель, Святой Свет
Род — мужское начало всего сущего. Он вмещает в себе все — дела и небесные, и земные. Он несет дыхание жизни. И без него ничто не могло бы существовать. Род есть везде — в каждом человеке и в камне, в грозе, проливающейся на почву дождем, и в каждом ростке, пробивающемся к солнцу.
Славяне называли его Прабогом, Первобогом, Святовитом, подчеркивая тем самым разумение его силы, его значимости и блага, которое он несет людям.
Лада — Мать Мира
У нее очень много имен. Потому что многогранно и ее проявление на земле. Великая Богиня, Мать Сыра Земля, Берегиня, Богоматерь, Рожаница — все это Лада. По сути, Лада — это женская ипостась Рода, которую считали его женой, а иногда — дочерью. Она — само плодородие, потому что рождает все на земле — людей, животных, урожай… Без нее ничто не могло бы иметь своего воплощение в физическом мире, и без ее милости человеку не получить ни пропитания, ни продолжения рода. Ладе славяне посвящали свадебные песни, ее славили на Масленицу, на Красную горку, на Ярилу, на Купалу.
Темнобог — владыка зла
Этот бог — противовес Роду и, следовательно, жизни и свету, которые он несет. Это существо мрачное, которое, по сути дела, было для наших предков тем же, чем является дьявол для христиан. Темнобога еще называют Чертом, Хладолетом, Морозом, Кощеем, Колодием.
Велес — волхв богов
Велес — владыка царства мертвых, а еще — ночи и ночных светил. Однако ограничить сферу его влияния только этим было бы неверно. Потому что у него есть еще как минимум одна очень широкая и значительная область владычества — магия. Велес — покровитель славянских колдунов, волхвов и магов. Но, кроме этого, почитали Велеса и скотоводы, пастухи, охотники, называя его Хозяином Зверей, а также купцы и просто люди, сугубо небезразличные к накоплению богатств. Этого бога скорее боялись, чем любили, его именем пугали, однако же ему и поклонялись.
Сварог — божественный кузнец
Сварог подобно Прометею, давшему людям огонь, подарил славянам кузнечные клещи и тем самым основал кузнечное дело. Впрочем, и к стихии Огня он тоже имел самое прямое отношение, поскольку славяне считали, что он породил эту стихию. Поэтому Сварог — это в первую очередь бог всех славянских кузнецов. А в целом он воспринимается как сила, которая позволяет небесные, эфирные сущности — огонь и свет — использовать для вполне земных, материальных надобностей.
Даждьбог — Солнце-Царь
Этот бог олицетворяет живительную силу, солнечный свет и плодородие, которое оказывается естественным их следствием и результатом. Даждьбог, который, если интерпретировать его имя буквально, означает «податель благ» (а вовсе не «бог дождя») — один из любимейших в народе богов. Ему молились о благоденствии, его просили об урожае, приплоде и т. п.
Называли Даждьбога еще и Хоросом. У этого имени общий корень со словом хоровод, то есть здесь тоже налицо ассоциация с диском Солнца, которое дает свет, тепло, жизнь. А другие имена Даждьбога — Зоревик, Радигост, Коляда, Дабог.
Стрибог — дед ветров
Ветер — стихия сложная. Она и созидательна, когда несет с собой долгожданные тучи, насыщенные влагой, но и разрушительна, когда проносится ураганом, ломая посевы и снося кровли с жилищ. Поэтому Стрибог (он же Соловей-Разбойник, Похвист, Погода) — сила неоднозначная, явно почитаемая славянами, однако же и вызывающая некоторый страх.
Перун — грозный князь
Это проявление божественных сил было особенно почитаемо в среде славянской знати. Они ставили его даже выше Рода. В народе было наоборот. Однако игнорировать мощь Перуна (Громовика) никому и в голову не приходило, ибо это был бог своенравный, воинственный, буйный. О характере его много говорят традиционно ассоциируемые с ним символы — птица орел и дерево дуб. И Перун такой же — свободный, крепкий, сильный, мощный.
Славянский пантеон многолик. И это понятно, ибо проявлений окружающего мира неисчислимое количество, и для каждого нужно найти имя и к каждому следует относиться с должным вниманием. Конечно же, мы не назвали здесь всех славянских божеств. К ним можно отнести и Ярилю, Леля, Морану, и даже бабу Ягу. Особое место отводилось тем силам, контакт с которыми происходил ежедневно — леший, водяной, домовой. В былые времена абсолютно каждый хорошо их знал и умел с ними обращаться.
А что же сейчас? Природные силы и духи никуда не подевались и мощь их не ослабла. Просто современные люди привыкли во всем руководствоваться логикой и начисто отрицать любые сверхъестественным объяснения. Справедливости ради надо сказать, что и встретить лешего или водяного, живя в современном мегаполисе, совершенно невозможно. И только если вы решитесь на переезд в сельский дом или просто на длительную вылазку на природу, вы сможете почувствовать на себе проявления духов местности и природы. А уж понравитесь вы им или нет, будут ли они с вами сотрудничать или вредить — зависит только от вас, от вашей доброты, скромности, чуткости и умения договариваться.
© копирование запрещено
astrozodiac.ru
Урок истории на тему "Язычество, или Во что верили древние славяне". 4-й класс
Разделы: Начальная школа
Цели урока:
Задачи:
- обучающая – создать условия для формирования у школьников представления о первой религии “Язычество” в связи с чем она появилась, почему славяне верили в духов и богов. Что такое магия, фетишизм и тотеизм;
- развивающая – способствовать развитию информационной культуры школьников, логическому мышлению, умению работать с дополнительной литературой, повысить интерес к занятиям историей;
- воспитательная – дает толчок к изучению истории своего народа. Уважение мнения каждого. Повышение ответственности каждого ученика за успех группы и класса в общем.
Оборудование урока:
- музейные экспонаты;
- костюмы;
- декорации.
Ход урока
- Вступительное слово учителя.
- Класс разбит на группы, каждая группа подготовилась по свои заданиям: 1 группа рассказывает о славянских богах. 2 группа о славянских духах. 3 группа готовила дома обережных кукол, и рассказ о куклах. 4 группа рассказывает об обычаях и языческих праздниках.
- Подведение итогов. Домашнее задание. Выставление оценок.
1. Сообщение темы урока.
Учитель: Сегодня на уроке мы поговорим с вами о том, во что верили древние жители московской земли-славяне, чему и кому поклонялись наши предки. Вы хорошо знаете о том, что вся жизнь людей в далекой древности была тесно связана с природой-лесом, рекой землей. Славяне не могли объяснить многие явления природы, поэтому они отождествляли эти все явления с духами, богами, их гневом или милостью. Отсюда и берет свое начало первая славянская религия Язычество.
Славяне начали поклоняться многим богам природы. Главные их боги жили на небе.
Вопрос к ученикам: Каких богов славянских вы знаете?
2. Рассказ о славянских богах.
Ученик 1: Бог солнца Хорс. Его имя означало "круг", воплощал в себе Хорс, движущееся по небу светило. Хорс не имел человеческого облика, он изображался золотым диском. С культом Хорса связан ритуальный весенний танец хоровод, т.е. движения по кругу, Также обычай печь на масленицу блины в виде солнца.
Ученик 2: Даждьбог - брат Хорса, бог солнечного света ,тепла, созревания урожая. Даждьбог согревал промерзшую за зиму землю, пробуждая к жизни растения, вел постоянную борьбу с холодом.
Ученик 3: Перун - бог грома и молнии, покровитель воинов, божество грозное и карающее. Этот бог распоряжался войной и миром. Главным оружием Перуна были камни, стрелы топоры. Славяне думали, что наказанных бог грозы поражает огненными стрелами - молниями. Чтобы задобрить опасного бога славяне приносили жертву людей, животных, сжигая их на костре. Им казалось, что с дымом они поднимаются высоко вверх, до самого божества. Сытно наевшись, Перун пошлет людям удачу в делах, победу на войне.
Ученик 4: Велес - хозяин дикой природы Владыка лесов и животных. Покровитель домашнего скота и богатства. Велес - господин путей, покровитель всех путешественников, почитатель торговцев, скотоводов, охотников, земледельцев.
Ученик 5: Ярило - бог плодородия и пробуждающейся природы. Ярило имел 7 мячей и семь голов ,был огромного роста.4 головы Мужские, 2 женские, а седьмая звериная, была на груди.
Ученик 6: Лада - женское божество плодородия, благополучия, весеннего цвета жизни. Она же богиня брака, изобилия, богиня незамужних девушек, богиня весны и первой зелени. Ладой называли матерью. Отсюда и поговорка быть в ладу со всеми.
Учитель: Чтобы молиться и задабривать богов у славян были специальные места - святилища. На этих огороженных площадках ставились каменные или деревянные изображения богов - идолы. Святилища устраивали в самых красивых местах: по берегам рек, на высоких холмах, в дубовых рощах. Вокруг идолов постоянно горели костры, на кострах славяне сжигали жертвы богам, считая, что дым донесёт их молитвы. Жертвоприношениями ведали особые люди-волхвы и кудесники. К ним обращались за советами и предсказаниями. Волхвы считались самыми главными в время праздников и погребений.
3. Духи у славян
Учитель: Славяне верили не только в богов, но и в добрых, и злых духов. Они верили, что в природе и в доме живут невидимые существа - добрые и злые духи. Многие из них нам хорошо знакомы по народным сказкам. Чтобы привлечь добрых и отпугнуть злых духов существовало очень много оберегов,и обрядов чтобы увидеть эти обряды и обереги, давайте на время перенесемся в обычную славянскую избу.
Участники: Домовой, хозяин, хозяйка занимают свои места в избе.
Учитель: Скажите ребята, как у славянских народов, да и в наше время называют домашний дух, мифологический хозяин и покровитель дома?
Ученик: Домовой.
Учитель: А где в доме живет домовой?
Ученик: Там где тепло, за печкой.
Домовой: Домовой - это Я. Дух который живет в каждом доме. Я не делаю зла, а только шучу, даже оказываю услуги, если люблю хозяина и хозяйку. Я охраняю дом и двор, предупреждаю о несчастье, если на порог должна прийти беда я вою, стучу, бью посуду, хлопаю дверью, так я предупреждаю о несчастье. Если у хозяина есть лошади и они мне нравятся, я ей в косы заплетаю гриву и хвост, если не нравиться я её пугаю, поэтому хозяин и покупает лошадей той масти, которая приходится по двору, то есть
Учитель: Если хозяева продавали старый дом и покупали новый, они всегда приглашали в новый дом своего домового.
Хозяйка: Подходит к печи, достает чугунок с недоваренной кашей и говорит "Хозяинушка, помоги кашку в новом доме доварить, детишек накормить".
Учитель: Горшок с недоваренной кашей забирали в новый дом и там доваривали.
Хозяин: Еще при переезде ставили на печь тапочек, и утром когда все вещи выносили из дома, тапочек выносили последним, со словами "Хозяюшка нам, господин милостивый! Смилуйся, хозяюшка поедим в наш новый дом, на новый двор, на новое житье на новое бытье, на новое богатство!".
Хозяйка: Если молодые муж с женою идут в свой первый дом, они несколькими обрядами зазывают домового. 1) Выводят в полночь, в полнолуние на улицу с левым батником, привязанным на веревочке, и тянут его за собой. Ни в коем случае нельзя оглядываться. Как только почувствуют "тяжесть" в ботинке, значит, домовой согласился жить с вами.
Учитель: Считается, что домовой рождается стареньким дедушкой, а умирает младенцем. Скажите, так зачем нужен домовой в доме?
Ученики отвечают.
Учитель: А каких родственных домовому духов вы знаете?
Ученик 1: Леший - Лесной дух, хозяин леса, жилищем ему служат густые камыши и лесные трущобы. Может вырастать выше деревьев, может ниже травы, в зависимости от обстоятельств и характера. Одежда у него вывернута изнанку, и чаще всего его представляют старичком. Считают, что он любит кричать в лесу, пугая народ, заводит в глушь и там хохочет и хлопает в ладоши. Если человек заблудился, нужно, как леший одеть одежду наизнанку, с сразу найдешь тропинку верную. Леший путает тропинки лесу, отсюда и поговорка если человек,что-то перепутал или заблудился "Лешак попутал"
Ученик 2: Кикимора - многие считают её женой Лешего. Это маленькая, сгорбленная, безобразная чудаковатая старушка, неряшливо одетая в лохмотья.
Ученик 3: Банник - дух живущий в бане. Часто его представляют в виде крохотного, но очень сильного старичка с длинной и лохматой бородой, покрытой плесенью. Любимое развлечение Банника шпарить моющихся кипятком, стрелять в печи каменке камнями. Считают, что злится банник, когда люди нарушают запреты, моются в праздники, поздно ночью, или парятся в бане целый день без остановки сменяя друг друга. Идя в баню люди благодарили банника за жар жаркий, баньку теплую, пар парной.
Ученик 4: Анчутка - злой дух, живет то в воздухе, то в воде, мгновенно появляется, когда упомянут его имя. Лучше о нём помалкивать, а то будет тут как тут. Выглядит как маленький чертик, с гусиными лапками. Обычно Анчуткой пугали маленьких детей за плохое поведение за столом. Говорили "Не болтай ногами, а то Анчутка придет". Считают, что больше всего на свете Анчутка любит качаться на ноге у человека.
Ученик 5: Баба Яга - хозяйка леса. Живет в избушке на куриных ножках. Баба Яга в основном ловит непослушных детей, сажает их на лопату и жарит в печи. Но не в одной сказке так никого и не съела. Часто от неё бегают. Иногда она выступает в роли дарительницы. Дарит Иванушке или клубок, или санки самоходные или коня. Помогает найти дорогу.
Учитель: А как вы считаете, зачем детям рассказывали о добрых и злых духов?
“Рассказывая о разных духах, детей приучали к осторожности в лесах, на болтах, у воды, а так же послушанию и хорошему поведению”.
4. Обереги у славян.
Учитель: Очень часто наши предки использовали обереги от различных несчастий. Этими оберегами могли быть различные предметы.
Хозяйка: Очень сильным оберегом считался Веник. Это защита дома от нечести. Обязательно мусор мели от двери, чтобы не вымести добро. Если приходил не желанный гость в дом, веник переворачивали, ставили на ручку, и гость быстро уходил.
Домовой: Считалось, что 24 сентября Федорин день и домовенок весь день сидит за веником. Нельзя было в этот день веник брать в руки. И в этот день мусор из дома не выносили. А в полночь веник выносили на перекресток 4-х дорог и выкидывали, считалось, что из дома выкидывали все беды и болезни, которые накопились за год. Все несчастья уходили на все 4 стороны.
Хозяин: Подкова в доме это счастье, полная чаша. Подкову вешали на дверь или забор. Очень хорошим признаком считалась, если подкову нашли на дороге случайно, или выкопали из земли.
Хозяйка: После урожая всегда в доме ставили сухой подсолнух-это тепло, свет, радость, жизнь.
Хозяин: Вязанка чеснока, заплетенная в косу пугала злых духов, а мешок орехов крепкая и дружная семья.
Домовой: А наполненный мешок монетами, зерном, колосьями - достаток и богатство в доме, сытость.
Хозяйка: В северных деревнях по сей день мастерят деревянных птиц счастья. Подвешивают их на ниточке под потолком избы. От движения воздуха они начинают кружиться. Эта птица украшает дом, делает его уютнее, приносит счастье.
Хозяин: В старину деревянная птица охраняла дом, берегла от напастей. Как гласит поверье: мастер должен выточить ее за 52 прикосновения к дереву ножа или топора, 52 ни больше не меньше, по числу недель в году. При этом произносит заклинание, превращающее дерево в доброго духа.52 удара, 52 слова, не известных нам сейчас.
Учитель: В наше время детей практически нечем удивить. В магазинах полно всевозможных игрушек. Но какими, же игрушками игрались наши бабушки, когда были детьми? Какими были игровые куклы тех времен? Ведь куклы это тоже очень сильный оберег.
Ученик 1: Обычную куклу делали из травы, соломы, из лоскутков одежды. Первые куклы делали мамы детям, потом ребенок сам начинал изготавливать кукол. Обережные куклы не состояли из иголок и режущих предметов. Куклы делались из старой поношенной одежды. Считалось, что поношенная одежда хранит в себе тепло души человека, носившей ее.
Ученик 2: Кукол ярко наряжали, украшали, но лицо не рисовали. По народным поверьям, если у куклы нет лица, то никакая нечисть в нее не вселится, и значит не принесет никакого вреда ребенку. Для ребенка кукла была и игрушкой и оберегом. Ее хранили в сундуках, корзинках. В богатых домах одевали в дорогие ткани с вышивкой, и куклы были похожи на обитателей дома.
Учитель: В каждом доме были обережные куклы. В обычных домах, за печкой можно было найти 13 разных кукол. Это куклы-Лихоманки, они выманивают беду и болезни из дома. Почему же их было обычно 13? Дело в том, что именно столько было сестер-трясавиц: Кумоха, Аввареуша, Глазея, Глухея, Желтея, Каркуша, Ледея, Немея, Огнея, Отпея, Пухлея, Трясея, Храпуша. По приказанию Кумохи - старшей сестры нападают лихоманки на расслабившегося человека и не дают ему продыху - ломают, трясут, бросают то в жар, то в холод. Проникают они в избы через печные трубы вечерами, как всякая другая нечисть и лихая сила. Именно поэтому кукол - лихоманок помещали за печкой. Делали таких кукол с заговором: в течение всего процесса вязания куклы ворожея не должна была сбиться с ритма и не прерывать речитатива заговора, а с последним словом завязать на кукле последний узел. Считалось, что, увидев куклу, сестрица-трясовица узнает себя и вселится в куклу вместо человека. Сгорая на костре, кукла-лихоманка уносила - выманивала - из дома беду. А каких кукол приготовили ребята??
Показывают куклы ребята изготовленные дома.
Ученик 1: Кукла-Крупеничка. Рассказывает о ней.
Ученик 2: Кукла-Утешница. Рассказывает о ней.
Ученик 3: Кукла-Травница. Рассказывает о ней.
Ученик 4: Кукла-Неразлучники. Рассказывает о ней.
Ученик 5: Кукла-Пеленашка (первая кукла для ребенка). Рассказывает о ней.
Ученик 6: Кукла-Берегиня. Рассказывает о ней.
Учитель: Оберегами считались так же и имена у человека. Рожденный ребенок получал имя и это был уже оберег. Иногда родители называли ребенка ласково "мой медвежонок, зайка, орел" и люди верили в великую силу слова. Считалось, если ребенка называть таким именем, то к нему перейдут качества этого животного или птицы. И люди будут выносливыми как, медведь или волк, быстрыми как заяц, зоркими как орел.
- А как вы считаете, имеет ли слова силу?
- Можно ли словом обидеть или ранить человека, доставить радость, ободрить его?
Сегодня наш урок подходит к концу, вы очень много узнали, услышали на уроке. Как вы думаете, а если сделать куклу оберег для вашего класса, как она должна выглядеть? Несколько человек из класса делают куклу, оберег для класса. Дают ей имя.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Конспект интегрированного урока для 3–4-го класса по теме "Во что верили древние славяне"
Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа
1. Сообщение темы урока.
Сегодня на уроке мы поговорим с вами о том, во что верили древние жители московской земли – славяне, чему и кому поклонялись наши предки.
Вы хорошо знаете о том, что вся жизнь людей в далекой древности была тесто связана с природой – лесом, рекой, землей.
2.
Выступают дети, подготовившие рассказ по статье “Славяне – древние жители московской земли” из учебника “Москвоведение. 3 класс”. Автор: Горелова Н. А.
Рассказ сопровождается демонстрацией слайдов с помощью мультимедийного проектора. После прослушивания можно провести небольшую беседу по вопросам:
– Как вы считаете, почему славяне с таким почтением относились к природе?
– Можно ли вообще обойтись без природы? Что она дает человеку?
– Как вы думаете, может ли природа “обидеться” на человека или, наоборот
“отблагодарить” его? Какие вы можете привести примеры?
3. Рассказ учителя о славянских богах
.(Можно в качестве фона к рассказу использовать музыкальное сопровождение.)
Славяне были язычниками и поклонялись многим богам природы. Главные их боги жили на небе и самым сильным было Солнце. Оно согревало промерзшую на зиму землю, пробуждало к жизни растения, вело постоянную борьбу с холодом и тьмой. Солнце славяне называли Даждьбог.
Славянские боги – Род, Перун, Сварог, Велес, Ярило, Берегиня – одни из главнейших. Верховным божеством славян был Род.
Род – бог – создатель, также бог неба, грозы и плодородия. О нем говорили, что он едет на облаке, мечет на землю дождь и от этого рождаются дети. (Очень похоже на мифы). Род – повелитель земли и всего живого, он – бог – творец.
Перун – бог грома и молнии, покровитель воинов, божество грозное и карающее. По представлению славян, Перун в теплые дни весны являлся со своими молниями, оплодотворял землю дождями и выводил из-за рассеянных туч ясное солнце. Его силою пробуждалась природа к жизни. Этот бог распоряжался войной и миром. Его явление возбуждало страх и трепет. Главным оружием Перуна были камни, стрелы а также топоры. Славяне думали, что наказанных бог грозы поражает огненными стрелами – молниями. Чтобы задобрить опасного бога, славяне приносили ему в жертву людей и животных, сжигая их на костре. Им казалось, что с дымом они поднимаются высоко вверх, до самого божества. Сытно наевшись, Перун пошлет людям удачу в делах, победу в войне. Перуну был посвящен дуб, из которого, по преданию, добывали живой огонь.
Сварог – бог Солнца и огня, также бог – кузнец. По древним сказаниям Сварог, с появлением Солнца (Даждьбога) и огня, называемого Сварожичем, предается покою и передает им управление Вселенной.
Другим богом, от милости которого зависела жизнь славян, был Велес –
– хозяин дикой природы, владыка лесов и животных. Это покровитель домашнего скота и богатства. Велес – господин путей, покровитель всех путешественников, попечитель торговцев, скотоводов, охотников и землепашцев.
Ярило – бог плодородия, пробуждающейся природы и вешнего света. Ярило имел восемь мечей и семь голов и был исполинского роста. Четыре головы были мужские и две женские, а седьмая, звериная, была на груди.
И, наконец, Берегиня – великая богиня – мать вместе с Родом породившая все сущее на земле. Это богиня материнства и женственности, наиболее часто называемая славянами Ладой. Культ Берегини был представлен березой – воплощением небесного сияния и света на земле.
Можно вспомнить и таких богов, как Похвист и Догода – боги погоды и непогоды, Стрибог – бог ветра и бури, Даждьбог – бог Солнца.
4. Словарная работа.
На доске прикреплены карточки со словами:
святилища идолы волхвы кудесники духи обереги заговоры
Значения слов выясняются в ходе дальнейшего рассказа учащимися, которые появляются в костюмах мудреца, волхва и кудесника. Рассказ сопровождается показом слайдов с помощью мультимедийного проектора.
Чтобы молиться и задабривать богов у славян были специальные места – святилища. На этих огороженных площадках ставились каменные или деревянные изображения богов – идолы. Святилища устраивали в самых красивых местах: по берегам рек, на высоких холмах, в дубовых рощах. Вокруг идолов постоянно горели костры, на которых славяне сжигали жертвы богам. Дарили (жертвовали) все самое ценное, что имели. Это могли быть не только домашние животные, но и люди. Жертвуя, люди обращались с просьбами к богам, считая что дым донесет их мольбы.
Вот пример такой просьбы: (показывается слайд, звучит фонограмма)
Ветер, ветрило, Из семи – старший брат, Ты не дуй со гнилого угла, Ты полей дождем с запада. Ты подуй-ка теплым теплом, Сослужи службу роду нашему, Пригони дожди добрые, Пахарям – на радость, А тебе буйному – на славу!
Жертвоприношением ведали особые люди – волхвы и кудесники. К ним обращались за советами и предсказаниями. Волхвы считались самыми главными во время праздников и погребений.
5. Духи у славян.
Верили славяне, что в природе и доме живут невидимые существа – добрые и злые духи. Многим из вас они хорошо знакомы по народным сказкам. А о некоторых вы сейчас друг другу расскажете. Давайте посмотрим. (Показывается отрывок из мультфильма “Летучий корабль”, где Водяной исполняет свою песню).
Ну, конечно, все знают про водяных и русалок, леших и домовых. А вот и он сам. (Показывается отрывок из мультфильма “Домовенок Кузя”.) У нас тоже есть свои домовые. (Показывается выставка работ учащихся).
– А зачем нужен домовой?
– Зачем зазывали домового в новый дом и старались угодить в старом ?
Давайте узнаем ответы на эти вопросы?
6. Рассказ о домовом.
(Показывается слайд с детским рисунком домового).
Домовой – дух, который живет в каждом доме, в каждом семействе. Не делает зла, а только шутит иногда, даже оказывает услуги, если любит хозяина или хозяйку. Если беда в доме какая – воет, иногда даже показывается кому – нибудь, стучит, хлопает дверями, предупреждая о несчастье. По общему поверью, живет он по зимам около печки, или на печи, а если у хозяина есть лошади и конюшня, то помещается около лошадей. Если домовой полюбил домочадцев, то он караулит дом и двор. В противном же случае – бьет и колотит посуду, кричит, топает, мешает спать.
7. Зазывание домового.
(Выходят два ребенка с домовыми – куклами в руках, можно в народных костюмах.)
Переезжая на новое место жительства, обязательно зазывали домового. Перевозили его в лапте со словами: “Домовой, домовой, поедем домой”. Или Заманивали “доваривать кашу”. (Ребенок подходит к макету русской печи и рассказывает дальше, сопровождая речь показом.) Хозяйка доставала из старой печки горшок с недоваренной кашей, приговаривая: “Хозяинушка, помоги кашку доварить, детушек накормить!” Потом горшок с кашей переносили в новый дом, в новую печку. А вот другой заговор, зазывающий в новый дом домового: “Хозяюшка наш, господин милостивый! Смилуйся, хозяюшко, пойдем в наш новый дом, на новый богатый двор, на новое житье, на новое бытье, на новое богачество!”
8. Рассказы детей о других духах.
Леший – лесной дух.(Показывается отрывок из мультфильма “Домовенок Кузька”, затем слайды с детскими рисунками лешего и кикиморы). Жилищем ему служат густые камыши и лесные трущобы. Может вырастать выше деревьев, а может быть ниже травы, в зависимости от обстоятельств и характера. Леший может явиться к человеку в разных видах, но чаще показывается людям дряхлым старичком, у которого вся одежда вывернута наизнанку. Лешему приписывают, что он любит кричать в лесу, пугая тем народ, заводить в глушь и там хохотать и хлопать в ладоши. Если он кого – либо заведет в лес, то по народным поверьям, необходимо одеться как леший – вывернуть всю одежду наизнанку и сразу выйдешь на нужную тропинку. У лешего есть жена – кикимора. Это маленькая, сгорбленная, безобразная, чудаковатая старушка, неряшливая, одетая в лохмотья.
Банник (показывается слайд с детским рисунком) – дух, живущий в бане. Часто его представляют в виде крохотного, но очень сильного старичка с длинной и лохматой бородой, покрытой плесенью. Любимое развлечение банника – шпарить моющихся кипятком, стрелять камнями в печи – каменке, а также пугать парящихся стуком о стенку. Может вредить и по крупному. Особенно тогда, когда люди злостно нарушают запреты: моются в праздники, поздно ночью или парятся в бане целый день, без остановки сменяя друг друга.
Аука – дух леса. (Показывается слайд.) Называется так от зова в лесу
“Ау!”. В отличие от прочей нечисти, аука не спит круглый год. Любит он морочить голову человеку в лесу, отзываться сразу со всех сторон, может завести в глушь или бурелом. Вселит надежду на спасение, а сам водит до тех пор, пока не утомиться человек и не уснет, обо всем забыв.
Еще один дух леса – боли – бошка. (Показывается слайд.) Живет на ягодных местах, больше всего на клюкве и бруснике. Сам он большеголовый, рукастый, неуклюжий, одежка – рвань в заплатах. Носик востренький, а глаза – не поймешь, не то печальные, не то хитрые. Прикинется жалким старичком, выйдет навстречу и просит помочь найти утерянную кошелку, корзинку или еще что – нибудь.
Нельзя поддаваться на его уговоры, как бы н6и умолял. Уступишь, начнешь о его потере думать, смотреть по сторонам, наклоняться, искать – вскочит боли – бошка на шею, голову петлей стянет, будет водить по лесу. Голова разболится, заблудишься и вовсе пропадешь.
Жихарь (показ слайда) – домашний злой дух, но не домовой. Где в доме живет точности неизвестно. Опасный сосед для тех, у кого есть маленькие дети. В отсутствие домочадцев крадет младенцев из люльки и прячет. Если мать бывает вынуждена выйти из избы, то в люльку надо положить ножницы, а под нее старый веник. Эти предметы домашнего обихода отпугивают жихаря, он становится бессильным что – либо сделать.
Анчутка (показ слайда) – злой дух, одно из древних русских названий черта. анчутка живет то в воздухе, то в воде и, как всякая нечисть, мгновенно откликается на упоминание своего имени. Лучше о нем помалкивать, не то этот маленький чертик с гусиными лапками, беспятый, рогатый, противный будет тут как тут. Обычно, анчуткой пугали маленьких детей за плохое поведение за столом. Говорили: “Не болтай ногами, а то анчутка придет”. Считалось, что больше всего на свете анчутка любит качаться на ноге у человека.
9. Чтение заговоров.
Часто, обращаясь к нечисти всякой, люди читали заговоры, в которых очень почтительно, уважительно, с благодарностью обращались к духам. Давайте послушаем. (Показываются слайды с текстом, которые озвучиваются фонограммой.)
Заговор на милость лешего.
“Хозяюшко лесной! Дедушка леший, покажись нам, объявись перед нами не волком злым в шубе серой, не вороном черным в шубе смолистой, не елкой колючей в шубе зеленой, а покажись ты нам таковым, каков я Иван стою сейчас перед тобою!”
Заговор для банного.
“Хозяюшко наш банный! Благодарим тебя, дорогой наш байнушко, за жар жаркий, за баньку теплую, за пар парной!”
– А как вы считаете, зачем детям рассказывали о духах, особенно злых?
Рассказывая о разных духах, детей приучали к осторожности в лесах, на болотах, у воды, а также к послушанию и хорошему поведению.
10. Обереги у славян.
Очень часто наши предки использовали обереги от разных несчастий. Ими могли быть любые предметы: вышитая скатерть, рушник, бытовая утварь – иглы для шитья, ножницы или топор, особым образом заговоренные. Это были резные фигурки из дерева и кости, пучки трав, ладанки с землей, игрушки. Оберегом мог стать даже старый рваный башмак с каким – нибудь острым предметом внутри. Старые деревья берегли окрестности от всяких бед и напастей. Обереги украшали знаками Солнца, земли, растений. (Рассказ сопровождается показом предметов – оберегов.)
11. Рассказ о птице – Солнце.
(Выходит ребенок с птицей – Солнце в руках, желательно в народном костюме.)
В северных деревнях и по сей день мастерят таких птиц и подвешивают их на ниточке под потолком избы. От движения воздуха они начинают кружиться, словно парят в небе.
В современном жилище эта птица – память о предках, их вере и обычаях. Она украшает дом, делает его уютнее. А может быть, и оберегает, приносит счастье.
В старину деревянная птица в первую очередь охраняла дом, берегла от напастей. Как гласит поверье, Мастер должен был выточить ее за пятьдесят два прикосновения к дереву ножа или топора. Пятьдесят два – ни больше ни меньше – по числу недель в году. При этом он произносил заклинание, превращающее дерево в доброго духа. Пятьдесят два удара – пятьдесят два слова, не известных нам ныне.
12. Составление оберега. (рассказ сопровождается показом слайдов.)
Сейчас мы вместе попробуем составить оберег из тех предметов, которые окружали и окружают людей в повседневной жизни. Только надо помнить о том, что любой предмет, в данном случае, является символов какого – то понятия.
Веник – защита дома от нечисти.
Подсолнух – тепло, свет, радость, жизнь.
Наполненный мешок, монеты, зерна или колосья – достаток, богатство в доме, сытость.
Подкова – счастье, дом – полная чаша.
Орех – крепкая и дружная семья.
13. Мастер – класс.
Класс разбивается на 3 – 4 команды. Задание: следуя инструкции с подробным описанием и показом техники изготовления тряпичной куколки – оберега, изготовить самостоятельно такую игрушку – защитницу. (Показ идет с помощью мультимедийного проектора. Затем каждой группе дается набор различных предметов и коллективное задание: сделать оберег и представить его перед другими командами.
14. Рассказ учителя про имена-обереги.
(Текст взят из учебника “Москвоведение. 3 класс”. Автор Горелова Н.А.)
Долгое время на Руси у людей было два имени: одно христианское по святцам, где были отмечены дни памяти того или иного святого, а другое – русское. Иногда родители нарекали своего ребенка еще одним именем, которое сохранялось в тайне от всех. Дело в том, что в древности имени придавалось огромное значение. Считалось, что имя – это часть человека, от имени во многом зависит его судьба. Поэтому люди старались давать детям такие имена, которые защищали бы их от зла.
Древние русские имена были не похожи на современные. Очень часто это были прозвища, причем неблагозвучные. Наверное, никому сегодня не понравилось бы имя Трус, Дурак, Кривой, Рябой. А в древности такие некрасивые имена считались оберегом, защитой человека. Вспомните Иванушку – Дурачка, героя многих сказок.
(Показываются слайды с иллюстрациями к различным сказкам.) В конце – концов Иванушка оказывался самым умным, сильным и смелым.
Иногда человека называли именами звериными или птичьими, например: Волк, Медведь, Заяц, Орел. Люди верили в великую, чудодейственную силу слова. Слово называли “вещим”, “волшебным”. Считалось, что если назвать ребенка таким именем, то ему перейдут качества этого животного или птицы. И люди будут сильными и выносливыми, как волк и медведь, быстрыми, как заяц, зоркими, как орел.
– А как вы считаете, имеет ли слово силу?
– Можно ли словом обидеть, ранить человека или, наоборот, доставить радость, ободрить его?
– Какие бы имена, прозвища вы выбрали для себя и своих товарищей ?
15. Завершение занятия. Творческое задание.
Дети работают в группах. Задание: оформить бейджики с именами. Проводится жеребьевка.
1-я группа – имена – прозвища. 2-я группа – “звериные” имена. 3-я группа – “птичьи” имена. 4-я группа – “сказочные” имена.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai